Кружева – на земле и в небе

Валерий Манин

Летчик – это тот, кто может с самолетом сделать все, что захочет. Так считает Татьяна Нестерова, летчик­инструктор Ставропольского аэроклуба, которая летает уже более двадцати лет и делает это, как признаются ее друзья, просто виртуозно.

Впервые Татьяна поднялась в воздух, когда ей еще не было одного года – нужно было успеть к врачу на прием, а билетов на поезд не было, поэтому и полетели на самолете АН­2, в просторечии называемом «кукурузником». А мечта летать на самолете появилась у Татьяны чуть позже, в школе, когда она узнала о Петре Нестерове, который первым в мире сделал знаменитую «мертвую петлю». Тогда Таня решила, что с ее фамилией не научиться летать просто грех.

Решение Татьяна принимала сама, ничего не сообщая родителям. Сначала она устроилась на работу на завод, чтобы за год собрать деньги на поездку в Брянск, где находился один из лучших в той области аэроклубов. Татьяна хотела быть спортсменкой, но позже передумала, и мечта стала любимой профессией, которую сегодня Татьяна Нестерова называет не иначе как манией. «Кому­то нужны алкоголь и сигареты, кому­то наркотики, а мне – небо и самолет».

Любимые модели самолетов Татьяны Нестеровой – Су­26 и Як­55. Последний – одиночный пилотажный самолет – Татьяна называет машиной­акробатом, на которой можно выделывать такие вещи, что закачаешься. Первым тренером Татьяны был Алексей Федин, а летать на Як­52 ее учил инструктор Юрий Мальковский, который и сейчас работает в Брянском аэроклубе. «Он творит в воздухе настоящие чудеса, это не полет, а танец в небе!» ­ рассказывает Татьяна Нестерова. Кстати, идеи этого тренера не раз использовала сборная команда летчиков­спортсменов России. Его советы Татьяна помнит до сих пор: «Если сидишь в кабине инструктора, всегда контролируй полет, даже если впереди тебя сидит генерал с тысячей вылетов в активе». А еще есть у летчиков такое негласное правило: в воздухе нет званий. Различия остаются на земле. Там, наверху, лейтенант может проверять генерала, капитан может командовать майором. Все зависит от уровня подготовки, а не от количества звезд на погонах.

Кстати, по мнению Татьяны Нестеровой, научить летать можно любого, главное ­ выяснить, с каким типом личности вы столкнулись и подобрать подходящий метод работы. Одним нужно сразу все показать на практике, акцентировать внимание на основных моментах, другим лучше сначала досконально изучить теорию и только после этого садиться в кабину самолета.

Ну и какой же летчик без суеверий. Татьяна честно призналась, что число «13» не найдешь на борту, никто не фотографируется перед вылетом, в их лексиконе нет слова «последний», только «крайний».

Но не все так просто. Говорят, в жизни каждого летчика наступает момент, когда появляется страх перед высотой. Кто­то справляется с ним и продолжает парить в воздухе, а кто­то остается на земле навсегда. В жизни Татьяны тоже был этот переломный момент. Он пришелся на 1999 год, когда при подготовке сложной фигуры в воздухе Татьяна сорвалась в плоский штопор. Целый год после этого она не решалась сесть в самолет одна, летала только в паре, но все же ей удалось преодолеть ощущение страха, так что она снова смогла плести в небе кружевные узоры.

Кстати, кружева Татьяна плетет и дома – крючком, и сложно сказать, какие из них получаются лучше.

Александра Левшакова.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
сегодня друг позвонил - завтра хоронят Мальковского, а Лёша Федин ушел несколько лет назад...
1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов