Каждому овощу своё время

Василий Скакун
Россия. Детский рисунок
Россия. Детский рисунок

Недавно довелось посмотреть небольшой сюжет о русском мальчике, которому всего-то шесть лет. Он родился в России, но постоянно живет в Китае вместе со своими родителями. Они журналисты, и уже 15 лет обитают в Поднебесной. Этот мальчуган, Гордей Колесов, участвуя во всекитайской детской олимпиаде и соревнуясь со сверстниками, среди множества миллионов претендентов вошел в первую десятку (там не было пьедестала почета для первых трех мест). И он, Гордей, настолько удивил жюри своим безукоризненным знанием не только китайского языка, но и древнейших истин, многие из которых представители оценочной комиссии сами слышали впервые.

Затем он задавал членам жюри такие вопросы по древнекитайской философии (Лао Цзы), что они с восторгом признавали его превосходство. Примечательно, что никто из членов этой экспертной группы не смог выговорить русское имя этого паренька – Гордей. Кроме того, он владеет еще пятью языками, не считая русского, и это еще не все – в соревнованиях по шахматам среди детей своего возраста он занял второе место (в Китае, естественно). И когда Гордея объявили одним из лучших, то больше сына радовался его отец. На вопрос, где он и как получает такой объем знаний, его отец объяснил, что они отказались от посещения сыном элитной школы (для детей высшего партийного комсостава) и все знания их сын получает от частных учителей. И на последний вопрос жюри – где он будет жить после того, как повзрослеет, Гордей долго думал, прежде чем ответить, а затем сказал: «В Китае».

Помните, совсем недавно мы публиковали статью «Кому принадлежит будущее». Она о Льве Протасове, о пареньке из Екатеринбурга, который написал удивительное стихотворение – обращение к матери-России. Приведем одно из главных четверостиший:

Потому что Русский я по Духу!
Потому что Русь – моя Земля!
Потому что Мать моя – Славянка
И меня в России родила!

Лева Протасов учится в четвертом классе обычной школы, языков пока не знает, но главное, что уж очень удивительно, так это то, как он осознал в свои десять лет, что надо беззаветно любить свою Родину и всеми силами (душевного плана) желать ей быстрее подняться с колен (и не столько с экономических, сколько с нравственных) и занять самое достойное место в мире. Ведь русский народ и на самом деле не только первенец человеческой жизни на планете, но и по своему духовному запасу просто не имеет себе равных – и это его главный потенциал.

А вот еще одно откровение Глеба Дюдюна из ставропольской гимназии № 17 под общим названием: «Нам не нужна стена, нам не нужна война». Он в стихотворной форме пишет о том, что дети и звери готовы, объединившись, разрешить все спорные проблемы в мире и построить один общий дом:

Хочу сказать я всем вам, дети,
Что ваша сила велика,
Что только вы меня поймете,
Не примете за чудака.
Так в чем же, в чем
вся ваша сила?
А в том, что только дети
Всем людям могут доказать,
Что мы и звери вместе
Готовы все дела решать
И общий дом построить.
Готовы быть, готовы жить,
Искать, любить и... помнить.
А в начале этого стихотворения есть такие строки:
В чем смысл этого письма?
Рассердится Природа,
Начнем прощения просить,
Да будет уже поздно.

Быть может, слова десятилетнего ставропольца в некотором смысле пророческие относительно всех природных катаклизмов последнего времени?

Глеб, а он ровесник Левы Протасова, полагает, что мир на планете могут восстановить только дети и звери, объединившись в общем устремлении разрушить все условные стены непонимания между государствами и установить мир. Они, дети, как вытекает из этого стихотворения, абсолютно разуверившись в силе, которую взрослые используют во взаимоотношениях друг с другом, потому как она испорчена людским эгоизмом, агрессией и алчностью. Они, дети, готовы к сотрудничеству с животными, чтобы построить общий дом, в котором бы все жили объединенные любовью.

Дети, как губки, впитывают опыт и жизненные наработки всех людей, встречающихся у них на пути к взрослению. Но мы уже очень по-взрослому хотим приучать их к жизни и полагаем, что самые важные факторы – это те, которые в дальнейшем будут способствовать решению материальных проблем. Им бы гонять в казаки-разбойники, а мы им английский с пеленок; им бы играть в дворовый футбол с приятелями по подъезду, а мы их силком тащим на фигурное катание; им бы змея самодельного позапускать в небо, а мы, кроме английского, фигурного катания, еще в придачу ведем их в музыкальную школу на скрипку.
Что движет родителями? Забота о завтрашнем взрослом их детей. Что хотят дети? Они хотят не материальных благ завтрашнего дня, они хотят сегодняшнего детства. Неиспорченный детский разум не хочет принимать правила игры взрослых, потому как эти правила построены на вероятном обмане, личной выгоде и иных ухищрениях. Еще Януш Корчак, польский педагог, который добровольно пошел в варшавское гетто и погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками, говорил: «Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно».

Мы почему-то никогда не задумывались над тем, как Великая Природа в течение жизни меняет приоритеты и устремления человека. И надо признаться, что в детском возрасте они самые чистые, самые честные и самые искренние. Это на самом деле есть некий фундаментальный пласт для всей будущей жизни, так как приобретенные в детском возрасте привычки и навыки, как правило, остаются уже неизменными. И если взрослые не испортят ее своей меркантильностью, то есть серьезная надежда - из этого маленького человека вырастет тот, который пишется с большой буквы. Потому как в жизнь с периодом взросления привносятся новые энергии, и неготовность их принятия из-за непрочного фундамента детства делает подростков хитрыми, коварными, мелочными.

Помните, как Халиль Джебран, восточный философ ХХ века, говорил о связи детей и родителей, что наши дети не принадлежат нам, это дети Неба и родителям просто доверили начало их жизни пропустить через себя. И продолжал, что родители сравнимы с луком, а дети – стрелы. Родители могут только дать силу для полета стрелы, а сопровождать ее в полете невозможно. Можно только с гордостью наблюдать за траекторией ее полета.

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, потому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской.

Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. гл. 18, ст. 6 – 7).

А главные соблазны человеческих искушений – это гордыня, похоть и корыстолюбие. Так давайте прививать детям те качества, которые столь необходимы в жизни: доброту, милосердие и сострадание, и они с ними никогда не потеряются в лабиринтах жизни.

стихи, дети, размышления, грани бытия

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление