Круглый стол. Как готовят журналистов?

Ирина Боровлева
Лет тридцать назад большая часть советских журналистов имела техническое, историческое или филологическое образование. Практиков с журналистским дипломом было очень мало, поскольку эти факультеты в нашей стране появились не так давно, в большинстве вузов они - одни из самых молодых. Сейчас учиться на факультете журналистики стало модно. Однако совсем небольшой процент выпускников потом идет работать по специальности. Проблемам подготовки журналистских кадров был посвящен «круглый стол» в рамках фестиваля «Дни сибирской прессы», на котором я побывала во время своей поездки в Томск. На «круглом столе» присутствовали заместитель генерального директора «Издательского дома Родионова» (журнал «Профиль», «Карьера» и др.) Андрей Бородин, декан факультета журналистики Томского государственного университета Юрий Ершов, преподаватели и студенты ведущих российских вузов.

Особое внимание присутствующие уделили вопросу довузовской подготовки студентов. Как и на других факультетах, на журналистике действуют подготовительные курсы. Здесь абитуриентам могут дать необходимый экзаменационный минимум по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам. Но будущему студенту-журналисту недостаточно просто неплохо разбираться в литературе. Намного важнее помочь абитуриенту определиться, действительно ли журналистика – это «его». В помощь ребятам некоторые вузы практикуют школы юного журналиста. Подобная школа есть, к примеру, в Ставропольском государственном университете. Здесь ребятам не только дают «голую» теорию, но и работают в практическом направлении, организовывая творческие мастерские. Помимо щколы юного журналиста, ставропольские школьники могут поступить и в Малую академию наук. Здесь тоже готовят юных корреспондентов.

При поступлении на факультет журналистики студента кроме экзаменов ждет еще одно серьезное испытание – творческий конкурс. Как правило, он состоит из собеседования и конкурса публикаций. То есть каждый абитуриент должен иметь несколько собственных публикаций в центральной или региональной прессе. Но насколько правомерно требовать от вчерашних школьников профессиональные заметки, статьи, эссе? Этот вопрос также обсуждался на «круглом столе». Практически во всех вузах сейчас есть собственные газеты. И некоторые охотно публикуют творения ребят, собирающихся поступать на журфак. Такая практика, к примеру, есть в Кемеровском государственном университете. Что касается моего личного мнения, я считаю, что конкурс публикаций не должен быть обязательным. Можно оценить готовность абитуриента стать журналистом и в процессе общения на собеседовании, а не исходя из его первых заметок, больше похожих на школьные сочинения.

Отдельная проблема – привлечение к образовательному процессу журналистов-практиков. Ставропольский государственный университет активно сотрудничает с руководителями и специалистами ведущих городских и краевых СМИ. В некоторых других вузах дела с этим обстоят сложнее. Журналисты не особо охотно идут преподавать, поскольку, откровенно говоря, преподавательский оклад составляет совсем небольшую сумму.

И, наконец, если абитуриент решил поступать на журфак, ему будет предложено несколько специализаций. В разных вузах их разное количество. В Кемеровском государственном университете всего два направления – телевидение и печать, в Челябинском государственном университете – три: телевидение, радио и печать, в Ставропольском государственном университете пять – телевидение, радио, печать, реклама и паблик рилейшнз. Последнее, кстати, является одним из самых перспективных. Собственные PR-службы есть сейчас у многих крупных организаций, как государственных, так и коммерческих, а вот специалистов в этой области пока не хватает.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов