Компании раскрывают информацию

Жилищный кодекс РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания людей, надлежащее содержание общего имущества, а также предоставление жильцам коммунальных услуг.

Как не оказаться у разбитого корыта?

Казалось бы, нет ничего проще: выбери способ управления - скажем, управляющую компанию, заключи с ней договор, участвуй в расходах по содержанию общего имущества — и достойные условия проживания тебе обеспечены.
Однако жизнь показывает, что в ЖКХ не всегда можно получить то, за что уплачены деньги. Мало того, сегодня реальна ситуация: управляющая компания «обанкротилась», денежки «ушли» в неизвестном направлении, остались лишь ее многомиллионные долги ресурсоснабжающим организациям. На государство в такой ситуации надеяться не стоит, поскольку оно не несет никакой ответственности по обязательствам коммерческой организации, в том числе и УК.
Возникает вопрос: как же выбрать такую управляющую компанию, чтобы не остаться у разбитого корыта? А выбрать можно, для этого нужно внимательно изучать и сравнивать «досье» на каждую УК. Тут же возникает вопрос - где же взять это досье, кто его нам даст? Об этом позаботилось Правительство Российской Федерации. Своим постановлением от 23 сентября 2010 года № 731 оно утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Что предписывает Стандарт раскрытия информации?

По Стандарту под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение этой информации.
На управляющую организацию возлагается обязанность раскрывать:
1. Общую информацию об управляющей организации
Сюда входит фирменное наименование, фамилия, имя и отчество руководителя УК, реквизиты свидетельства о государственной регистрации, почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты. Плюс — режим работы, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб.
Что очень важно, полному раскрытию подлежит перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении УК, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них; перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления.
Также должны быть открыты сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.

2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления).
Эта часть информации должна раскрывать следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами;
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

3. Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В рамках этой части информации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений договоров об использовании общего имущества на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.

4. Порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора, который должен содержать все существенные условия;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).

5. Сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок, если он предусмотрен федеральным законом, указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы

В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсо-снабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены).
Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в установленные Стандартом сроки;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.

Порядок раскрытия сведений

Названным постановлением правительства регламентирован порядок раскрытия указанных сведений. Они публикуются в официальных СМИ, вывешиваются на стендах в помещениях компании, предоставляются по запросам, поданным в письменном или электронном виде. Информация также размещается в Интернете на официальном сайте компании, либо на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или на официальном сайте органа местного самоуправления.
Управляющие компании обязаны разместить информацию в срок, который истекает в декабре этого года.
Таким образом, информация (досье) о каждой управляющей организации позволит нам сравнивать цены (тарифы), стоимость работ (услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг; качество предоставляемых услуг; финансовую надежность управляющей организации и выбирать управляющую организацию, с какой можно заключать договор управления многоквартирным домом, а от какой необходимо «бежать» со скоростью света, не забыв расторгнуть договор.

Пока что агенты, а не исполнители услуг

До сих пор большинство управляющих компаний являются агентами, а не исполнителями коммунальных услуг. Такое вольное отступление от действующих правил они объясняют желанием предотвратить дополнительные расходы по уплате налога на добавленную стоимость. Между тем согласно ныне действующему Налоговому кодексу не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации следующие операции:
— реализация коммунальных услуг, предоставляемых различными организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем;
— реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, Налоговый кодекс не возлагает обязанности по уплате НДС при оказании управляющими организациями работ, услуг при управлении многоквартирным домом, следовательно, это не приводит к дополнительным расходам граждан.
Любовь КОЧЕНОВА, директор ООО фирма «Налоговый консультант»



Последние новости

Все новости

Объявление