Каждому киоску — свое место

Лариса Денежная

Каждому киоску — свое место

Улицы города постепенно избавляются от допотопных киосков и павильонов. В Ставрополе, как и в других городах России, в прошлом году началась реорганизация мелкорозничной торговой сети по новым правилам, единым для всей страны. И, нужно сказать, этот процесс вызвал бурную реакцию со стороны предпринимателей в некоторых территориях. Пошли обращения во все инстанции, вплоть до президента.

В Ставрополе «бури» не было. Реорганизация мелкорозничной сети идет, что называется, в «рабочем порядке». Учитывая остроту проблемы, к ее решению подошли обстоятельно. Самые важные моменты обсуждаются на заседаниях специально созданной рабочей группы под контролем депутатов городской Думы.

Напомним: требования к организации мелкорозничной сети были определены Федеральным законом «О торговле». Главным нововведением стало размещение киосков и павильонов в соответствии с утвержденной схемой дислокации нестационарных торговых объектов, разработку которой закон возложил на органы местного самоуправления. При этом оговорив: их количество определяется с учетом норматива минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. В Ставрополе этот норматив, как показали расчеты, в два раза превышает необходимый и даже выше, чем у ближайшего соседа, города-миллионника Ростова-на Дону. Столько и таких объектов мелкой розницы – около тысячи – краевому центру просто не нужно. «Таких» — это не отвечающих санитарным, пожарным, в конце концов, градостроительным нормам. Мало того, как показали итоги проведенной инвентаризации, 60 процентов из них не имели никаких разрешительных документов. Срок аренды земли у некоторых закончился еще в 2002 году, у большинства – в 2006-м. Часть этих временных архитектурных сооружений вообще не использовалась.

А ну-ка, временные, прочь!

Бурное развитие мелкорозничной торговли началось в эпоху пустых магазинных прилавков начала 90-х годов. Многочисленные киоски и павильоны стали появляться повсеместно — эти легкие сооружения возводились быстро при минимуме средств. Надо отдать должное: эти объекты мелкой розницы помогли насытить потребительский рынок товарами. Свою историческую миссию они выполнили. Сейчас, когда появились современные торговые центры, стационарные магазины в шаговой доступности, мелкорозничная сеть потеряла свою актуальность.

На июль 2012 года в городе было 900 павильонов и киосков. В действующей схеме размещения нестационарных торговых объектов — их около 400. Остальные пойдут под сокращение. Но для городских властей это не просто математическое действие, где нужно автоматически вычесть энное количество объектов, чтобы получить в итоге требуемую цифру.

— Мы провели анализ целесообразности сноса торговых объектов, выработали единые критерии для киосков и павильонов, которые попадут в утвержденную схему, — говорит исполняющая обязанности руководителя комитета муниципального заказа и торговли городской администрации Галина Охмат. — Предложения по ее разработке рассматривала рабочая группа, куда вошли специалисты комитетов администрации по торговле и градостроительства, управления муниципальным имуществом г. Ставрополя, представители районных администраций города. Обсуждение проводили вместе с заинтересованными ведомствами — Роспотребнадзором, ГИБДД, противопожарной службой, с советами микрорайонов.

Помимо требований, оговоренных СанПиНами и прочими нормативными документами, при разработке схемы добавили и критерии «местного» характера. В схему не вошли киоски и павильоны, расположенные в исторической, центральной части города на «красной» линии, вблизи дорог и на перекрестках, в скверах и рощах, а также расположенные на тротуарах шириной менее 1,5 метра и другие. Учли и предложения жителей. В дислокации предусмотрели размещение объектов по реализации социально значимых групп товаров (молоко, хлеб, овощи, газеты-журналы) в районах с неразвитой инфраструктурой, а также по ремонту обуви.

Каждому киоску — свое место

Отдельно обсуждалось размещение объектов мелкой розницы на остановочных павильонах, а также киосковых зон.

Остановки – не место для торговли

На остановках общественного транспорта киоски и павильоны повсеместно стали появляться все в те же трудные 90-е. Местные власти таким образом пытались решить проблему благоустройства этих пунктов. Предприниматели располагали торговые точки в выгодных, с точки зрения реализации товаров, местах. Но этот «бонус» отрабатывали – устанавливали крытые павильоны для пассажиров, оборудуя их лавочками и прочими атрибутами. А поскольку нормативная база на размещение торговых точек в составе остановочных комплексов отсутствовала, предприниматели, сообразуясь со своими «аппетитами» и возможностями, ставили киоски-павильоны кто во что горазд. В результате остановки общественного транспорта не только потеряли свое первоначальное назначение как объекты дорожной инфраструктуры, превратившись в торговые зоны, но и стали создавать угрозу безопасности движения. При отсутствии подъездных путей разгрузка товаров в эти торговые точки идет с проезжей части. Создают дополнительные проблемы и покупатели, паркующие здесь свои машины, что еще больше усугубляет проблему пробок на дорогах.

