Крестьянская закваска

Валерий Манин

Крестьянская закваска
Весна 1969 года в Курском районе Ставропольского края выдалась прелестной. Отшумели первые грозы, и природа, еще не удрученная летним жарким солнцем, радовала жителей буйством красок. Серега Халатян, невысокий крепыш, поднявшись с первыми лучами, помог маме управиться с хозяйством, а потом, проводив ее на соседнюю молочно-товарную ферму, где она работала  более сорока лет дояркой,  с удовольствием убегал в обильно изливающую ароматы цветов и разнотравья изумрудную степь. И там наматывал километры, то взбегал на  невысокие холмы, которыми покрыта вся предтеречная равнина, то слетал вниз, к мутно-желтой речке. И так каждый день.
Потом, быстро позавтракав куском ароматного сельского каравая с молоком, хватал книжки и  бежал в полтавскую среднюю школу, в которую перевелся из соседней малокомплектной богдановской.
Ну а после занятий все сельские мальчишки, независимо от возраста, выходили на импровизированный стадион за околицей и до изнеможения гоняли футбольный мяч. Сняв ботинки и закатав штанины, Сергей тоже с упоением отдавался любимой всем миром игре.

Однажды учитель физкультуры, озабоченный приказом директора школы срочно подготовить команду для выступления на районных легкоатлетических соревнованиях, посвященных Дню Победы, отложил на время работу в личном подсобном хозяйстве и пришел  понаблюдать за футбольными баталиями. И там с удивлением заметил, что обычно тихий, спокойный, лишенный даже всяческого намека на подростковую агрессию десятиклассник Халатян на футбольном поле преображается. Резкий, взрывной, он легко выигрывал короткие забеги за мячом.
Подозвав к себе будущего выпускника, он сказал: «Завтра придешь на тренировку по бегу. А после Первомайских праздников поедешь в Курскую на спартакиаду». Воспитанный в сельских патриархальных традициях, где мнение старшего обсуждению не подлежало, Сергей безропотно на следующий день поменял шумные футбольные баталии, неизменно проходившие под пристальными взглядами подруг-старшеклассниц, на безлюдные тренировки легкоатлетов. Если бы тогда Сережа знал, что это безлюдие на долгие годы станет неизменным спутником его работы!
Но парень, повздыхал-повздыхал, да и принялся за тренировки. Не думаю, что за неделю в его подготовке произошли какие-то кардинальные изменения, скорее, сработала наследственность, ежедневный сельский труд, да и многолетние  пробежки по степи. Однако на первом же своем официальном соревновании по грунтовой дорожке в кедах Халатян пробежал 100 метров меньше чем за 12 секунд и стал чемпионом Курского района!
В Полтавскую Сергей возвратился героем, а мама, гордясь сыном, ту первую его грамоту за спортивные достижения  бережно положила в заветную шкатулку рядом со своим орденом «Знак Почета» и значком депутата районного Совета народных депутатов.
Но на этом легкоатлетическая карьера юноши на долгое время прервалась. После получения аттестата зрелости встал выбор: что делать дальше. Родители, всю жизнь проработавшие на земле и на собственной шкуре испытавшие все «прелести» сельского труда, не хотели сыну своей доли, поэтому настояли, чтобы Сергей поступал учиться в какой-либо вуз. На семейном совете дядя, живший в Пятигорске, порекомендовал техникум торговли: а что — профессия востребована везде, да и для семьи весьма полезная. Но душа у парня не лежала к коммерции, и он вступительный экзамен завалил.
Но домой возвращаться с поражением не захотел и устроился работать лаборантом, а параллельно учился на курсах телемастеров.
Однако тогда потрудиться на ниве коммунально-бытовых услуг не довелось. Почти одновременно с удостоверением мастера Сергей получил и повестку в военкомат. Два года честно отмолотил водителем танка Т-55а в Южной группе войск, а после увольнения в запас на льготных правах поступил в Ставропольский технологический техникум, где в те времена спорт был в почете. Не стал исключением в общей толпе и Халатян, вспомнивший о мимолетной, но счастливой карьере легкоатлета. Здесь на него обратил внимание преподаватель физвоспитания и порекомендовал для просмотра Н. Погребняку, известному тренеру. Опытный специалист заметил в переростке божью искру и, помянув недобрыми словами упущенное время, занялся всерьез постановкой техники у новичка.
К всеобщему удивлению, новичок быстро прогрессировал и стал выигрывать одни соревнования за другими: первенство средних специальных учебных заведений, чемпионат края, попал на всесоюзную спартакиаду, выступал на чемпионате Центрального Совета ДСО «Спартак», побеждал на первенстве ЦС «Локомотив» и всесоюзных соревнованиях в Кишиневе, доведя личный рекорд в беге на 60 метров до 6,8 секунды, а на стометровке до 10,8 секунды. Был шестым на чемпионата СССР в беге на 100 метров и восьмым — на дистанции вдвое длиннее.
Со временем Халатян понял, что все-таки спорт - его настоящее призвание, и после окончания техникума поступил на факультет физвоспитания Ставропольского государственного педагогического института, бывшего в те годы главной кузницей тренерских кадров на юге России. Не переставая выступать в соревнованиях, начал потихоньку тренировать, помогая своему наставнику, сперва в «Локомотиве», а с 1985 года — в «Динамо». При этом Сергей Гагикович никогда не стыдился спросить совета у более опытных, вообще, учиться он умеет. Отсюда и результаты. Роман Дровалев стал чемпионом России среди юниоров, Максим Истомин — среди юношей, Андрей Верясов был в финале Спартакиады России, а имена мастеров спорта Виктора Громова и Виталия Влащенко еще и сейчас в памяти специалистов.
Но есть у Сергея Халатяна черта характера, которая не всегда вырабатывается с возрастом, а воспитывается с молодых лет — уважение к человеку. Мне приходилось видеть в работе разных тренеров, в том числе и великих. Одни были так называемые демократы, другие — тираны. Много раз доводилось присутствовать на тренировках Халатяна, в том числе и инкогнито, то есть без ведома Сергея. И, поверьте, ни разу не видел этого темпераментного по определению человека (все-таки южная армянская кровь), в тренировочном запале забывающим, что перед ним пусть еще маленький, но уже ЧЕЛОВЕК!
Может быть, поэтому у Халатяна, как ни у кого другого, много воспитанников, добившихся успеха не только на беговых дорожках. Александр Гладилин, Евгений Казьмин и Александр Соленинов стали не только кандидатами в мастера спорта, но и кандидатами экономических наук, Сергей Минаев — профессором медицины...
В спорте говорят, что спортсмен — личность зависимая. От тренера, от материально-технической и экономической базы, от спортивного руководства, наконец. Но если посмотреть, то не менее зависим и тренер. Ведь сколько талантливых людей трудятся десятилетиями, отдают всего себя делу, живут на гроши, не изменяя призванию, а адекватной потраченным силам отдачи как не было, так и нет. Ну не попадается на его пути алмаз, который надо огранить, чтобы он заблистал бриллиантом!  Тут нужна удача. Одним она улыбается постоянно, другим — реже, а большинству — никогда. Однажды она улыбнулась и Халатяну...
Лет десять назад поздней дождливой осенью Сергей после тренировки в стареньком динамовском манеже шел к троллейбусной остановке с Леной Кораблевой — хорошим тренером легкоатлетов, которая только что завершила занятия на стадионе. Как всегда, когда встречаются профессионалы, о чем бы они ни говорили, в конце концов речь все равно переходит на работу. Погоревав вместе о  превратностях тренерской судьбы, Лена между прочим сказала: «Сережа, у меня занимается один мальчик, инвалид по слуху, вроде бы антропология хорошая, в высоту прыгает на метр восемьдесят и в длину — под шесть метров, да и стометровку бежит за 12 секунд. Может, возьмешь его себе...».
Надо заметить, что Халатян вообще не умеет сказать: нет, даже тогда, когда это просто необходимо. А тут судьба подростка и так обиженного жизнью. Так холодной осенью встретились учитель и ученик: Сергей Халатян и Кирилл Цыбизов.
- Меня приятно поразила в Кирилле, - вспоминает С. Халатян, - его детская открытость, даже какая-то ранимость. Он мог неожиданно эмоционально среагировать на то, что другие просто пропускают мимо ушей. Но какой же он пахарь! Любое задание будет делать до тех пор, пока не выполнит на отлично.
Специфика легкой атлетики заключается и в том, что хотя ребята тренируются вместе, но живут как бы каждый сам по себе. А вот у Халатяна такая обстановка в группах, что легкоатлеты живут не волчьей стаей, а человеческим общежитием. И новичок, да еще плохо слышащий, попал под дружескую опеку более опытных, старших товарищей, особенно к нему благоволил тогдашний лидер спринтеров края член сборной страны Витя Громов. Воспитанный в знаменитой спортивной семье, Виктор с юных лет познал тяготы жизни профессионального спортсмена, но при этом не потерял душевности. Он-то и помогал на первых порах освоиться в новой среде Кириллу. И тот раскрылся!
Уже через год занятий в группе у Халатяна он начал просто громить свои личные рекорды и стал серебряным призером на чемпионате России среди инвалидов по слуху! Казалось, впереди у талантливого парня ровная дорога к вершинам мирового спорта. Но не тут-то было! Живем-то мы в России, где не всегда побеждает сильнейший...
Шел год за годом, Цыбизов выигрывал старт за стартом, а уж с пьедестала так вообще не сходил. Причем удачно выступал не только в любимом спринте, но и в других легкоатлетических дисциплинах: прыжках, толкании ядра, даже тренеры ставропольской баскетбольной команды «Пограничник» всерьез рассматривали кандидатуру Цыбизова на место в составе. А вот в сборную России никак не хотели брать тихого, воспитанного ставропольца. Даже когда на чемпионате страны в Новочебоксарске он выиграл обе спринтерских дистанции, пробежав их соответственно за 10,9 и 22,2 секунды, старший тренер легкоатлетической сборной согласился взять Кирилла на чемпионат Европы при условии, что Халатян подготовит боеспособную эстафетную команду. Поверьте, создать из четырех-шести даже очень сильных спринтеров коллектив — задача архисложная. А из глухих — вообще, как считали, не выполнимая.
Однако Халатян, чтобы вывести Кирилла на международную арену, сделал невозможное. Да и есть ли такая преграда, которую ради ученика не преодолел бы учитель! В общем, на чемпионате Европы в Софии эстафетная команда России впервые в своей истории заняла призовое место, при этом значительно перекрыв прежний рекорд страны!
Сергей Гагикович был на седьмом небе от счастья — Цыбизова стали брать на международные соревнования! Окрыленные этим, оба стали работать еще больше и интенсивнее. И результаты росли как грибы после летнего дождя. Зимой 2008 года Цыбизов становится чемпионом страны в беге на 60 метров и в толкании ядра, занимает второе место на дистанции 200 метров. Мог бы и здесь победить, но подвело неумение бегать в манеже по виражам — в Ставрополе, считающемся одним из важных легкоатлетических центров России, как не было, так и нет современного манежа. Хотя все руководители краевого спорта, включая и нынешних, клятвенно заверяют, что такой объект стоит у них на первом плане...
Однако тот зимний чемпионат стал для тандема Халатян — Цыбизов судьбоносным. Вняв совету специалистов, они решили попробовать Кирилла в многоборье. И сразу успех! Уже на первом своем старте в Краснодаре Цыбизом в сумме семиборья набирает рекордный результат, превысив не только рекорд России, но и на 200 очков превзошел высшее европейское достижение!
Как они трудились, готовясь к летнему сезону,  даже вспоминать страшно. Что называется, до кровавого пота. При этом Сергей Гагикович, понимая, что в технических дисциплинах десятиборья он несилен, привлек к работе специалистов: по прыжкам в длину и высоту,  с шестом, метанию копья, барьерному бегу... Так ведь и результат получился на диво. На чемпионате России, являвшемся главным отборочным этапом для участия в Сурдолимпийских играх, Цыбизов опередил второго призера аж на 1000 очков! Это просто пропасть!
Ну а потом был звездный Тайбэй. Несколько дней сурдолимпийская сборная России не могла завоевать ни одной золотой медали. Назревало уныние. И вдруг Кирилл Цыбизов побеждает в десятиборье — самом тяжелом и почетном виде легкоатлетической программы! А потом пошло-поехало: с легкой руки ставропольца золото посыпалось в командную копилку как из рога изобилия. Растроганные руководители российской спортивной делегации тут же вручили чемпиону удостоверение и значок заслуженного мастера спорта и сказали, чтобы Халатян, по приезде в Ставрополь, пришел в крайспорткомитет, там обязаны оперативно подготовить соответствующие документы на присвоение ему звания «Заслуженный тренер России».
Насколько я знаю, пока С.Г. Халатяну документы о заслуженном более года назад почетном звании еще официально не вручены...
А вот другие структуры, как показывает жизнь, работают более оперативно. В начале августа 2010 года председатель Ставропольского краевого совета ОГО ВФСО «Динамо» генерал В. Назаров от имени председателя ЦС «Динамо» В. Проничева вручил С. Хала-
тяну и К. Цыбизову высшую награду спортивного общества - золотой с бриллиантами почетный знак «За заслуги в спорте». По имеющимся у меня сведениям, в крае такую награду имеют только знаменитые Андрей Чемеркин и его наставник Владимир Книга.
Высоко отмечен труд спортсмена и тренера Правительством России — оба представлены к награде «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но когда их получат...
Однако оба не очень-то зацикливаются на наградах и званиях. Тренировочный процесс идет по плану — впереди новые соревнования. А на беговой дорожке или в секторе старые заслуги не в счет. Тут надо каждый раз доказывать, что ты — лучший. Сергей Халатян к такой работе готов — сказывается трудовая закваска, полученная еще в далеком деревенском детстве. Не одним спортом, даже высших достижений, живет сейчас и Цыбизов. После окончания Ставропольского государственного аграрного университета молодой специалист-винодел поступил на факультет физвоспитания Ставропольского государственного университета, того самого, что три десятка лет назад окончил его тренер. Может быть, мы в будущем получим еще одного классного спортивного специалиста...

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление