Краевой театр кукол поставил спектакль по роману Владимира Набокова

.

В анонсе о спектакле в детском театре звучало совсем не детское название «Приглашение на казнь», спектакль для взрослых по роману В. Набокова. В нашем провинциальном городе новости распространяются быстро: «В театре кукол ставят Набокова? Разве это возможно? Такое сложное произведение. Любопытно, что из этого получится…».

Александр Гололобов

Сомнения и опасения были у всех. Только режиссер Владимир Литвинов не сомневался в необходимости создания такого спектакля, вынашивал идеи и заражал ими актеров, поэтому в результате, на премьере мы увидели слаженный ансамбль актеров, поверивших в замысел режиссера. В спектакле заняты актеры Ставропольского краевого театра кукол: Алексей Куликов, Владимир Литвинов, Владимир Грищенко, Светлана Гниденко, Павел Руденко, Жанна Немыкина. Художественные мастерские вместе с художником Маргаритой Литвиновой в творческих спорах создавали кукол и декорации. Композитор Богдан Милка подбирал музыку, которая органично вплеталась в канву спектакля. Театр шел на риск – пан или пропал. Уверенность в правильности этого решения придавала поддержка директора театра Александра Васильевича Безгина.

Премьера спектакля состоялась 10 апреля. В этот день камерный зал театра, вмещающий всего 50 человек, был заполнен до отказа. На спектакль пришла взрослая публика. Скорее всего, интерес зрителей привлекло название спектакля, не свойственное детскому театру, ведь представление о театре кукол традиционно ассоциируется со сказочными постановками, увиденными в юные годы. Для некоторых премьера по набоковскому роману была первым знакомством с этим театральным жанром. И вдруг такое! Зритель с замиранием смотрел на сцену, стараясь не пропустить ни одной пророческой мысли автора.

Александр Гололобов

В спектакле используется так называемый «открытый приём» работы с куклой - вполне реальным существом, сменяющийся игрой живого актера, с его эмоциями, проникающими в самое сердце, щемящими монологами главного героя Цинцинната. Эта непрерывная связь куклы и актера была такой органичной, что даже тогда, когда актер оставлял куклу, переходя в «живой план», кукла продолжала жить сама по себе, казалось, что она мыслит, дышит, страдает, оценивает происходящее. Безусловно, это заслуга художника, бутафоров, актеров, которые вдохнули в неё жизнь.Великолепные гротескные маски кукол, точное попадание актеров в сущность, характер каждого персонажа, раскрывали, казалось бы, неподъёмные мысли, темы Набокова. Режиссер и художник угадали решение спектакля с такими шаржевыми механическими куклами, построив действие на приёме «черного кабинета», что создает атмосферу напряженности, нерва, безысходности, заставляет зрителей сопереживать герою, который в последние часы жизни оценивает прожитый путь и мир вокруг него, чтобы сказать: «Я есмь!». Мы ясно видим, что наш герой - личность, которая прошла свой путь в этом гиблом мире и не сломалась, не согнулась перед соблазнами, страхом, давлением, развратом. Он чист, но испытывает болезненные муки совести. В финале жизни, перед казнью, он бы хотел, чтобы его услышали.

Судя по отзывам о спектакле, не только зрители зрелого возраста, но и молодежь услышала героя, во всяком случае, задумалась, что-то её задело. Этого и добивались создатели спектакля «Приглашение на казнь».

Ирина ТЕМНИХАНОВА, завлит Ставропольского краевого театра кукол.

премьера, театр, куклы

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление