Край для счастливой жизни

Елена Павлова

… Девчушка лет десяти аккуратно протягивала зеленую ленточку сквозь полотно на пяльцах. Это такая особая вышивка — ленточная... Маленькая мастерица очень старалась.

– Я очень люблю цветы, - улыбалась она. - Мы вчера на автобусе в Ставрополь ехали через поле ромашек. Такое красивое! Я дождаться не могла, когда сяду за работу. Ромашки у меня перед глазами до сих пор стоят. Я хочу их вышить, чтобы все видели, какие у нас цветы растут, какой у нас красивый край! Самый лучший на земле!..

День края у нас прошел с широчайшим размахом. И все, что происходило на каждой сценической площадке, выставке или подворье, было признанием в любви родной земле. Но для меня символом праздника, проходившего под девизом «Ставрополье — край для жизни», стала вот эта юная вышивальщица Аня из Города мастеров — девочка, которая считает наш край самым лучшим на земле.

Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ

Слова ставропольского поэта Фатеева «Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ» стали точкой отсчета праздника. В этом году он начинался от Тифлисских ворот, откуда в неспокойном для юга России 19 веке отправлялись на Воды, в Георгиевск или Владикавказ гражданские экипажи, сопровождаемые конными казаками. Говорят, об отправлении «колонны» извещал выстрел из пушки.

Ну пушки в День края, конечно же, не стреляли. Гостей приветствовали хлебом-солью, раздольной, как широкая ставропольская степь, казачьей песней да лихой народной пляской. Ставрополье — край богатейшей культурной палитры, здесь живут люди более ста национальностей. Фестиваль национальных культур продемонстрировал не только их самобытность, но и взаимопроникновение. Взять хотя бы ту же казачью лезгинку...

Все началось с театрализованного действа, которое вполне можно назвать исторической реконструкцией событий более чем двухвековой давности, когда здесь все только начиналось — с чтения Указа императрицы Екатерины II об основании Азово-Моздокской укрепленной линии.

Но укреплена Азово-Моздокская линия, роль которой «исполнял» бульвар Ермолова, была не оружием, а традиционным убранством казачьих куреней, горских саклей и ногайских юрт. Хлебосольные хозяева угощали гостей праздника блюдами национальной кухни, с удовольствием рассказывали о праздничных традициях своих народов.

На импровизированной стене - ковер, на ковре — портрет Коста Хетагурова. Под ним — кинжал. А на столах «царствует», конечно же, осетинский пирог. Точнее, множество блюд, на каждом из которых — по три пирога. Оказывается, в осетинских семьях три пирога выставляются на стол именно в праздники. Ближе к старшему ставится пирог с сыром. А вот поворачивать пирог при разрезании нельзя. Он солнце символизирует. Человек поворачивать солнце не может.

На армянском подворье нам рассказали о традициях армянской свадьбы, показывали матерчатые игрушки, которые обязательно шили старшие дети в семье при рождении младшего. А кроме новой игрушки отдавали они маленькому брату или сестре и свои куклы, сшитые при их рождении. Так что самый младший член семейства на куклы был очень богатый. Одним из самых уважаемых в любом армянском селе, оказывается, было семейство учителя. Где он живет, мог узнать даже приезжий, потому что на двери учительского дома обязательно висел ковер с вытканным на нем алфавитом.

Ногайцы тоже украшали свои жилища коврами. Правда, ковроткачество у них распространено не было. Ковры делали из войлока, расшивая национальным орнаментом, изображавшим, например, бараньи рога – своеобразная дань уважения животному, которое помогает обеспечить семье, что называется, «и кров, и дом». Еда из баранины, а на полу и на низких нарах вдоль стен юрты – овечьи шкуры для обогрева. Да и сама юрта делалась из кожи.

Казачий коллектив из Георгиевского района – это не просто хор, это живой музей этнографии. У каждой артистки в сценическом костюме имеется что-то уникальное, старинное. Одна солистка выходит к публике в сарафане начала 19 века и лапоточках, которые еще старше, другая щеголяет в опорках, которые селяне после войны сами себе мастерили, третья и четвертая (сестры) в домотканых юбках, которые ткала и шила их собственная прабабушка. А опорки на ногах у одной из исполнительниц хоть и новые, но сшиты из сырой кожи, совсем как те, которые смастерила для нее бабушка в военное лихолетье. В таких тогда полсела ходило…

Вообще костюмы коллектива — это тоже живая история. Об этом их хозяйки с удовольствием интересующимся рассказывают. Про то, например, как старый русский сарафан начала 19 века шила одна уральская крепостная крестьянка, которая, конечно, не знала тогда, что переживет эта вещица и ее, и само крепостное право, и нежданно свалившееся на семью богатство, когда бывший барин подарит семейству за былую службу землю, в которой потом окажется руда. Что сохранят внуки и правнуки этот сарафан и в голод после революции, когда вынуждены будут уехать с голодного Урала на хлебный Кавказ. Что ее прапрапра…внучка Вера Федоровна Хамаза отдаст этот сарафан хорошим женщинам, которые поют для молодых старые русские, казачьи и православные песни.

О каждом национальном подворье, о каждом коллективе рассказывать можно очень много. Пусть не обижаются те, кто не попал в повествование о празднике. Главное, что было в фестивале национальных культур – это уважение и искренний интерес людей друг к другу, к культурным традициям другого народа, доброжелательность и гостеприимство. День края стал праздником мира и добрососедства.

Вся Россия сошлась на Ставрополье

А рядом с подворьями раскинулся Город мастеров. Гости, в том числе совсем юные, с удовольствием знакомились с азами гончарного, плотницкого дела, резьбы по дереву, любовались работой вышивальщиц. Одна из них вышивала пейзаж, совершенно не похожий на местный ставропольский: лесную опушку с тонкоствольными березками и разлапистыми елями. Но наставница маленькой мастерицы пояснила:

 Это наш пейзаж. Раз березки и сосны живут в душах ставропольцев, значит - они тоже наши, ставропольские. Мы не можем от этого отказываться. Ведь у нашего края какая история! Откуда к нам только не приезжали! Вся Россия сошлась на Ставрополье!

Это действительно так. И подтверждение этим словам можно было найти в любом уголке праздника. На Крепостной горе, где кипела шумная ярмарка и одновременно работали выставки инновационных и дизайнерских проектов студентов Ставропольского художественного училища. И на Александровской площади, где шли веселые детские соревнования и одновременно — опять же работала ярмарка народных промыслов.

Мимо кукол мастерицы Анны Быстровой не могли пройти ни стар ни млад. От дородных казачек и русских красавиц в кокошниках веяло любовной ухоженностью и домовитостью старой крестьянской избы или казачьего куреня. Куклы на чайники в старые времена тоже были предметом домашней утвари. Чаи-то заваривали травяные. А куклы своими пышными юбками долго удерживали тепло, что и было секретом доброй заварки... Кстати, во время визита на Ставрополье патриарха Кирилла ему преподнесли именно такие работы мастера Быстровой — казака и казачку...

В шуме ставропольского праздника присутствовала даже частичка воспетой некогда Гоголем Сорочинской ярмарки. У избы за плетнем красовались настоящие украинские макитры (посуда для готовки на пару), горшки, сильнички (солонки), кружки для чая и кружки для кваса. Были и парадные подносы и блюда, расписанные глазурью. Встречали гостей хлопцы и девчата в вышитых рубахах. А везли на праздник в Ставрополь изделия украинских мастеров аж от самой Полтавы. Хозяин подворья Валентин Раскорякин сетует: видимо, не скоро будут следующие поездки на родину. Сам-то он десять лет, как с Полтавщины на Ставрополье переехал. Но сейчас там практически все закрывается, не говоря уж о народных промыслах. Да и все, что связано с Россией, там сейчас совсем не приветствуется. По сути, везде, кроме Юго-Востока. Но это не от народа идет, а сверху. Так что делать что-то для российских городов мастера попросту боятся. Тем дороже такие вот подарки, какой сделал жителям нашего края неизвестный нам мастер из Полтавы — украинское блюдо с надписью, сделанной радужной глазурью, — Ставрополье. Нелегко было доставить с Украины этот груз. Под Славянском чуть под обстрел не попали, и в пыли приходилось лежать, пока машину шерстили. Но все довезли — не могли не довезти...

А возле памятника Михаилу Юрьевичу Лермонтову звучали стихи великого русского поэта, судьба которого оказалась столь фатально связана с нашими местами. Поэтический спектакль «Страсти по Лермонтову, или Лермонтов Онлайн», который представили актеры Академического театра драмы, камерный ансамбль «Ренессанс» и группа «Кремль», собрал много неравнодушных зрителей. «Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени»... Звучали не просто великие произведения - звучала, казалось, душа поэта, которая, как его мятежный парус, по-прежнему просит бури...

Великому поэту, двухсотлетие со дня рождения которого Россия будет отмечать в октябре этого года, в День края посвящались конкурсы чтецов и викторины. Лермонтову был посвящен и фестиваль исторической пленэрной живописи «Гречишкинская весна». Проводится он только во второй раз, но уже стал не краевым, а всероссийским. В нем приняли участие художники из Ставропольского края, Чеченской и Карачаево-Черкесской республик, Ярославской области, Новороссийска, Москвы и Санкт-Петербурга. В итоговой выставке после недели работы на пленэре были представлены 98 работ — лермонтовские места глазами художников России.

«Гречишкинская весна» - не просто значимое, но и знаковое событие. Пример, как объединяет (можно сказать, собирает) страну истинное искусство. На Ставрополье есть свой хужожник-классик Павел Моисеевич Гречишкин, вся жизнь и творчество которого пример беззаветного и бескорыстного служения людям. Он подарил городу не просто все свои картины — он завещал нам свою жизнь. Гречишкин — яркий пример роли художника в жизни общества. Он писал Ставропольские степи, кавказские горы, красоты Байкала, леса Средней полосы... Теперь даже имя и память о нем объединяют талантливых людей из разных уголков страны, которую Павел Моисеевич всем сердцем любил...

… По традиции в 22-00 ночное небо расцветили огни фейерверка. Мириады вспыхнувших и тающих во тьме звезд. Я снова вспомнила девочку, вышивавшую ромашковое поле. .. У нас, действительно очень красивый и самый лучший край. Край, где есть все для мирной счастливой жизни.

 

 

День края, праздник, Ставрополье

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление