«Каждый памятник я пропускаю через своё сердце»

Ольга Метёлкина

22 февраля скульптору Николаю Санжарову исполняется 80 лет

Заслуженный художник России скульптор Николай Санжаров в мастерской.
Юрий РубинскийЗаслуженный художник России скульптор Николай Санжаров в мастерской.

Вернуться бы на 65 лет назад и послушать, о чём говорили члены жюри краевого конкурса на лучшую иллюстрацию к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова, объявленного для школьников. На том творческом состязании среди сотен талантливых мальчишек и девчонок был семиклассник из Изобильного Коля Санжаров, занявший третье место. Могли предположить строгие судьи, оценивавшие конкурсные работы, что одарённый сельский паренёк вырастет и станет известным в крае скульптором, а его работы будут украшать улицы и скверы Ставрополя, Изобильного, Светлограда, Невинномысска?..

В год 200-летия со дня рождения великого поэта Николай Фёдорович Санжаров вновь увидел свои детские акварели, которые все эти годы хранились в музее-заповеднике «Домик Лермонтова» в Пятигорске и вместе с работами юных художников наших дней были опубликованы в альбоме «Лермонтов. Эпоха. Пятигорск. Глазами детей».

– А чем же Вас тогда наградили за третье место в конкурсе? – интересуюсь я у автора.

– Денежной премией в сто рублей, – смеётся Николай Фёдорович. – По тем временам это были большие деньги – пять маминых пенсий. На премию я купил краски.

Студент, десантник, скульптор...

Куда пойти учиться после окончания школы, сомнений не было. Николай Санжаров поступил на отделение живописи в Краснодарское художественное училище. Учился он с удовольствием, а за старание и успехи получал повышенную стипендию. Через два года студенческую жизнь сменила служба в армии, и не где-нибудь, а в воздушно-десантных войсках. Но и там Николай Санжаров не переставал заниматься творчеством. Как он сам рассказывает: «Мои рисунки тушью неоднократно публиковали в газете Вооруженных Сил СССР «Красная Звезда». В армии увлёкся скульптурой, сделал две больших скульптуры десантников – офицера и солдата перед входом в казарму, были другие работы».

Демобилизовавшись, Николай Санжаров с усиленным творческим азартом окунулся в учёбу. Он перевёлся из Краснодара на отделение скульптуры в Ростовское-на-Дону художественное училище имени М.Б. Грекова. И там он показал себя как большой трудяга, не жалеющий себя ради достижения поставленной цели. А цель была – стать профессиональным скульптором.

Государственная комиссия высоко оценила дипломную работу «Целинница» выпускника Санжарова. На первый взгляд, в ней не было ничего особенного: скульптор изобразил хрупкую девушку, как будто только что сошедшую с поезда на маленьком степном полустанке. Опустив на землю вещмешок, в котором поместился весь её нехитрый скарб, девчушка на миг замерла перед тем, как сделать шаг навстречу новой жизни. Комиссия признала эту работу лучшей за всю историю училища. Николай Санжаров получил «красный» диплом и направление в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, дававшие право на внеконкурсный приём документов. Он успешно поступил в знаменитый вуз на скульптурный факультет, где его наставником стал народный художник СССР Михаил Константинович Аникушин – автор знаменитого памятника А.С. Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге.

Годы учёбы в институте были насыщены интересными событиями, возможностью творить, участием в конкурсах и выставках. Как говорит Николай Фёдорович, идеи для его работ подсказывала сама жизнь. В качестве примера он рассказал о том, как появилась скульптурная композиция «Вдова», которая в 1967 году на внутривузовском конкурсе была признана лучшей и получила 1-ю премию. Будучи на каникулах дома, в Изобильном, Николай рано утром, часа в четыре, вышел в поле и вдруг услышал рыдания. Невдалеке он увидел женщину, которая обняв корову, горько плакала. Эта картина так и осталась у него перед глазами. Позже, всего за одну ночь, Николай Санжаров создал композицию «Вдова». Ничего не надо было придумывать, автор знал немало односельчанок, переживших войну, потерявших мужей. Сколько их осталось с детишками на руках... И, слава богу, если в хозяйстве была корова-кормилица, на которой во время войны, вместо лошади, приходилось пахать. Казалось бы, такой простой сюжет, а сколько в нём смысла, как глубоко он проникает в душу, какое вызывает сострадание. Не случайно жюри конкурса дало высшую оценку этой работе. В том же, 1967 году композиция Н. Санжарова «Вдова» была представлена на выставке «Советская Россия» в Москве.

Стела доваторцам – возвращенный символ мужества

Восстановленная на новом месте стела героям-доваторцам.
Юрий РубинскийВосстановленная на новом месте стела героям-доваторцам.

Тема войны и народного подвига красной нитью проходит через всё творчество Николая Санжарова. Приехав в 1968 году после окончания института работать на Ставрополье, он за сравнительно короткий период создал галерею героических образов и мемориалов. Среди них – барельеф Героя Советского Союза генерала Д. М. Карбышева для школы № 28 в Ставрополе и бюст Героя Советского Союза А.В. Грязнова в Изобильном.

