Красная дорожка под ногами ставропольца

.

В Севастополе завершился XVI Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе». Его лейтмотивом стали слова: «Кино в поисках исторической правды. История и память». В экспертный совет входили признанные мэтры документального и игрового кино: глава киностудии «Узбекфильм» Юсуп Разыков, режиссер Иван Твердовский, секретарь Московского отделения СК РФ Екатерина Головня, профессор ВГИКа Татьяна Яковлева, продюсер, кинодокументалист Темина Туаева. В конкурсных программах было показано 144 киноработы из 37 стран мира и 21 региона России. Фильм ставропольского режиссера Сергея Масальского «Даследчыки» («Исследователи») был отобран и включен в конкурсную программу как одна из лучших работ документального жанра.

 

Сергей Масальский на красной фестивальной дорожке.
Сергей Масальский на красной фестивальной дорожке.

Все началось лет десять назад с игрового фильма «Товарищ Леший. Операция «Багратион». Это был первый кинематографический опыт - партизанский боевик. По стилю он немного напоминает советский фильм 1980 года «Мерседес уходит от погони» - история боевой операции, в которой несколько смельчаков совершают дерзкий рейд в тыл противника. У Сергея Масальского «Мерседеса» не было, а интерес к истории Великой Отечественно войны уже проявился. Он снял дебютный фильм со многими огрехами и «провисами», но в формате «полного метра». Многим картина показалась или слишком дерзкой, или чересчур экспериментальной. По крайней мере, отношение к ней было неоднозначным. Одна из телевизионных начальниц, еще даже не посмотрев заявку на фильм, сразу пошла в атаку: «У вас какое образование? Юрист? Да какое право у вас есть вообще становиться за камеру и объявлять себя режиссером?». Сейчас, спустя годы, напрашивается закономерный ответ на раздражённый вопрос - по праву таланта.

 Сергей Масальский (слева) с участниками  XVI Международного фестиваля «Победили вместе».
Сергей Масальский (слева) с участниками XVI Международного фестиваля «Победили вместе».

Тот первый многострадальный боевик получил-таки прокатное удостоверение Министерства культуры РФ, и профессиональный киновед - ВГИКовец Геннадий Хазанов представлял его в 2010 году на просмотрах в ставропольских кинотеатрах.

Потом были другие попытки пробить стену непонимания своими набросками, фильмами. Что-то было удачным, получалось чисто интуитивно, копился опыт. Звезды сошлись в 2019-м. При Международном кинофестивале «Герой и время» была организована образовательная программа. В нее со всей России отбирали перспективных в творческом отношении людей, имевших опыт съемки фильмов. Кандидатуры для участия в ней от Ставропольского края должно было предложить местное министерство культуры. Чиновники обратились за советом к Ставропольскому отделению Союза кинематографистов. Профессионалы назвали два имени, среди них - Сергей Масальский.

Мне тоже довелось быть участником этих резиденций. Это было чудное, с долей сумасшедшинки, но одновременно и счастливое время работы по 16 часов в сутки, неформального общения с главным режиссером МХАТа имени М. Горького Эдуардом Бояковым, писателем Захаром Прилепиным, актером и режиссером Сергеем Пускепалисом, кинопродюсером Вадимом Горяиновым. Главный, принципиальный вопрос, который будоражил и нас, и наших наставников, – это поколенческий сдвиг в сознании: почему времена сложнее, драматичнее сегодняшних в России были, но жизнь все расставляла на свои места и герои у каждого времени всегда находились. Почему же сегодня их нет? Что пошло не так? Как это исправить, не потеряв главного? Мы получили тройную порцию перезагрузки (было три резиденции), насыщенной работы, ночных просмотров, обсуждений, споров, иногда ссор (и это было), но и прорыва! Сергей привез наброски к фильму «Волат» (по-белорусски это - «воин в латах», а по-русски – «богатырь»). Там же родился замысел документальной ленты «Даследчыки». Фильм претерпел три варианта перемонтажа, но в итоге получилась документальная лента, в которой удачно сочетается Ставрополь как малый кусочек России с сегодняшней действительностью белорусской глубинки, показанной глазами мальчика-подростка. К достоинствам картины можно отнести отсутствие мокьюментари (приема, когда игровые сцены выдаются за документальные). Фильм абсолютно достоверен. Сергей сам родом из маленького белорусского села: «Я вырос рядом с этими лесами, во время войны там проходили кровопролитные сражения, в том числе и знаменитая операция «Багратион». Вся земля вокруг буквально нашпигована немецкими боевыми орудиями, гильзами и снарядами. Раньше, если ты шел по этому лесу, достаточно было ковырнуть ногой землю, чтобы оттуда показалась либо человеческая кость, либо какой-нибудь боевой патрон. Но тем, кто этого не видел, в это сложно поверить, поэтому я и хотел показать, насколько земля пропитана войной. К сожалению, наша молодежь начала про это забывать».

Фильм «Даследчыки» не стал призером кинофестиваля, это – дебютная работа Сергея Масальского в кинодокументалистике, но она на равных конкурировала с лентами учеников таких мастеров, как Павел Лунгин, Екатерина Головня, Владимир Хотиненко и других.

Национальный конкурс документальных фильмов в рамках фестиваля проходил всего лишь во второй раз. В номинации «Лучший документальный фильм» Гран-при получила выпускница ВГИКа Елена Ласкари за фильм «Где Матрена?».

За лучшую режиссерскую работу был отмечен Евгений Сущев (фильм «Костя Питерский»). Было много интересных картин: «На лезвии жизни» Анны Овчаровой, «Орел» Джафара Наджафи (Иран), «Переход» режиссерского дуэта Микеле Манцолини и Федерико Ферроне, «Скрывая симптомы» Александры Сашневой и много других, но главное – это сама атмосфера фестиваля. Вот что писали о ней на своих страницах в соцсетях участники кинофестиваля: «…сумели так организовать мероприятие, что пребывание на нем киношника - невыразимое счастье. Потому что такие фильмы - где бы я еще их посмотрела?».

«…Современная острая документалка, благодаря которой мой мир стал больше. И где бы я познакомилась с такими прекрасными людьми?».

А вот что говорит о фестивале Сергей Масальский: «Это одновременно и праздник, и очень серьезная школа. Море впечатлений и заряд творческой энергетики».

А что же завтра? А завтра жизнь вновь не позволит выйти из фестивального ритма. Как любила повторять эксперт Международного севастопольского питчинга «…завтра у нас опять мастер-класс, а потом тренинг», а еще – новые замыслы, просмотры и, как результат, - новые киноленты.

В истории Ставрополя были люди, которым удалось войти в цех профессиональных кинорежиссеров. Например, Георгий Кузнецов. Но он работал далеко за пределами малой родины на Свердловской киностудии. А чтобы большое кино, на равных соперничающее с фильмами, снятыми на крупных киностудиях, создавалось в нашем городе, - такого еще не было. Фестивальные картины почти всегда финансируются различными организациями, начиная от Фонда кино Министерства культуры РФ. Столичным кинематографистам с трудом верилось, что «Даследчыки» Сергей Масальский снял на собственные средства, которые ни в какое сравнение с возможностями киноконцернов не идут. Тем более значимым представляется прорыв, который совершил обычный житель краевого центра. На международном кинофестивале наряду с Римом, Тегераном, Парижем, Прагой впервые был назван и наш город. Пока многие говорят о «необходимости создавать положительный имидж края», есть люди, которые просто это делают.

Марина РОМАШКО.

 

Фильм ставропольского режиссера Сергея Масальского «Даследчыки», XVI Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе»

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»