Композитор Давид Генделев

Виталий Задорожный

наш земляк

В 80-х годах прошлого века на краевом радио звучали позывные, с которых начинались в эфире все передачи. Но, пожалуй, не каждый слушатель знал, что одним из авторов этих позывных был известный  ставропольский композитор Давид Генделев. Основная жанровая направленность его творчества – это инструментальная музыка, притом крупной формы. Наиболее значительное произведение в этом плане – концерт для скрипки с оркестром. В нем заложена серьезная программа, главная мысль которой – отношение человека к своему идеалу, поиски этого идеала в разные периоды жизни. Композитору хотелось средствами музыки, используя солирующий инструмент – скрипку, передать поэзию любви от юности до зрелости и показать, как эта любовь претерпевает различные жизненные препятствия и в конце концов побеждает. Таким образом, финал этого концерта является как бы гимном любви.

Первыми исполнителями концерта стали скрипач Дмитрий Андреев и симфонический оркестр Ставропольского музыкального училища под управлением Абрама Бреймана. И солист, и дирижер вместе с оркестром очень тонко и совершенно точно раскрыли авторский замысел.

Произведения Давида Генделева исполняли и другие музыкальные коллективы. Услышав очень яркое, зажигательное исполнение музыки ансамблем скрипачей музыкального училища под управлением Игоря Писарева, композитор написал для этого творческого коллектива сюиту в четырех частях «Времена года». Названия частей говорят сами за себя – «Танец снежинок», «Весеннее настроение», «Летний вечер», «Осенний праздник».

В творческом багаже Давида Генделева, которому в декабре минувшего года исполнилось бы 98 лет, есть немало музыки и песен, написанных  для театральной сцены. Это, в первую очередь, оперетты, шедшие в городах Урала, когда композитор жил в Оренбурге. Генделев считал музыку к спектаклям очень важным компонентом. Она не должна являться  голым сопровождением или иллюстрацией сценического действия, а обязана его дополнять, создавать определенное сценическое настроение. В спектакле должен обязательно присутствовать музыкальный образ, иначе музыка будет абстрактна.

Наиболее крупным произведением для сцены стал балет Давида Генделева «Капитанская дочка». Он был написан в связи с двухсотлетием восстания под руководством Емельяна Пугачева. Как известно, Оренбург был его эпицентром. Более четырех лет ушло на написание балета. Там есть один фрагмент экзотического плана – «Башкирский танец». Композитору пришлось ехать в Уфу, столицу Башкирии, покопаться в национальном фольклоре, встретиться с местными композиторами, посоветоваться с ними. Там он и отобрал ряд тем, связанных с эпохой Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева.

Творчески богат и ставропольский период жизни Давида Генделева. Многие его произведения становились весомыми подарками к знаменательным датам краевого центра. Это были песни на стихи местных поэтов Вениамина Ащеулова, Владимира Кудинова, Геннадия Фатеева. Посвящена городу сюита в пяти частях для фортепиано и чтеца «Прогулка по Ставрополю».

Давид Генделев постоянно участвовал  в музыкальных конкурсах, проводимых в крае. На конкурсе, посвященном 30-летию Победы в Великой Отечественной войне – это был 1975 год, – он получил первую премию за пьесу для фортепиано и ударных «Ритмы Победы». А буквально через два года, когда Ставрополь отмечал свой двухсотлетний  юбилей, первое место на конкурсе получил его марш для духового оркестра «Ставрополец».

Тяга к маршу, как музыкальному жанру, у Давида Генделева не случайна. Значительную часть жизни, двадцать лет, он отдал службе в армии. Именно оттуда идут в его творчестве маршевые, походные ритмы. Он работал и военным дирижером, и руководителем окружных ансамблей, в которых как раз и звучали его произведения.

Давид Генделев  кроме Московской консерватории окончил одновременно и Институт военных дирижеров.  Это ведь тоже армия. А армия и марш – понятия неразделимые.

- Я всю жизнь пытался написать хороший строевой марш, - рассказывал во время нашей встречи на краевом радио Давид Соломонович. – И вот только в Ставрополе в тесной творческой дружбе с оркестром военного летного училища, которым руководил майор Александр Злобин, мне удалось написать три произведения в маршевом жанре. Это марш «Ставрополец», «Русский марш» и марш «Олимпийский». Три русские народные песни, которые я подчинил маршевой специфике, включает в себя «Русский марш». Марш «Олимпийский» навеян Олимпиадой-80. И, наконец, марш «Ставрополец» - это дань тому, что я стал чувствовать себя истинным ставропольцем.

Двадцатилетним парнем в солдатской шинели встретил Давид Генделев Великую Отечественную войну. На его глазах гибли в атаках его ровесники, отдавая свою жизнь за Родину. И, естественно, тема подвига, тема священной памяти не могла не отразиться спустя годы на творчестве композитора. Ставропольцы знают, что у мемориала Вечной славы на Крепостной горе постоянно звучит траурно-триумфальная музыка, созданная Давидом Генделевым. Он написал и другие произведения, посвященные памяти тех, кто не вернулся с войны.

- Да, у меня есть ряд произведений, связанных со священной памятью павших воинов, - продолжал разговор Давид Соломонович. - Одно из них – «Солдатская вдова» на стихи поэта Николая Карташева. Когда он принес их мне, я был буквально потрясен и, сочиняя к ним музыку, плакал. Стихи покорили меня жизненной правдой и трагедийной судьбой молодой женщины. Оставшись  во время войны вдовой, она сохранила на всю жизнь свою женскую верность, пронесла сквозь годы любовь к мужу-солдату. Впоследствии люди, которые слышали эту песню, подтверждали, что подобные случаи встречались в жизни нередко

В музыкальном творчестве Давида Генделева, даже если брать в расчет только ставропольский период его работы, зримо проступает молодежная тема. Особенно ярко она выразилась в цикле песен, написанных в содружестве со ставропольским поэтом Вениамином Ащеуловым. Цикл этот рассказывает о молодежи края, о ее дерзаниях, поисках. Интересно то, что композитор берет в этом цикле широкий временной диапазон: от 20-х годов – это «Песня первых комсомольцев Ставрополья» и до наших дней – это песня «На гордой высоте»  о строителях Прикумского завода пластмасс.

 - Этот цикл посвящен 60-летию комсомола и включает в себя семь песен, - вспоминал Давид Соломонович. – Кроме названных, там есть песни, посвященные Ставропольской ГРЭС, песни «Монолог комсомола», «Комсомол всегда в строю», «Генка Голенев, отзовись». Нам пришлось с Вениамином Ащеуловым выезжать в творческие командировки. Мы были, в частности, на Прикумском заводе пластмасс, и эта поездка вдохновила нас на создание песни. Стихи, написанные поэтом, пришлись мне по душе своей яркостью, броскостью, они дают большой заряд для музыкальной мысли. Что касается музыки, мне хотелось в этом цикле отразить задор, кипучую энергию и живые ритмы жизни современной молодежи.

Давиду Генделеву посчастливилось учиться в Московской консерватории с такими широко известными композиторами, как Эдуард Колмановский, Арно Бабаджанян, Александр Холминов, Карен Хачатурян. Ему довелось общаться с большими музыкантами, корифеями музыки – это Дмитрий Шостакович и Исаак Дунаевский, Тихон Хренников и Юрий Шапорин. Это общение, конечно же, отразилось на его творчестве.

- Мне особенно запомнились слова нашего выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, - снова вспоминал Давид Соломонович. – Он призывал молодых авторов, как он выражался, «обмакнуть пальцы во все жанры». Следуя этому завету, я могу сказать, что у меня написана музыка почти во всех жанрах, нет только оперы. Я был также знаком с Исааком Осиповичем Дунаевским, который, кстати, принимал меня в члены Союза композиторов. Общение с ним  меня всегда вдохновляло и окрыляло. Я пытался, так сказать, уловить его песенный стиль и преломить его в своем творчестве.

Что же касается однокашников, соучеников по консерватории, Давид Генделев многие годы продолжал с ними творческие связи. Особенно тесно дружил он с Эдуардом Колмановским, регулярно переписывался. Более того, он написал Фантазию для духового оркестра на темы песен Эдуарда Савельевича. Творческая дружба композиторов продолжалась.

композитор Давид Генделев, инструментальная музыка

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»