8 мая 1975 года в торжественной обстановке был открыт, наверное, самый знаменитый монумент скульптора Санжарова – стела героям-доваторцам. Три символических клинка из стали, взметнувшиеся в небо на 30-метровую высоту, с медным барельефом в качестве «эфеса», установленные на пересечении улиц Шпаковской и Доваторцев, хранили память о героизме наших земляков. Стела была и произведением искусства, и градостроительной доминантой, и незаменимым ориентиром, пока десять лет назад тогдашние краевые и городские власти в нарушение законодательства не решили снести памятник под предлогом его якобы аварийного состояния. Н.Ф. Санжаров переживал это событие как личную трагедию. И даже то обстоятельство, что по решению Генеральной прокуратуры РФ памятник в 2012 году был восстановлен (хоть и на другом месте), не принесло скульптору полного удовлетворения. Он до сих пор не может простить варварского отношения к его творению, олицетворявшему собой народную память.

В середине 70-х годов прошлого века Санжаровым был создан ещё один мемориал, без которого сегодня невозможно представить облик нашего города. Это знаменитый «Холодный родник». По первоначальному замыслу автора, памятник, символизирующий трагедию братоубийственной гражданской войны, не был похож на тот, который известен горожанам. Санжаров предложил комиссии макет, изображавший поднимающиеся из земли руки, символизирующие загубленные души. Однако в эпоху соцреализма подобное решение не нашло поддержки у краевого архитектурного начальства, и автор создал другой, знакомый всем ставропольцам вариант.

Сильные личности приносят вдохновение

Памятник генералу Алексею Петровичу Ермолову на Ермоловском бульваре.
Александр ПлотниковПамятник генералу Алексею Петровичу Ермолову на Ермоловском бульваре.

Большинство созданных Николаем Санжаровым памятников, установленных в Ставрополе, гармонично вписались в городской пейзаж, стали его неотъемлемой частью. Каждого, кто приезжает в краевой центр по железной дороге, в районе привокзальной площади встречает фигура губернатора Н.Е. Никифораки. Если подняться немного вверх по бульвару, за Тифлисскими воротами мы видим памятник легендарному генералу А.П. Ермолову. Сегодня уже трудно вспомнить, как выглядел сквер на Ботанике без мемориала Воинам-интернационалистам или площадка перед Дворцом детского творчества без скульптурной композиции, посвященной юным защитникам Отечества.

Заслуженный художник России скульптор Н.Ф. Санжаров – автор портретных барельефов на аллеях Почетных граждан Ставропольского края, Ставрополя и Невинномысска. По инициативе Союза генералов Ставрополья он создал мемориальную доску маршалу Г.К. Жукову, которая была установлена на улице, переименованной в его честь. Среди недавних работ скульптора – бюст нашего земляка, Героя России Владислава Духина, в центре образования города Ставрополя.

Не трудно заметить, что Николая Фёдоровича вдохновляют на творчество сильные яркие личности. В прошлом году он, к примеру, создал бюст знаменитого российского реформатора П.А. Столыпина и подарил его светлоградскому фермеру А.П. Черниговскому. А в настоящее время мастер продолжает работу над бюстом полководца А.В. Суворова.

У Николая Санжарова много наград. В 2008 году он был удостоен медали «За заслуги перед Ставропольским краем». Награждён Памятным знаком администрации Ставрополя «За большой вклад в социально-культурную сферу города», серебряной медалью Петра Великого «За трудовую доблесть», орденом «За заслуги перед Родиной и Отечеством» – от Союза ветеранов Афганистана.

Художник в гармонии с миром

– Каждый памятник я пропускаю через своё сердце и душу, – говорит скульптор Н.Ф. Санжаров.

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Александр ПлотниковПамятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

В свою очередь, работы, созданные мастером, оставляют свой след в сердцах современников. Это в полной мере относится к памятнику М.Ю. Лермонтову, торжественно открытому в 1994 году в сквере возле театра драмы. В этой работе нашла отражение искренняя любовь автора к творчеству великого поэта. Николай Санжаров с детства зачитывался поэзией и прозой Лермонтова, особо выделяя его среди других гениев русской словесности и поражаясь философской мудрости и глубине его строк. Многие стихи Николай Фёдорович помнит наизусть.

Н.Ф. Санжаров любит поэзию, пишет и сам. Одарённый от природы, он ещё в детстве научился играть на балалайке, мандолине, гитаре и скрипке. Знает много русских и украинских народных песен, с удовольствием их поёт. Дети Николая Фёдоровича выросли в творческой семье и каждый талантлив по-своему: старший сын – реставратор, средний – скрипач, дочь – преподаёт иностранные языки. Жена Альбина Петровна обладает особым талантом – окружая заботой и вниманием мужа, она ежедневно «исполняет обязанности» его музы.

В свои 80 лет Николай Санжаров полон творческих сил и замыслов. А это значит, что, должно быть, скоро ставропольцы увидят его новые работы в выставочных залах и на улицах города.

Санжаров, юбилей, памятник

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»