Кому родные эти сказы?

Елена Павлова


Содержание «детской книжки» заставило изъять ее из библиотеки

Здравствуй, кролик, кроткий лик,
Удивительные уши!
Как ты вовремя возник,
Чтобы байки мои слушать!

... Это четверостишие - одно из вступительных к книжке некоего, к счастью, не очень известного ставропольскому читателю автора, назвавшегося Ом Хтони. Почему «к счастью»? Потому что при знакомстве с его произведением начинаешь себя ощущать действительно в какой-то мере кроликом... Подопытным... Еще хуже, что эта роль уготована нашим детям.
Эту книжицу с привлекательным названием «Родные сказы» весомого объема и формата (700 страниц) обнаружили недавно в Центральной библиотечной системе Ставрополя. Проверка проводилась в рамках мониторинга этноконфессиональной ситуации. Содержание ее оказалось столь интересным, что по запросу администрации города была проведена экспертиза этого нетленного произведения, выводы ее направлены для ознакомления губернатору и прокурору края, коллективам школ и библиотек рекомендовано обратить пристальное внимание на содержание пересылаемых им изданий. Ну а я вспомнила чеховского Ваньку и его письмо на деревню дедушке.

Ностальгия по Чехову
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в обучение, разгладив смятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ и прерывисто вздохнул.
«Дорогой дедушка Юрий Львович! - писал он. - И пишу тебе письмо. И желаю тебе всего...» (Ванька хотел написать «от Господа Бога», но запнулся и перекрестился).
Он перевел глаза на темное окно и живо вообразил себе Юрия Львовича Израилева, служащего во времена Чубайса главным метрологом-технологом РАО ЕЭС. Ваньке он представлялся маленьким юрким старичком лет 70-ти, который днем ничем не отличается от обычных людей, а ночью превращается в Ома Хтони, и за ним везде и всюду следуют девочка Муза, беззащитный Змий, вынужденный притворяться страшным, и Птица-Сказка. Они одновременно шепчут дедушке в уши свои сказки. Да еще Курочка Ко-Ка, которая 50 миллионов лет (!) мучается вопросом, кто был вначале: яйцо, курица или петух. Этим вопросом она тоже еженощно и беспрестанно терзает дедушку. И поскольку двух юрий-львовичевых ушей на четверых не хватает, то когда он переносит сказки и байки на бумагу, получается очень страшно.
Ванька вздохнул и продолжал писать:
«А вчерась мне была выволочка. А я ведь просто хотел перевоплотиться в животное и сделал все, как у тебя написано: «Я зачарованно гляжу в большую лужу и вдруг вхожу в образ ... лягушки. Это нетрудно, нужно только очень захотеть. Вот так я был воробушком, и кроликом, точнее, кроликовым зайцем, и змием... И вот я уже лежу в луже и квакаю, предвкушая, как мама обрадуется моей песне»... Не-а, моя мама не обрадовалась. А когда я сказал, по твоему совету, что я не свинья, а лягушка, потому что не хрюкал, а квакал, что я подружился с Музой, Мифом и Змием и мы теперь нераздельно-слиянны, мама очень испугалась и вызвала «скорую».
А потом «скорую» вызывали бабушке, потому что я ей сказал, что Сатана (Сат) по-индийски - это истина, основа Бога, а по-древнееврейски Сатан - противник всего, а значит - противник зла. Это тоже у тебя в книжке написано.
Дедушка, Юрий Львович, миленький, забери от нас свою книжку, пожалуйста. А заодно - диски, где все твои сказки записаны. А то не будет так у меня скоро ни родных, ни папки, ни мамки - один ты, Господи, не приведи, у меня останешься».
Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно:
«А кто тебе нашептал стишок про Гогу? Змий? Наверное, он зеленый...
Я был Богом,
Когда Гога укусил меня
за ногу.
Очень больно укусил.
У меня хватило сил
Улыбнуться и сказать:
Ладно, Гога, дай-ка пять.
Мстить, кусать тебя не буду
И дразнить тебя Иудой:
Наша дружба крепче будет.
Хочешь? На, кусай опять.
Гоге хочется обнять,
Но, стесняясь, он бормочет:
«Укусить? Нет! Нужно очень!
Мой мобильник, он... нежнее,
Тресни им меня по шее...»
... Змий в окне на секунду оторвался от уха Юрия Львовича и приветливо помахал Ваньке зеленым хвостом. Ванька зажмурился, потряс головой и снова принялся царапать на бумаге:
«Приезжай, дедушка, забери у детей свои книжки. Не то нас уже колотит и страх берет от того, что советы твои, как ты пишешь, пригодятся как на этом свете, так и на том. Что ж, от тебя нигде избавления не будет, что ли?»
Ванька почесался, подумал и прибавил:
«А ты вот что - подари свои книжки и диски тем дяденькам из академий наук, которые тебе помогают своими сказками детей пугать. Пусть на ночь читают и слушают ...Раз они такие ученые, может, вместе разберетесь, что там непонятно Курочке Ко-Ка с ее яйцами. А нам разбираться уж сил никаких нет. Мы лучше про Кащея Бессмертного читать будем... Так что забирай свои книжки...»
Ванька хотел написать: «Христом Богом молю», но вновь запнулся. Добавил только: «На Москву, дедушке Юрию Львовичу Израилеву».
Убаюканный сладкими надеждами на избавление от страшных сказок, он час спустя крепко спал. Ему снилась добрая сказка, где не было ни Ома Хтони, ни Змия, ни девочки Музы. Мелькнула только Курочка Ко-Ка, которая, махнув на прощание крылышком, улетела в теплые страны. Ванька счастливо улыбался во сне.

Мнение экспертов

Цитирую экспертное заключение: «Специалистами Северо-Кавказского правозащитного центра по запросу администрации города проведена комплексная экспертиза книги «Родные сказы детям. Исповедь триединого странника» автора Юрия Израилева, издающегося под псевдонимом Ом Хтони. В ходе изучения книги группа специалистов в составе психолога, филолога и религиоведа пришла к выводу, что вышеуказанное произведение несет в себе языческие и оккультные мотивы, несовместимые с мировоззрением и культурой большинства граждан России.

Сам Хтони пишет о своей работе так: «Наш Проект делает скромную попытку возродить древнюю традицию приобщения детей к освоению Основ Культуры. В условиях глобального кризиса Культуры это особенно необходимо. Весьма опасно медлить с возрождением этой древней традиции... Нельзя не возрождать ее!..»
Под возрождением культуры автор, несомненно, видит возрождение неоязыческих обрядов и религиозных практик.
Приведенные в книге стихо-творения и четверостишия, претендующие, по словам автора, на детскую аудиторию, лишены литературной ценности, языковой красоты и всякого смысла. Один из любимых приемов автора: игра смысловыми значениями слов. При этом часто такие слова и выражения, как «чёрт», «круглый дурак», «секс», «задница», стоят рядом со словами «Бог», «Ангелы», «Царство Небесное», «Святость». А слова «ад», «Диавол», «Сатана», «бес» появляются не один десяток раз на протяжении всей книги. Все это способствует смешиванию понятий у детей, потери ориентира добра и зла.
Апология сатанизма - это лейтмотив «Родных сказов». Как говорит Ом Хтони, это приобщение детей к «древней культуре»:
Душою тверд, чист
совестью лишь Дьявол!
А Бог казнит себя
за всякую беду.
И так всегда, где б ни был я,
ни плавал:
Дурное сверху,
внешне на виду.
Исследовав произведение «Родные сказы детям. Исповедь триединого странника», экспертная группа пришла к выводу, что распространение этой литературы в библиотеках и общеобразовательных учебных заведениях представляется вредным для детской психики. Книга не несет литературной или научной ценности, а ее сюжет и «доказательная база» выстроена на ничем не подтвержденных идеях автора.

А вопросы остались

...Только вот совсем непонятно, как эти так называемые «байки» стали (цитируем аннотацию) «особой частью большого проекта «Живучесть основ культуры», завершаемого институтом философии РАН и Академией педагогических и социальных наук».
Вот в Ставрополе социальную, педагогическую и культурную «ценность» того, что вышло из-под пера Хтони (Израилева), разглядела сотрудница отдела обработки Центральной библиотечной системы. В посылке, которая пришла на ЦБС Ставрополя из города Волгореченска Костромской области, было 5 экземпляров книги «Родные сказы» и письмо, в котором очень вежливо и даже проникновенно излагалась просьба выслать данные о внесении в каталог присланных экземпляров и выражалась готовность выслать дополнительно любое количество «Родных сказов». Сортировщица ЦБС, которая в отличие от ученых мужей РАН и Академии соц- и педнаук научных степеней не имеет, отложила в сторону эти книжки. Таким образом, на библиотечные полки они не попали. И она была права. Эта «конфетка», несмотря на красивую этикетку, снабженную громкими брендами, оказалась, как видим, весьма сомнительного качества. Женщина просто многие годы работает с литературой - хорошей. А тут - что ни страница, то литературный изыск:
Хвостик кренделем завил,
Настроенье - солнца выше!
Альфа права: я так мил
Не поехала бы крыша...
...Ну это еще ладно, всяко бывает - может, с автором стихов случилась означенная в последней строчке стиха неприятность... Но следующее стихо-творение, на мой взгляд, очень опрометчиво было бы расценивать, как просто графоманство или глупую бессмыслицу. Обратите внимание, кстати, и на название - «Мой выбор»:
Я решил: скотиной надо,
Буду предводитель стада,
Скотного двора владыка,
С крыши петь я буду дико!
Пусть же храмы в мою честь,
Потому что Бог я есть.
...Прочувствовали? Занимательная «поэзия», не правда ли?
На самом деле все это очень серьезно. С 90-х годов российские школы и библиотеки стали полем для непрерывного оккультно-религиозного эксперимента. Из соседних регионов в последнее время поступает информация о хлынувшем туда потоке литературы саентологов. Подождем, что покажет проверка фондов ставропольских библиотек (в том числе - школьных). Бороться с этим в условиях действующего законодательства сложно, а радикально - попросту невозможно. Это оборотная сторона свободы совести и вероисповедания. Поэтому в наших условиях особое значение приобретает человеческий фактор, фактор личной моральной ответственности за наших детей. Это ведь за их души идет борьба, за тот стержень, который составляет основу личности. За деньги у нас можно издать все что угодно. А вот будут ли дети это «что угодно» читать, зависит от нас: педагогов, библиотекарей и, конечно, в первую очередь - от родителей. И не стоит эту ответственность кому-то «делегировать». Нельзя допускать, чтобы из наших детей делали подопытных кроликов с «удивительными» ушами, на которые можно вешать подобные вышеприведенным «байки». Мы должны научить их понимать, что не такие сказы им родные. А иначе их научат «Родину любить».

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление