Коля хочет домой. А можно ли?

Лариса Ракитянская

Коля хочет домой. А можно ли?
 9 октября «Вечерка» опубликовала материал «За порогом казенного дома», в котором была рассказана непридуманная история Оксаны, бывшей воспитанницы детского дома, что находится неподалеку от Ставрополя.

Рассчитывая на продолжение темы, мы пригласили к разговору бывших воспитанников детских домов, попросили поделиться тем, как сложилась их дальнейшая судьба, что случилось с ними «за порогом казенного дома».
Отклики мы получили, из них можно составить некоторое представление о взрослой жизни детдомовцев. 

Но наши читатели совершенно справедливо поставили вопрос шире: как не допустить сиротских мытарств — без квартиры, без работы, без нормального образования — еще там, в детстве этих ребят. Потому что слишком многие судьбы ломаются через колено по причинам, которые выглядят если не смешными, то надуманными, по-чиновничьи буквоедскими, а в итоге — очень злыми по отношению к детям и их будущему...

Вот вам одна такая история, которая «загуляла» по Интернету, заставив и педагогов, и работников социальных служб, и органы опеки дать оценку событиям в жизни большой семьи Даниловых...

«В Ставрополе сейчас разыгрывается трагедия» -

под таким заголовком (привожу адрес, который у меня есть - http://www.kleo.ru/webboard/vital/?903927.shtml) в сети распространена следующая информация:

«Некоторое время назад суд лишил мать шестерых детей Данилову Снежанну Владимировну родительских прав. Между тем сослуживцами мать характеризуется положительно - не пьет, не курит, очень ответственная. Но находится в сложном материальном положении. Решение суда было обжаловано в краевом суде. И краевой суд отменил решения о лишении родительских прав. Вернее, краевой суд отменил и направил на доследование с комментариями. Повторное слушание должно состояться в понедельник, 12.10.

Всё время, пока шли суды, дети находились в детском доме (убегали домой, и их снова приводили и. т. д.). Три дня назад два её сына, убежав из ДД, пришли к ней на работу. Младший со следами побоев на лице. Мальчику восемь лет, детский дом города Ставрополя на ул. Трунова. Сказал, что его побили, просил слёзно забрать домой. Мать поехала в детдом и поговорила с медсестрой, которая сказала, что ребёнок четыре дня лежал в лазарете и, по её подозрениям, он изнасилован. Ребёнка матери не дают (она хочет провести медэкспертизу). Мать говорит, что последний раз, когда она там была, ребёнок стоял на коленях и умолял, чтобы она его забрала и никогда не отдавала...

Врач д/дома сказала, что, по анализам крови, у ребёнка, возможно, гепатит С. Ещё сказала, что, если малыш будет закатывать истерики, его отвезут в психбольницу. Мальчик пытался выброситься в окно.

Вчера мальчику укололи успокоительное, он не успокоился сразу, они укололи ещё. Мать плакала, просила, чтобы ей разрешили посидеть с ним, и, когда он заснёт, она уйдет. Они не пустили её.

Матери самой очень трудно защищать свои права. На нервной почве у неё серьезно пошатнулось здоровье. Дважды в день к ней вызывают «скорую помощь»...

Отвечает Министерство образования СК

14 октября на сайте министерства образования Ставропольского края опубликован следующий ответ:

«В сети Интернет распространено сообщение о ситуации с лишением родительских прав Даниловой Снежанны Владимировны, жительницы г. Ставрополя. Учитывая, что данное сообщение привлекло общественное внимание, министерство образования Ставропольского края считает необходимым дать следующие разъяснения.

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 января 2009 года Данилова С. В. лишена родительских прав в отношении шести несовершеннолетних детей. Семья состоит на учете в администрации Октябрьского муниципального района
г. Ставрополя как неблагополучная с 2005 года.

В адрес комиссии по делам несовершеннолетних Октябрьского района неоднократно поступали обращения руководства муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя в связи с тем, что дети часто прогуливают школу, приходят на занятия без школьных принадлежностей, неподготовленными, неопрятными, часто находятся без присмотра родителей.

Специалисты отдела опеки и попечительства администрации Октябрьского муниципального района г. Ставрополя неоднократно проводили акты обследования жилищно-бытовых условий проживания данной семьи. В актах отмечалось, что дети проживают в антисанитарных условиях, со стороны родителей отсутствует контроль, дети занимаются бродяжничеством.
Профилактические мероприятия положительных результатов не дали.

С исковым заявлением о лишении родительских прав Даниловой С. В. и ее гражданского супруга в связи с ненадлежащим исполнением ими родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей в Октябрьский районный суд обратилась прокуратура Октябрьского района г. Ставрополя.

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 января 2009 года Данилова С. В. лишена родительских прав.
Данилова С. В. обратилась с кассационной жалобой об отсрочке решения суда. Ее заявление было удовлетворено, дети были оставлены с матерью при условии успешного окончания ими учебного года, а также выполнения обязательств матери по изменению образа жизни, отношения к воспитанию детей. Но данные обязательства должным образом не были выполнены: дети продолжали часто без уважительных причин пропускать занятия и по-прежнему на долгое время оставались без присмотра.
В связи с этим на основании решения Октябрьского районного суда от 24 июля 2009 года в отношении четверых детей детсадовского и школьного возраста Даниловой С. В. было отказано в восстановлении родительских прав.

21 августа 2009 года дети были помещены в приют «Росинка», а впоследствии трое из них переведены в детский дом № 12 г. Ставрополя. По заключению краевой психолого-медико-педагогической комиссии все дети имеют педагогическую запущенность, задержку психического развития, вторичное недоразвитие речи, также имеются рекомендации невропатолога о реабилитационных мероприятиях специалистов (психолога, логопеда, дефектолога).

В настоящее время с детьми проводятся реабилитационные мероприятия, но для положительного результата требуется определенное время. Дело о восстановлении Даниловой С. В. в родительских правах рассматривается в Октябрьском районном суде г. Ставрополя. До вынесения судебного вердикта дети не могут быть переданы из специализированных учреждений кому бы то ни было, т. к. это явится прямым нарушением действующего законодательства.

Министерство образования Ставропольского края как уполномоченный орган исполнительной власти, координирующий деятельность по опеке и попечительству, проанализировав необходимые документы, установило, что Данилова С. В. работает, не злоупотребляет спиртными напитками, дети к ней очень привязаны и имеют желание воспитываться в своей биологической семье. Из чего сделан вывод, что восстановление в родительских правах Даниловой С. В. будет соответствовать интересам несовершеннолетних. В случае положительного решения суда о восстановлении Даниловой С. В. в родительских правах семье необходимо оказать действенную помощь в воспитании и обучении детей всеми субъектами профилактики.

Орган опеки и попечительства администрации Октябрьского района г. Ставрополя принимает активное участие в судьбе детей, и, учитывая их привязанность к матери, желание воспитываться в семье, принял решение в дальнейшем оказать Даниловой С. В. помощь в восстановлении ее в родительских правах.

Министерством образования Ставропольского края размещено на официальном сайте обращение ко всем специалистам органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по оказанию конкретной помощи гражданам, желающим восстановиться в родительских правах, и усилению деятельности по профилактике социального сиротства, работе с биологической семьей ребенка.

Заместитель министра образования Ставропольского края Н. А. Палиева».

«Мы боимся шаг сделать. Даже законный!» -

с горечью говорит об этой ситуации директор ГОУ санаторный детский дом № 12 на ул. Трунова Антонина Ивановна Остроухова. Она-то и дала более подробные пояснения страшным предположениям о судьбе Коли и Игоря Даниловых:

- Действительно, в минувшую пятницу Коля и Игорь ушли из 28-й школы. Но не из детдома, а после уроков. Коля сразу позвонил мне на сотовый телефон и попросил, чтобы мы в розыск не подавали (это по закону мы можем и должны сделать только спустя три часа отсутствия детей в детдоме). Коля сказал мне: мы скоро вернемся. Дети сходили в приют «Росинка», побывали у мамы на работе. Мы встретили их на машине у 12-й гимназии и благополучно привезли в детдом. Что же касается следов побоев, то это сущее вранье! После возвращения в детдом Коля действительно участвовал в потасовке с одним из своих сверстников, но оба мальчика не получили ни синяка, ни царапины — обычная детская драка.

- Верно ли, что Колю изнасиловали?

- Думаю, что и это неправда. Дело в том, что Коля попал к нам в детдом больше 10 дней назад из приюта «Росинка». Оттуда мы получили на мальчика сопроводительную характеристику, в которой было написано, что по результатам рисуночных тестов есть, мол, достаточно четкие указания на наличие сексуального насилия в отношении мальчика. Первая наша реакция на такую информацию — проверить! Потому что мы знаем: ни один рисуночный тест не может утверждать подобного с высокой степенью достоверности. Проверили — действительно, ничего подобного с Колей не происходило. А то, что ребенка матери не дают, чтобы провести судмедэкспертизу, тоже неправда: вместе с адвокатом мамы и представителями органов опеки, с социальным педагогом детского дома мы отправили Колю туда, но судмедэксперт в проведении такой экспертизы отказала, так как для этого не было оснований — например, не было направления от прокуратуры.

- Правда ли, что у Коли врач детдома подозревает страшный диагноз — гепатит С?

- Не врач детдома, а запись в медицинской карте Коли, которую мы получили из приюта «Росинка». Причем там написано, что ребенку необходима консультация инфекциониста, а для этого Колю надо положить на обследование в инфекционную больницу. У нас по графику было туда направление для Коли на 5 октября, но ребенок категорически отказался. Я хотела попросить его маму уговорить малыша лечь на обследование, но вот беда — никак не дозовусь к себе Снежанну Владимировну. Знаю, что 12 октября на суде этот вопрос поднимался: Данилову прямо спросили: можете ли вы обеспечить обследование Коли. Она ответила: нет, я работаю все время. Кстати, с мамой Коли у меня была назначена встреча 13 октября на 16 часов, она твердо обещала прийти, но не явилась. Это к вопросу об ответственности мамочки за судьбу своих детей...

- Говорят, Коля хотел выброситься из окна, ему насильно медсестра детдома уколола успокоительное...

- Во-первых, не медсестра детдома, а врач «скорой». Мы вызывали «скорую», и этот вызов зафиксирован, так как малыш повел себя очень агрессивно — педагоги не могли справиться. Но ни в какое окно он и не думал выбрасываться — просто у ребенка был нервный срыв в связи со всеми судами и неприятностями. Понять можно — мальчик переживает стресс, к тому же у него и так психика весьма лабильная. Да, он хочет жить с мамой, и все эти переезды из приюта в детдом ворвались в его жизнь очень жестоким образом. Мы — тоже не звери, мы очень хотим, чтобы дети жили в семьях, чтобы те же Коля и Игорь все-таки вернулись к маме. Но в тот момент, когда у малыша случилась истерика, ему нужно было элементарно помочь. Какая бы мать не сделала того, что сделали мы — не вызвала бы ту же «скорую»?

- А угрозы, что Колю отвезут в психбольницу?

- Да никто об этом и речи не вел! Коля и Игорь даже не знают, что я на днях получила целую «петицию» из 28-й школы, педагоги которой просят детдом о помощи: дети неуправляемые, импульсивные, эмоциональные, порой — агрессивные. В школу их воспитательница наша буквально за руку водит, а дирекция 28-й школы даже ставит вопрос о переводе Коли в 33-ю коррекционную школу. Но этот вопрос решать не нам, потому что мы после всего этого шума вокруг детей боимся шаг сделать. Даже законный!

Быть вместе непросто!

Готовя к печати этот материал, я связалась с заведующей отделом по охране прав детства Октябрьского района Марианной Лихмановой:

- Знаете, я впервые в своей практике встретилась с таким страстным желанием мамы и детей быть вместе. 21 октября в Октябрьском районном суде состоится очередное судебное заседание по исковому заявлению Снежанны Владимировны Даниловой о восстановлении ее в родительских правах. Органы опеки района склоняются к тому, чтобы поддержать женщину. Быть вместе маме и детям или не быть — это решит суд уже совсем скоро.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление