Краски теплого дома

Елена Павлова

Врач Татьяна Удовиченко, начав писать картины, по-новому стала видеть и воспринимать окружающий мир

Татьяна и Эдуард Удовиченко — счастливая и творческая семья
Александр ПлотниковТатьяна и Эдуард Удовиченко — счастливая и творческая семья

Мы часто сетуем на то, что мир изменился, люди изменились, жизнь... Дом – работа, работа – дом. Но и в родных стенах диапазон ограничен замкнутым пространством квартиры, и в нем все меньше места для живого человеческого общения. «Окошками в мир» становятся телевизор и Интернет. Но и их мир так же суматошен и холоден. Однако есть дома, словно островки мира другого – близкого каждому сохраненным в нем человеческим теплом, наполненного покоем и радостью. Один из таких островков мы с нашим фотокором Александром Плотниковым отыскали прямо в центре города, в двух шагах от суеты.

 

В центре «Галактики» Татьяны Удовичеко — дочка Кристя
Александр ПлотниковВ центре «Галактики» Татьяны Удовичеко — дочка Кристя

Окошки в историю, красоту и сказку

Вся четная сторона улицы Булкина - после пятой школы и до самого конца – памятники краевого значения, объекты культурного наследия. Но наследие это весьма ветхое, требующее вложения сил, средств и главное - души. Когда несколько лет назад семья Удовиченко приобрела эту квартиру, здесь царила настоящая разруха, а теперь поселились красота и любовь. Конечно, для этого было недостаточно заменить проводку, полы и трубы, оформить все в стилистике хайтека… Металл и белые стены вряд ли бы сами по себе задышали теплом. В напоминание об историческом прошлом дома на стене в рамочке красуется старое объявление, зазывающее горожан и гостей города в только что отремонтированную гостиницу, которая аккурат в этом доме и располагалась в начале века ХХ. Гостиничный сервис включал в себя следующее: «отлично меблированные NN, буфетъ, снабженный русскими и иностранными винами, под управлением лучшаго повара. Получаются газеты и журналы. Телефон N 20. Торговля до 1 часу ночи. Электрическое освещение. При гостинице имеется биллиардъ. NN от 75 копеек и дороже».

Это, так сказать, окно в историю, А есть еще многочисленные «окошки», через которые в квартиру льется свет, красота, а иногда заглядывает сказка.

Такие же «окошки» есть и в рабочем кабинете Татьяны Удовиченко, заведующей отделением гастроэнтерологии 2-й городской больницы. Со стен смотрят удивительной красоты цветы: гвоздики, ирисы, розы, маки. Пациенты подчас подолгу и с интересом рассматривают эти картины и очень удивляются, что написаны они их доктором…

Татьяна Григорьевна – художник- любитель. Кисть и краски взяла в руки всего лишь несколько лет назад. Случайно. Соседка рассказала о том, что один ставропольский художник Андрей Самарин учит вечерами взрослых людей рисовать… Мол, знакомая к нему ходила в группу и очень увлеклась живописью.

Такой как на картине мужа Татьяна была в девичестве
Александр ПлотниковТакой как на картине мужа Татьяна была в девичестве

Увлеклась и Татьяна. Она впоследствии с удивлением вспоминала, какая фобия к рисованию у нее возникла, когда уроки живописи хотела провести с ней дочь. Дочка пошла по папиным стопам, стала художником-дизайнером. Но под дочерним руководством Татьяна даже кисточку в руки взять не смогла, подсознательно страшилась, что не получится, раскритикуют и т.д.

А на занятиях Самарина у нее этого страха не было вообще. Стало получаться. Появилось желание экспериментировать. Татьяна удивлялась, как точно слова педагога попадают в то, что она сама наблюдает и чувствует. Например, что море, которое пишет вся группа, у всех получается разным. На картине Татьяны Удовиченко в кучевых облаках над волнами угадываются знакомые черты. В них она «завуалировала» портрет мужа, а также — нескольких друзей в профиль и анфас. Есть у нее и другой портрет Эдуарда, где муж запечатлен в образе морского царя. А картина, центром которой стала ее дочь, называется «Моя галактика». Сейчас Кристине уже 28, она взрослая, замужняя, самостоятельная. Но в маминой «Галактике» Кристя по-прежнему девочка лет шести с распахнутыми удивленными и доверчивыми глазами.

Жизнь как радость открытий

Еще преподаватель по живописи говорил, что в картинах чувствуется человек. И правда, у кого-то полотна в багровых тонах, у кого-то – в пастельных, а картины Татьяны Удовиченко – яркие, как радужные вспышки или всплески радости открытия. Татьяна Григорьевна говорит, что живопись и правда подарила ей эту постоянную радость. Она не просто училась рисовать, она училась по-новому видеть мир. Он оказался настолько богаче, нежели при беглом на него взгляде. В нем столько оказалось красок. Даже непритязательно коричневый ствол дерева наполнен таким количеством оттенков! А сколько оттенков розового в умытой весенней грозой аллее в центре Ставрополя? Здесь многое узнаваемо – и дома, и купола церкви, и деревья с прическами-кронами в виде шаров, словно унизанных ярко-розовыми цветами. То ли от них, то ли от начинающегося заката слегка розовеет небо в разорванных облаках, лужи-зеркала на тротуаре и прозрачный воздух…

Ставрополь, умытый грозой, сколько оттенков розового
Александр ПлотниковСтаврополь, умытый грозой, сколько оттенков розового

Таких картин – с настроением – у Татьяны Удовиченко много. Это и далекий от нас Валаам, и «родные» нам лебеди в пруду Центрального парка. Да все с настроением и любовью написано! Даже цветы, которые так хороши, что хочется их потрогать. Есть в этих цветочных мотивах остановленные мгновения женского счастья – картины, центром которых являются букеты, которые дарил ей муж. Эдуард Вячеславович уже почти три десятка лет семейной жизни не забывает дарить жене цветы.

Так уж получилось, что именно цветы стали прологом их счастливой семьи. Татьяна с улыбкой вспоминает, как они познакомились 13 мая 1988 года в 13-м автобусе. Студентка Таня тогда считала, что знакомиться в общественном транспорте – это моветон, но ее сильно укачивало, и девушка все время смотрела вверх, ища глазами точку, на которой можно было бы сфокусироваться. А самым высоким объектом в этом автобусе был Эдуард. Он, как выяснилось, тоже заприметил Татьяну и даже усадил ее на освободившееся кресло. А потом назначил свидание.

- Если придет без цветов, - думала Таня, - даже не подойду к нему, пройду мимо, и все.

…Эдуард пришел с красивым букетом.

Татьяна Григорьевна соглашается, ее женскому счастью многие по-хорошему завидуют. Муж поддерживает ее во всем, вот и для картин рамки и подрамники делает, на кухне хлопочет.

- У меня никогда не болит голова о том, чем сегодня кормить семью на ужин. Этим у нас Эдуард занимается, - глядит в сторону мужа и с улыбкой резюмирует: - Это он виноват, что я не худенькая.

Кстати, худенькой и с длинными волосами Татьяна запечатлена на картине Эдуарда. Такой она была в девушках. От волос пришлось избавиться уже во время беременности – невозможно было за ними ухаживать из-за токсикоза. Отрезать роскошную косу жены пришлось Эдуарду.

- Не знаю, что больше скрипело тогда, - иронично замечает Татьяна, - волосы или зубы…

В общем, семья Удовиченко творческая и счастливая. Любят путешествовать, хотя искусство управления автомобилем супруги так и не освоили. Посему «безлошадные». Но ничего – их часто приглашают с собой в поездки друзья. И оттуда Татьяна привозит новые сюжеты для своих картин. Пишет она очень быстро, за что муж, профессиональный художник, ее нередко корит – мол, как же так можно, без композиции, без эскиза.

А Татьяна только руками разводит: а вот так, сразу красками, по наитию, по вдохновению.

- Я не могу что-то делать медленно, - улыбается она. – Мне нужно как можно скорее видеть результат: законченную картину, выздоровевшего больного…

В облаках над морем — портреты друзей и мужа
Александр ПлотниковВ облаках над морем — портреты друзей и мужа

То, что доктор прописал

- А пациенты как относятся к Вашему творчеству? – интересуюсь я.

- Им очень нравится. Они расспрашивают, удивляются, что я живописью недавно занимаюсь, что это хобби… Кстати, своим больным я всегда советую найти себе занятие для души, что-то помимо работы. Это помогает и в борьбе с недугом, и в жизни.

Я это на собственном примере могу утверждать. Для меня долгое время единственным хобби была работа. Я с детства этим жила. У меня мама врач, папа – ветврач, поэтому с ранних лет я слышала только о болезнях, диагнозах, чужих проблемах. Мне нравится моя работа, и она меня полностью поглощала. Тоже казалось, что заниматься чем-то еще немыслимо – на это просто нет времени. Ведь надо еще что-то по профессии дополнительное почитать, что-то изучить… Но когда появляется хобби, оказывается, что на все хватает времени и сил. Потому что то, что ты делаешь для души, силы как раз и восстанавливает, снимает груз своих и чужих проблем, снимает напряжение и стресс – блокируются процессы, которые могут спровоцировать как проблемы со здоровьем, так и профессиональное выгорание.

- И что – многие больные следуют этому совету доктора? Находят себе занятие для души?

- Да, многие находят. Кто-то привозит показать свои вышивки, кто-то – связанные собственными руками носочки. Хобби у людей бывают разные. Важно, что они им помогают. И проблем со здоровьем становится меньше. Особенно тех, которые связаны с психосоматикой. Многим становится лучше уже оттого, что они перестают циклиться на болячках, прекращают искать у себя симптомы и ставить сами себе диагнозы. Такие пациенты у нас тоже есть, и для них найти дело, которое могло бы их увлечь, просто жизненно необходимо.

Знаете, когда я работала на кафедре, я у студентов об их увлечениях и хобби спрашивала. И оказалось, что хобби до университета было практически у каждого – пение, рисование, выжигание – такие разнообразные таланты у ребят! Но с началом учебы почти все бросили этим заниматься… Жаль, что бросают. Не стоит отказываться от того, что радует, успокаивает, заполняет какие-то пустоты в душе.

художник, врач, 8 марта, женщины

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление