Кино не для попкорна
Дмитрий ЕлшанскийПитчинг молодых кинематографистов СКФО состоялся в Ставрополе в рамках Форума творческих союзов «Белая акация» и Дня короткометражного кино
Вот уже во второй раз в краевом центре проходит питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу). на котором молодые сценаристы презентуют свои наработки с целью нахождения инвесторов, готовых оказать финансовую помощь в реализации данных кинопроектов.
Ежегодно российский Союз кинематографистов принимает до пятисот сценариев, но найти в этой куче проект, который действительно заинтересует широкий круг зрителей, очень сложно. Вообще, за все четыре года существования российских питчинг-форумов в стране было снято всего лишь около 40 фильмов, многие из которых в дальнейшем были заявлены на крупных фестивалях, таких как «Кинотавр».
По словам директора Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрия Якунина, наши сценаристы в лучших традициях классиков русской литературы отдают предпочтение жанру социальной драмы:
- Порядка 80% дебютных короткометражек сняты на социальные темы. К сожалению, очень мало ребят работают с жанрами ужасов, триллера, детского кино. Наша задача показать дебютантам, что для входа в индустрию недостаточно одних социальных драм. Есть продюсеры, которые ищут режиссеров, способных снимать комедии и работать с детьми на площадках, так что мы выступаем за «разножанровость» и призываем ребят работать в этом направлении.
Стоит отметить, что зачастую в продвижении короткометражного дебютного кино заинтересованы именитые актёры. Если история действительно хороша, они с удовольствием соглашаются сняться в шорт-фильме и внести свой вклад в развитие качественного российского кинематографа. Одной из таких артисток стала Светлана Ходченкова, успевшая сняться в клипе эпатажной группы «Ленинград», а также в паре громких голливудских блокбастеров. Примечательно, что за главную роль в короткометражном фильме Кирилла Плетнёва «Мама», получившем в этом году «Золотого орла», актриса не потребовала гонорара.
В целом питчинги – это отличная стартовая площадка для людей, делающих первые шаги в мир большого кино. На мероприятиях такого формата юные режиссеры, сценаристы и актёры могут набраться опыта и вдохновения, а заодно завести полезные знакомства. Для них эти фестивали могут стать ключевым моментом в карьере и даже пропуском в индустрию. К тому же кинопоказы – это подводка к более важному событию: Всероссийскому питчингу дебютантов, на котором создатели лучших фильмов получают различные скидки на техническое оборудование, помощь при постпродакшне и продвижении, а также юридическую поддержку.
Как признались члены жюри, в состав которого вошли известные московские деятели киноиндустрии, в этом году ставропольский питчинг был действительно богат на таланты. Участники из городов Ставрополья, Кубани и республик Северного Кавказа представили проекты восьми короткометражек и двух документальных фильмов, при этом не стали ограничиваться одной лишь «социалкой», выбрав своими направлениями неигровое кино, фантастику, спорт и даже совершенно новое направление – кино с использованием технологий виртуальной реальности (VR).
Тем не менее победитель может быть только один – им стал Ислам Сатыров из Минвод с проектом фильма о незрячем мальчике «Шёпот счастья». Он получил продюсерскую поддержку компании «Чечен-фильм», благодаря чему в скором времени кинокартина выйдет в свет. Также специальным призом Молодёжного центра был отмечен проект документального фильма краснодарца Якова Уманцева о способах заработка несовершеннолетних «Дети и деньги».
Особенно стоит отметить то, что ставропольцам, решившим посетить данное мероприятие, выпал уникальный шанс совершенно бесплатно увидеть эксклюзивные шорт-фильмы, которые простой зритель в ближайшие пару лет не сможет найти ни на полках магазинов, ни в кинотеатрах, ни даже в Интернете.
При просмотре таких фильмов вам не захочется хрустеть попкорном. Они неоднозначны, волнующи, заставляют переживать огромную гамму эмоций, оставляют после себя широкий простор для рассуждений и дискуссий. Но одно можно сказать точно – если вам выдастся возможность хоть раз посмотреть эти короткие ленты, то не пожалейте 20-40 минут личного времени. Равнодушным не останется никто, ведь это кино о нас и о нашей жизни.
«Мама». Реж.: Кирилл Плетнёв
В центре истории — взаимоотношения бывшей наркоманки со своей 14-летней дочерью, которая считает мать старшей сестрой, а своих бабушку и деда — настоящими родителями.
«Карма». Реж.: Владимир Грамматиков
Фильм по мотивам одноименного рассказа Алисы Пермяковой. Главная героиня (Лариса Удовиченко) после смерти попадает в небесную канцелярию, где ей предстоит сложный выбор – распределить баллы заработанной за годы жизни кармы так, чтобы после перерождения новая жизнь была долгой, яркой и счастливой.
«Время простых романтиков». Реж.: Юрий Хачко
Трогательная история о настоящей дружбе, которую два героя – ветераны Великой Отечественной войны – пронесли вместе через всю свою жизнь. Фильм о поиске «места под солнцем» и предназначении человека.
«Стрела». Евгений Никитин
История, раскрывающая сложные взаимоотношения подростков в школьной среде. Школьный задира Эдик Карпов переходит все границы дозволенного на уроке биологии. Этот факт чрезвычайно злит новенькую ученицу Алису Климович и она решает преподать ему урок.
«Неона». Реж: Вера Водынски
Альтернативное антиутопическое будущее. В 1995 г. в Пекине на всемирной конференции ООН по положению женщин понятие «пол» было заменено на понятие «гендер», а позже гетеросексуальность встала под строжайший запрет. В эротической антиутопии «Неона» спрогнозированы будущие последствия этого события.