Мегаполисы столкнулись с этой проблемой давно. В Москве, например, распоряжением мэра еще в 2001 году было принято решение по обустройству остановочных пунктов, где оговорили: расположенная на нем торговая точка не должна создавать помех для движения транспорта и размещения пассажиров; запрещается завоз товаров в период работы городского пассажирского транспорта (только в ночное время или местный подвоз товара на тележках).

В Ставрополе стали заниматься этой проблемой только сейчас. При обсуждении схемы размещения нестационарных объектов мелкой розницы комиссия приняла решение: запретить размещение новых киосков и павильонов на остановках общественного транспорта. 14 таких торговых объектов уже исключены из схемы. Те, кто в нее попал, может претендовать на получение земли в аренду на один год. Этот срок будет как бы переходным, чтобы предприниматели смогли распродать товар, поменять формат торговли или подыскать другое место и т.д. С 2014 года эти объекты мелкой розницы пойдут под демонтаж.

«Зону» как формат ликвидируют

Отныне перестанет существовать в Ставрополе и такой формат торговли, как киосковая зона. Решение об этом приняла рабочая комиссия после тщательного изучения этих объектов и результатов их паспортизации, проведенного комитетом муниципального заказа и торговли городской администрации.

В городе насчитывается 16 киосковых зон, имеющих в своем составе более 230 киосков. Комиссия изучила каждый на соответствие санитарным, пожарным, градостроительным и другим нормам, а также их ассортимент.

— Скопление 10—12 киосков по одному адресу, да еще по соседству со стационарной торговлей, городу просто не нужно, — говорит исполняющая обязанности руководителя комитета муниципального заказа и торговли Галина Охмат. — Эти точки давно поменяли свой изначальный профиль и продолжают это делать чуть ли не каждую неделю. Особенно после принятых на федеральном уровне ограничений на продажу табачных изделий, алкогольной продукции. Владельцы этих киосков уже не знают, чем торговать. В результате в продуктовой зоне появляется корм для собак, белье и прочее.

— Киосковые ряды вдоль проезжей части по улице Пушкина у рынка «Центральный» тоже демонтируют? — поинтересовались мы. – Чтобы пройти к остановке, людям приходится обходить эту киосковую «стену», да еще с нагруженными сумками.

Как рассказала Галина Охмат, по киосковым зонам у рынка «Центральный» было много вопросов. Эти объекты не соответствуют ни пожарным, ни санитарным, ни градостроительным нормам. Находятся они за «красной линией» и установлены на тротуарах. При том, что рядом, в шаговой доступности, — рынок на 1200 торговых мест, продовольственные магазины по ул. Лермонтова, ул. Каменоломской, магазин «Магнит». По улице Пушкина расположены два ряда киосков, у которых разные владельцы. Желтый ряд находится на земле рынка. Эти киоски должны демонтировать к концу года в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынках». Красная киосковая зона находится на территории магазина «Коммерсант».

Эти торговые объекты тоже демонтируют после окончания договора аренды земельного участка. На высвободившемся месте будут оборудованы парковочные карманы — сейчас проехать к рынку «Центральный» невозможно, машины паркуются на проезжей части.

Доживает свой век и киосковая зона с противоположной стороны рынка, по улице Артема. Расположена она у склона, на насыпном грунте. Комитет градостроительства подготовил план благоустройства этой территории, где тоже расположится парковка. Высадка здесь деревьев поможет укрепить склон.

Есть планы и на другие территории, которые высвободятся после демонтажа киосковых зон. На их месте появятся современные торговые комплексы и магазины. Один из них – на улице 50 лет ВЛКСМ, 58, где уже избавляются от непрезентабельных киосков.

Резерв — по конкурсу

В схеме нестационарных торговых объектов зарезервировано около 30 мест. Но предоставляться они будут по конкурсу. Подать заявку может любой желающий, выполнивший условия проведения этой процедуры. В том числе — и из числа тех, чьи киоски-павильоны идут под снос. Помимо прочих условий есть и требования, предъявляемые к внешнему виду этих объектов. Город предложил предпринимателям несколько вариантов дизайна, выполненного в едином стиле, для киосков и павильонов разного торгового профиля. Они должны вписаться в общую картину, не портя внешний облик города.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов