Компьютерная техника или телефон вышли из строя. Что нужно знать, обращаясь в сервисный центр

Лариса Денежная

Сегодня без мобильного телефона или ноутбука — как без рук, что особенно стало очевидно во время работы и учебы на «удаленке» и в период самоизоляции. Мало того, мы поняли, что эта техника у каждого должна быть в личном распоряжении и невозможно делить тот же компьютер на всю семью, устанавливая очередность работы на нем. В это время особенно стали востребованными услуги сервисных центров. У одних дома оставалась старая компьютерная техника, которую можно было «реанимировать», чтобы не покупать новую. Другим пришлось экстренно сдавать в ремонт внезапно вышедший из строя аппарат, когда он был как никогда нужен. При этом количество обращений в Роспотребнадзор по поводу нарушения прав потребителей сервисными центрами и другими ремонтными организациями в 2020-м по сравнению с предыдущим годом увеличилось.

 

В недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований законодательства. А через несколько дней работники мастерской или сервисного центра сообщают по телефону: товар отремонтировали и его можно забирать. Вот такая «диагностика»! При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от цены нового товара.

Понятно, что заказчик не рассчитывает на такие дорогостоящие услуги. Тогда работники сервисного центра идут на всяческие уловки - пугают невозвратом «отремонтированной» техники и даже реализацией в счет образовавшегося долга.

А что на этот счет говорит закон? Что нужно знать, обращаясь в сервисный центр? Вот какие разъяснения дают специалисты Роспотребнадзора.

Нет договора — нет оплаты

В настоящее время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514.

Правилами (пункт 4) предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать в том числе следующие сведения: вид, цена работы; точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или потребителя; отметку об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе.

Один экземпляр договора выдается потребителю. Если работа (например, диагностика неисправной техники) выполняется в присутствии заказчика, то договор может оформляться путем выдачи кассового чека, билета и др.

Диагностика оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают под правовое регулирование упомянутых правил, следовательно, должны во всех случаях сопровождаться заключением договора в письменной форме. Если договор не содержит точного наименования, описания и цены вещи, переданной потребителем, вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты за произведенные работы и должен вернуть заказчику вещь, поскольку не имеет законных оснований для ее удержания.

При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещи Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующих правил.

1. Почитайте отзывы. Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете вы найдете много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права потребителей.

2. О чем «говорит» вывеска? Компания, которая не хочет привлекать лишнее внимание, не будет указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе.

Посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в ремонт следующая информация: перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления; указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы; сроки выполнения работ; данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характера работы; требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; образцы договоров (квитанций и пр.) о выполнении работ; образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

3. Полная оплата — после приема работы. Помните: потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия. Только с вашего согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.

4. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-ко-
дом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. Чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России». Расчеты на банковскую карту мастера недопустимы. Документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.

5. Не соглашайтесь на ремонт без договора. Ни при каких условиях! А также не подписывайте акт приемки неисправной вещи.

6. Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «Уголке потребителя»). Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.

7. При выдаче отремонтированной техники исполнитель обязан осмотреть ее и продемонстрировать в работе.

8. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных ее недостатков потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте его составления.

9. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления соответствующей отметки в договоре.

 

Роспотребнадзор разъясняет

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»