Конец нервотрепке с платежами?!

Тамара Коркина

Конец нервотрепке с платежами?!

Вчера в администрации города прошло совещание, посвященное урегулированию оплаты за потребленную горожанами электроэнергию по новой схеме. Так сформулировал повестку дня глава администрации города Игорь Бестужий.

Индикатор показывает другое

Вот уже полгода идут многочисленные жалобы горожан на баснословные платежи по электроэнергии, про нескончаемые мытарства горожан, и сегодня простаивающих в изнурительных очередях на сверку платежей по электроэнергии.

Обозначив три субъекта этой ситуации - «Ставропольэнергосбыт», СГРЦ и управляющие компании, - глава администрации города подчеркнул:

- Мы уже столько говорили по этому вопросу, что вроде бы всем было понятно, как действовать дальше. Но главный индикатор сложившейся ситуации - горожане - считают по-другому. До сих пор показания квартирных электросчетчиков не соответствуют тому, что им выставляется в платежках. А причина в том, что всплывают старые долги.

Путь один, ходоки - разные

Тут я хочу вернуться к заседанию на эту же тему, которое прошло неделю назад и на которое были приглашены руководители всех управляющих компаний. Вел заседание и. о. первого заместителя главы администрации города Александр Вальчук.

Заседание породило тогда у всех множество вопросов, в том числе и у меня. Например: у нас ведь помимо ОАО «Ставропольэнергосбыт» есть еще ресурсоснабжающие организации, живущие по тем же правилам и законам. Что было бы в городе, если на сверку нас послали бы еще и они? Без всеобщего психоза мы уж точно бы не обошлись. К счастью, путь, которым так скандально вот уже полгода бредет «Ставропольэнергосбыт», те же «Водоканал», «Теплосеть», прошли цивилизованно, ответственно, с уважением к горожанам.

Правила предоставления коммунальных услуг № 307, на которые всей мощью опирается «Ставропольэнергосбыт», вышли еще в 2006 году. Все ресурсовики взяли их на вооружение и исподволь повели работу по заключению договоров с управляющими компаниями. На горожанах эта работа никоим образом не отразилась, они ее и не почувствовали.

Аврал до добра не доводит

«Ставропольэнергосбыт» почему-то спохватился спустя пять лет, в авральном порядке. Это его абонентская служба должна была провести полную сверку платежей, навести порядок в своем финансовом хозяйстве и потом с определенного времени передать функцию расчета по платежам управляющим компаниям. Ведь все мы помним, как контролеры, работники «Горэлектросети», сверяли показания квартирных счетчиков, благо они в большинстве домов расположены на лестничных площадках.

«Ставропольэнерогсбыт» решил не только заключить договор с УК, но и при отсутствии общедомовых приборов учета применить нормативы потребления. То есть на головы горожан обрушилось всего много и сразу. Последствием стали многочасовые очереди на сверку, беготня между ведомствами по уточнению цифр, обмороки при виде многотысячных платежек. Сосредоточившись исключительно на своих интересах, «Ставропольэнергосбыт» заставил горожан нести огромные моральные и материальные убытки. На дворе капитализм, а люди, вместо того чтобы работать и зарабатывать, отпрашивались с работы, днями простаивая в очередях.

Платежи идут, но не туда

На предыдущем совещании руководители управляющих компаний, загнанных в миллионные долги, с отчаянием говорили о том, что «Ставропольэнергосбыт» передал им и все копившиеся годами долги. Выходило, что самый заинтересованный в платежах – монополист - не смог заставить платить, а УК и жильцы теперь бегайте с долгами.

Мало того. Передав несколько месяцев назад лицевые счета жителей управляющим компаниям, «Ставропольэнергосбыт» до сих пор принимает текущие платежи от населения и направляет их в счет погашения долгов по домам. Горожан, привыкших платить непосредственно энергетикам, никто не предупредил, что сейчас действует совершенно иная схема оплаты потребленной электроэнергии. Именно это обстоятельство и породило ситуацию, когда человеку предъявляют оплату в двойном, а то и в тройном размере. Или тысячи людей, которые исправно платили с июня по сей день, вдруг узнают, что они вовсе и не платили, их деньги куда-то исчезли. А исчезли они в недрах «Ставропольэнергосбыта», информация о платежах ни в ГРЦ, ни в управляющие компании не пришла.

Неделю назад прозвучало предложение продумать и составить соглашение трех сторон - «Ставропольэнергосбыта», управляющих компаний и ГРЦ, в котором бы каждый взял на себя определенную функцию по разрешению тяжелейшей ситуации с платежами населения за электроэнергию. Этот разговор был продолжен на очередном заседании администрации города во вторник. Но уже совсем в жесткой форме, с установлением двухдневного срока для разрешения всех проблем.

Три кита для выхода из тупика

Вчерашнее заседание было лаконичным, мирным, без упреков сторон друг другу, и обнадеживающим.

Игорь Бестужий озвучил три главных пути выхода из ситуации:

Старые долги «Ставропольэнергосбыту» не должны быть предметом сегодняшних взаимоотношений между ним и управляющими компаниями. Долги жителей энергетикам до 1 июня - это забота самих энергетиков. А с 1 июня, то есть со времени заключения договоров, с платежами работают управляющие компании.

Второй ключевой момент - не должно быть никакой старой дебиторской задолженности у управляющих компаний, связанной с расчетами потребленной многоквартирными домами электроэнергии по нормативам.

Третий важный момент касается СГРЦ. Ему предписывается делать все для того, чтобы люди оплачивали платежи. А то человек пришел с огромным счетом - его отправляют по кругу выяснять, откуда он взялся. Пока горожанин разбирается, проходит время, ему приносят счет уже за два месяца, а то и за три.

Теперь - без старых хвостов

Стороны, до этого много поработавшие по нахождению путей к согласию, со всеми пунктами согласились. Руководитель «Горэлектросети» Алексей Письменый заверил, что все дебиторские задолженности, которые были зачислены в платежи управляющих компаний, будут отсечены, то есть возвращены УК. А текущие платежи возвращены в ближайший месяц.

Игорь Бестужий подчеркнул и такой важный момент: каждый собственник должен получать помесячную платежку за электроэнергию, без «старых хвостов».

- В январе люди должны получить счета за то, что потребили в декабре. Долги до 1 июня - это область взаимоотношений «Горэлектросети» и жителей.

И на этом совещании руководители управляющих компаний подняли вопрос: люди платят за электроэнергию по сложившимся десятилетиями каналам - на почте, через Сбербанк, пользуясь прежними ведомственными платежными книжками. Деньги направляются в «Ставропольэнергосбыт», который уже не имеет права брать платежи у физических лиц, а управляющая компания остается без информации.

Тут руководители УК, можно сказать, вызвали огонь на себя. Им объяснили, что это - прежде всего их проблема. Надо провести собрания со старшими домов, с жителями, разъяснить, что теперь иная схема платежей. В конце концов пройти по квартирам, написать в книжках другой адрес.

А вообще грядет пора, когда расплата за наше равнодушие, амбиции, антагонизм по отношению друг к другу будет требовать больших денег. Прозвучал пример: собственники двух квартир в одном из домов встали в позу - не имеете права входить в квартиры для снятия показаний счетчиков, не пустим. Когда стали разбираться, почему в доме три тысячи перерасхода по общедомовому счетчику, то оказалось, что их как раз и потребили эти квартиры. Качественный съем показаний приборов учета - залог социальной справедливости и добрососедских отношений в доме, это надо знать всем.

Очень хочется верить, что полугодовая нервотрепка, вызванная платежами за электроэнергию, перейдет из реальности в нечто, что будет вспоминаться, как сон, как страшный сон.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов