Край ждет новый эксперимент

Лариса Денежная

Итак, в марте нам предстоит выбирать Государственную думу Ставропольского края. Какими они будут, эти выборы, в которых впервые полноценными участниками станут партии? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что за последние пять лет политическое поле сильно изменилось. Если совсем недавно КПРФ воспринималась как едва ли не главная сила в Ставропольском крае, то теперь этого нет. Коммунисты однозначно сдают позиции. Свидетельство тому – переход губернатора А. Черногорова из этой партии в «Единую Россию». И то, что поступок главы края не получил, на мой взгляд, должной оценки со стороны крайкома КПРФ, тоже говорит о слабости организации. Такое впечатление, что там просто испугались портить отношения с властью – можно потерять и то, что имеешь. А если ты испугался, то уже проиграл. Местные политологи, конечно, отводят КПРФ место в будущей Думе, но считают, что представительство коммунистов будет довольно ограниченным – им, возможно, удастся набрать лишь 10 процентов голосов. Что ж, если ты не можешь дать сдачи, значит ты слаб. А слабых бьют!

Таким образом, остается только две партии, могущие рассчитывать на значительное представительство в ГДСК: «Единая Россия» и недавно образовавшаяся «Справедливая Россия: Родина/ Пенсионеры/ Жизнь». Их шансы и попробуем оценить.

Итак, «единороссы». Они в отсутствие альтернативы заняли довольно прочные позиции. Тем не менее у «ЕР» в последнее время все больше стал складываться имидж партии бюрократов, все больше проявляются негативные черты, присущие почившей в бозе недавней партии власти КПСС. В списках «Единой России» все чаще появляются чиновники разного уровня. А недавно в одной из областей разгорелся скандал: видный партийный функционер заставлял вступать в «ЕР» своих подчиненных. Последний пример – одно из проявлений пресловутого административного ресурса, на который, в частности, ставропольские «единороссы» делают огромную ставку. Собственно, для этого им и нужен был губернатор А. Черногоров. В «Единой России» очень надеются, что Александр Леонидович создаст им тепличные условия для работы. Честно говоря, не понимаю такого оптимизма: губернатор не смог создать таких условий для своей прежней партии и за 10 (!) лет. А тут до выборов всего три месяца. Надо полагать, что «единороссов» впечатлила ударная стройка известного водопровода. Но стоит напомнить, что тогда А. Черногоров, по сути, был прижат к стенке – его губернаторство висело на волоске. Может, и на сей раз то же самое? Не зря ведь принято считать, что выборы в Госдуму края станут, по сути, губернаторскими. Что ж, вполне возможно, что Александр Леонидович вновь поставлен в ситуацию «или пан, или пропал». Обеспечит «Единой России» нужные проценты – будет работать, нет – его проблема. Никогда еще А. Черногоров не был так беззащитен, как после вступления в «ЕР». Теперь его можно снять практически безболезненно. И опереться губернатору будет не на кого. Коммунисты вслед плюнут, «единороссы» пожмут плечами и, как в старом мультфильме, пойдут искать себе «нового раджу»*. Не завидую я Александру Леонидовичу, ей­богу!

Не все ладно и в самой «Единой России»: непросто развернуться на 180 градусов и в одночасье перестроиться из жестких критиков действующего губернатора в его союзники. Самые принципиальные люди, например, депутат Госдумы края М. Кузьмин, уже из партии вышли, кто­то просто выжидает. Но нарыв этот рано или поздно прорвет. В любом случае, уже сейчас многие, уверен, задумываются: а не придут ли на наши места приближенные к губернатору чиновники? И опасения эти далеко не безосновательны. Ведь и сам Черногоров занял в списке партии чье­то место…

Впрочем, А. Черногоров – далеко не главный козырь, который пытаются использовать «единороссы». Гораздо чаще и уже не один год они эксплуатируют тезис о своей близости к популярному Президенту. Это, как минимум, не бесспорно. К примеру, на недавней встрече с лидерами политических партий первым, кому Владимир Путин предоставил слово, был вовсе не глава «Единой России» Борис Грызлов, а руководитель новообразованной «Справедливой России» Сергей Миронов. Это тоже можно трактовать как поддержку. Причем как поддержку политику, которого «ЕР» грозит отозвать из Совета Федерации.

Действительно, за последнее время «Справедливая Россия» развила нешуточную активность. Особенно это заметно в Ставропольском крае, где «ЕР» не всех смогла под себя подмять. Уже сейчас, согласно опросам общественного мнения, «эсэры» набирают от 8 до 12 процентов голосов избирателей. А ведь «Справедливая Россия» только начала диалог с населением. Большой резонанс вызвала проводимая региональным отделением партии акция «Народное доверие», в ходе которой любой гражданин может вносить предложения по кандидатам в партийный список на ближайших выборах. Насколько мне известно, такого не делает никто. Больше того, сейчас широко распространена практика, когда списки составляют тайно, на закрытых заседаниях. Говорят даже, что за это деньги берут с желающих в списки попасть, устраивают чуть ли не аукционы. Расчет здесь на то, что избиратели будут голосовать, так сказать, за брэнд, особо не вчитываясь, кто за ним скрывается.

Как уже было сказано, «Справедливая Россия» появилась на политическом небосклоне недавно. Но если во многих регионах еще проявляется так называемая «болезнь роста», то в Ставропольском крае партия взяла сразу с места в карьер. Недаром «СР» решительно настаивала на скорейшем объявлении даты выборов в Государственную думу СК, что вызвало недовольство некоторых руководителей местной «Единой России». Причина такой активности, как считают политологи, в том, что на Ставрополье партии власти не удалось консолидировать элиты, есть даже противостояние – губернатор Александр Черногоров, по сути, возглавляет «Единую Россию», а мэр краевого центра Дмитрий Кузьмин руководит «Справедливой». Таким образом, наш край имеет все шансы, чтобы стать экспериментальной площадкой по отработке установления в стране полноценной двухпартийной системы, способной обеспечить России стабильность на десятилетия. Чего, собственно, и добивается Президент Владимир Путин.

Вадим ДУБИЛО.

*Речь идет о старом советском мультфильме «Золотая антилопа». По сюжету, алчный раджа захотел заполучить антилопу, которая могла копытами высекать золотые монеты. Путем шантажа ему это сделать удалось – антилопа согласилась дать требуемое. Но с одним условием: если раджа скажет «довольно», то все золото тут же превратится в черепки. Так оно в итоге и произошло. После этого слуги бросили своего незадачливого хозяина и ушли искать себе «нового раджу».



Последние новости

Все новости

Объявление