Куда «повелся» Колобок?

Лариса Ракитянская

Выпускников 2015 года ждут перемены. Прежде всего, речь идет о сочинении - оно будет проводиться в декабре и станет основанием допуска к государственной итоговой аттестации.

Утешает родителей и учителей (не знаю уж, как самих выпускников!) то, что творческие работы будут проверяться учителями. Еще один плюс - оценка по системе «зачет/незачет».

Важно знать, что вузы имеют право уже к 1 октября объявить условия учета результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приемной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.

Учителя-словесники и ученые вузов нашего края весьма подробно проанализировали сочинения ЕГЭ-2014 по русскому языку.

Попробуем разобраться вместе, что получилось «на выходе», узнаем, что тревожит учителей сейчас и как надо готовиться к итоговому декабрьскому сочинению.

Инфантилизм равен «недочтению»!

Мало читают наши дети! Отсюда - фактические ошибки в сочинениях. Например, 15,5 процента выпускников, как выяснилось, имеют весьма смутное представление о содержании литературного произведения. Несколько цитат:

«Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети» пролежал всю жизнь на диване среди пыли, остатков еды…».

«В рассказе Грибоедова «Горе от ума» главный герой Степан Менщиков любил свою дочь Софью».

А еще при аргументации собственного мнения ребята допускали весьма вольную трактовку произведений художественной литературы:

«Пьер Безухов ходил по полю, вокруг него свистели пули, а он равнодушно ходил взад и вперед и искал в своей жизни себя».

Как вышло, что для аргументации собственного мнения выпускники выбирали народные и литературные сказки - «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кощей Бессмертный», «Три поросенка», «Золушка», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов», «Малыш и Карлсон», «Незнайка», мультфильмы «Маша и Медведь»? Что это — инфантилизм или попытка свое «недочтение» серьезных произведений заменить знаниями на уровне первоклассника? Вот вам цитаты:

«Вспомним, к примеру, сказку «Колобок»: лиса обманула, обхитрила колобка, а колобок повелся, не ожидая такой подлости, и сам не понял, что с ним произошло».
«В произведении Гоголя «Гадкий утенок» говорится о доброте утенка, поначалу утенка никто не любил, они его клевали, били, но утенок верил в чудо».

И еще один момент: приводя аргументы с опорой на знания, жизненный опыт, учащиеся рассказывают об одноклассниках, соседях, но эти примеры нередко примитивны, дублируют события, данные в источнике.

«Я дал книгу товарищу, он ее прочитал, стал добрым и благодарил меня».

«Однажды на рыбалке я поймал большую рыбу с икрой. Мне стало жалко ее, ведь у нее столько маленьких икринок, из которых в дальнейшем вылупятся рыбки, и я решил отпустить ее. С того момента я не беру рыбу с икрой».

Нужна ли нам грамота?- «Отчаянная вопль»...

Начало сентября подарило нам небольшой скандальчик: мол, на сочинении-2015 «Грамотность проверяться не будет вообще». На самом деле система оценки по принципу «зачет/незачет» предполагает строго регламентировать только количество допустимых пунктуационных и орфографических ошибок.

Так что орфография от выпускников-2015 никуда не уйдет. Тем более что наш край показал в 2014 году настораживающий результат: 18,6 процента допустили более четырех ошибок на ряд орфографических правил.

Что касается соблюдения пунктуационных норм, то 28,1 процента учащихся не справились с ними, допустив более пяти ошибок на разные пунктуационные правила.
Да и с соблюдением языковых норм есть проблемы. Попытайтесь понять, что значит, например, «черственность», «холоднокровие», «сплочать»,«матеря»,«первопрохо-дицы», «времяпровождение», «котрачить», «рухнется», «отчаянная вопль», «более бережней», «ему все равно на нее»?

«Им все пополам» или «Леонардо Досвинчи»

Грамотная речь — это не просто «правильнописание». Нужно еще и соблюдение речевых и даже этических норм. Вот несколько примеров из школьных сочинений-2014:

«Одной из проблем, поставленных автором текста, является проблема семьи. Их ссоры привели…»: «С ними нереально контачить»; «Им все пополам». Отсутствие речевых норм очевидно, согласитесь!

Но этические ошибки встречались в работах выпускников 2014 года достаточно редко. Они были связаны со словесным выражением отрицательных эмоций в неприемлемой форме: грубых и бранных словах в адрес героя: «Матери наплевать на сына», «Привела какого-то мужика»; «Анатоль и Элен Курагины выросли настоящими тварями». 

Что поразило учителей-аналитиков, так это количество фактических ошибок, связанных с искажением фамилий:

Д. Градин (Гранин), Солопухин, Солохин, Солухин (Солоухин), Леонардо Досвинчи (да Винчи), Корней Чайковский (Чуковский), Собачиха (Кабаниха) и другие. Умудрялись даже по-своему называть произведения: «Царь и рыба», «Герасим и Муму», «Люди в футлярах», «Онегин», «Как закалывалась сталь», «Конь в розовом чулке».

Что со всем этим делать?

Об этом я спросила Елену Владимировну Лагутину, учителя русского языка и литературы гимназии № 25, почетного работника общего образования, победителя ПНПО 2006 года, члена координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

– Мы понимаем, что сочинение в ЕГЭ по русскому языку – это одно, а итоговое сочинение по литературе – разные виды работы. Но на ошибки, которые дети традиционно допускают при написании сочинения по русскому языку, нам надо обратить особое внимание, готовя выпускников к декабрьскому сочинению. Анализ абсолютных показателей итогов ЕГЭ-2014 дал основания выделить ряд проблем. Можно сказать, что учащиеся в определенной степени владеют навыком понимания текста и умением продуцировать собственное высказывание. И все же нам предстоит обратить внимание на обучение выпускников умению создавать содержательное письменное высказывание по каждому из пяти направлений. Мало времени, конечно! Но мы будем стараться научить ребят и правильной аргументации собственного мнения, вспомним с ними правила орфографии – в тесной связи с работой по развитию речи. Уделим внимание и грамматико-пунктуационному анализу языковых явлений в тексте сочинения.

А еще я бы рекомендовала самим выпускникам обратить серьезное внимание на каллиграфию: встречаются работы, которые сложно прочесть, так как написаны они небрежно, с большим количеством исправлений.

Добавлю лишь, что на сайте ФИПИ («Федеральный институт педагогических измерений». – Л. Р.) в канун нового учебного года были опубликованы направления, выпускники их уже знают: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?». Раскрытие их в сочинении должно быть основано на материале отечественной и мировой литературы. А это значит, что 11-классникам надо читать, думать, анализировать, что называется, «копить фактуру» для будущего сочинения. Можно и сейчас приступать к активной фазе подготовки – писать черновики, проверяя себя, консультируясь с учителями. Одним словом, готовиться очень серьезно, чтобы не было у нас курьезов на тему «куда повелся Колобок»!

школа, выпускники, ЕГЭ

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов