Коррупция в вузах — мифы и реальность

 

Коррупция в вузах — мифы и реальность
В настоящее время отечественная система высшего образования переживает очередной период реформирования. Завершиться он должен переходом к двухуровневой модели — от специалитета к бакалавриату и магистратуре и к новым образовательным стандартам — ОС-3, образовательным стандартам третьего поколения.

Одной из важнейшей в современной высшей школе считается проблема коррупции. В общественном сознании сложился стереотип, согласно которому сверхстрогий преподаватель вымогает деньги у студентов, грозя низкой, а порой и неудовлетворительной оценкой, отчислением и прочими карами. При этом сам преподаватель предмет ведёт неинтересно, материала даёт мало, спрашивает на зачётах и экзаменах то, чего сам не объяснял и т.д. Поскольку в нашей стране дача взятки, в отличие от получения, почему-то не считается чем-то постыдным, студенты активно делятся коррупционными подвигами друг с другом и с окружающими, нередко преувеличивая суммы, а то и вовсе — после долгих уговоров выклянчив тройку, заявляют однокурсникам о якобы имевшем место коррупционном подвиге. Причём нисколько не стесняясь окружающих — в общественном транспорте, в очередях, в кафе и т.д., — громогласно, с именами и фамилиями получивших, с оглашением таких сумм, что у случайных свидетелей разговора складывается стойкое впечатление о вузовских преподавателях как о беспринципных и весьма зажиточных при этом вымогателях.

Часто приходится слышать, что у нас самая коррумпированная система образования, всё можно купить, а вот в «развитых странах» ровно наоборот. Возможно. Однако весь мир восемь лет «наслаждался» интеллектом Дж. Буша-мл., весьма успешно окончившего престижнейший Стэнфорд. Вряд ли ему удалось столь сильно поглупеть со времен окончания университета. Стэнфорд — элитарное учебное заведение, никто не сомневается, что в нём, как и в других университетах «лиги плюща», нет ни взяточничества, ни кумовства, профессура компетентна и строга, а администрация столь принципиальна, что немедленно отчисляет студентов — детей крупных политиков и бизнесменов, за академическую неуспеваемость.

Однако не следует забывать, что наряду с элитарными, есть и обычные университеты. По отзывам преподающих там, ситуация с неуспеваемостью решается просто — большинство предметов выбирает сам студент, большинство студентов предпочитают курсы с лояльными профессорами. У строгого профессора студентов будет крайне мало, а это отразится и на его зарплате, и вообще может поставить под сомнение его дальнейшее пребывание в университете. Кто-то возразит — там ведь тесты, письменные экзамены, которые проверяет другой преподаватель, вместо фамилий студентов — шифры и тому подобное. Однако итоговая оценка предполагает и учет текущих оценок, а задания контрольных, как и содержание курса, — авторские. Разумеется, сложные курсы не приветствуются. Неуспевающих, даже в столь «тепличных» условиях, отчисляют. В Европе, заметим, отчисляют еще усерднее — там поступление в университет, не относящийся к элитарным, во многом формальная процедура. Отсев происходит уже во время учёбы.

Вы спросите — к чему все эти разговоры о Европе и США? Во-первых, достоинства и недостатки любого феномена легче заметить в сравнении. Во-вторых, наша многострадальная система образования, по заявлениям реформаторов, должна стать конкурентоспособной, с тем чтобы дипломы признавались за рубежом, а студенты, окончив вуз в родном городе, могли поехать на работу в Париж или, например, Нью-Йорк. Предполагается, что таковой ее сделает трансформация по западным стандартам и изживание коррупции. Заметим, идея сделать дипломы признаваемыми за рубежом высказывается под несмолкающие сетования об «утечке мозгов». То ли логика у реформаторов отсутствует, то ли цели их не совпадают с заявляемыми.

Проблема реформирования образования широка и многогранна. Поэтому поговорим о самой обсуждаемой теме — взятках.

Как с этим борются в вузах нашего города? Вводят тестирование до и после сессии. В большинстве случаев тесты бесплатно разрабатывают сами преподаватели, иногда их покупают за огромные деньги у специальных организаций, причём качество этих покупных тестов нередко ужасающее. Оценка по тестированию не должна отличаться от экзаменационной более чем на балл. Если отличается — виноват преподаватель, принимающий экзамен. Студент вполне может договориться со специалистом, проводящим тестирование, и «подправить» оценку, технически это возможно. Можно фотографировать вопрос и варианты ответов на телефон, отправить mms-сообщением отличнику за дверью, и тут же получить sms с цифрой правильного ответа. Разумеется, есть и другие способы успешной «сдачи» тестов.

Помимо тестирования существуют две промежуточные аттестации — оценки на них не должны отличаться от итоговой более чем на балл. В ряде крупных вузов существует негласное правило — не ставить много двоек, обычно допускают 10—15%, в противном случае речь сразу заходит о профпригодности преподавателя, о его умении заинтересовать студента, правильно и понятно объяснить. Напомним, речь идет не о дошколятах, а о взрослых людях, которые вроде бы сами приняли ответственное решение — учиться в вузе. Особенно любопытно, как заинтересовать тех студентов, которые не появлялись ни разу. Никакие объяснения преподавателя не принимаются — не сумел, не захотел, не справился. Нередко работники деканатов прямо заявляют преподавателю, что двойки на аттестации ставятся им с дальним прицелом - чтобы поживиться студенческими денежками на экзамене.

Письменный экзамен же стал проблемой лишь для отличников — сложно написать на «отлично» без тех незначительных подсказок и наводящих вопросов экзаменатора, к которым все привыкли. Зато списывать с телефонов и КПК ответы стало гораздо проще. И никаких вопросов «на засыпку». А уж о невозможности коррупции при письменных экзаменах смешно слышать — долгие годы студенты писали вступительные сочинения и «поступали за взятку». Письменная форма ни сочинения, ни других экзаменов препятствием не была.

Эти меры способны повлиять на коррупцию. Но больше всего они повлияют (и уже повлияли) на авторитет преподавателя, которому и раньше тяжко приходилось, особенно на престижных факультетах с детишками «элиты». По завершении борьбы с коррупцией — а суть ee в том, чтобы максимально отдалить преподавателя от влияния на оценку - об профессоров и доцентов студенты смогут спокойно вытирать ноги. У отдельных студентов, которым особенно повезло с родителями, такая возможность есть уже сейчас.

Нужно отметить, что никаких реальных мер воздействия на дисциплину преподаватель не имеет. При этом именно он за нее отвечает. Раньше он мог «отыграться» на экзамене (и то если студент из простой семьи, где у родителей нет должностей и капиталов). Теперь это весьма проблематично. Жалобы руководству имеют даже не нулевой, а обратный эффект — преподаватель рискует быть обвиненным в педагогической некомпетентности. Студенты все это прекрасно понимают. И ведут себя соответственно. Шум, вопли с галёрки, завывания сотовых из-под столов давно стали привычными атрибутами лекций в крупных вузах. Любят студенты и газовые баллончики. Пшик — и весь этаж кашляет и льет слезы. Преподавателя можно преспокойно обругать матом на лекции или семинаре. В одном из вузов девочка-студентка получила за это «строгий выговор», продолжив успешно учиться. Не имея никаких реальных полномочий, преподаватель обязан добиваться высокой посещаемости занятий. В некоем крупном вузе придумали «ноу-хау», чтобы мотивировать лекторов. Теперь, если явка студентов меньше 80%, преподаватель считается нарушившим трудовую дисциплину. Уже есть и случаи объявления выговоров. Зато в администрации появились новые полезные специалисты — «проверяльщики посещаемости».

Возникает вопрос: а почему такая ситуация выгодна администрации? Ответ прост: студенты - это деньги. В коммерческих вузах это очевидно. В государственных — часть мест также платные. Но теперь и бюджетное финансирование производится исходя из количества студентов — чем их больше, тем больше денег у вуза. Не стоит забывать и о госэкзаменах, где денежку получит уже не преподаватель, а высокопоставленный факультетский чин. А денежка будет — ведь пять лет раздолбайства не исправишь зубрежкой за пару ночей. Также нельзя забывать и о милой манере работников деканата передавать «пожелания» преподавателям, касающиеся оценок детей «правильных» родителей. Иногда они передают реальные просьбы декана, иногда делают это за деньги студентов, а иногда к ним обращаются и сами заботливые родители.

Ну что же. Почва из-под ног у преподавателей-коррупционеров выбита. Преподавателям вскоре придётся жить на зарплату. Это от восьми до двенадцати тысяч в месяц на ставку доцента, включая доплату за степень, книжные и проч., при нагрузке порядка 800 - 950 часов в год, которые он проведет с людьми, считающими издевательство над преподавателем прекраснейшим развлечением. Студенты будут застрахованы от двоек и вымогательств. И все будут счастливы. А общество получит тысячи «профессионалов», которых опасно подпускать к любой серьезной работе.

Начало же настоящей борьбы с коррупцией в вузах мы заметим сразу — когда начнутся массовые отчисления нерадивых студентов.

Валерий Сибирцев.



Последние новости

Все новости

Объявление