Куда звонить, когда трудно?

Никита Пешков

Куда звонить, когда трудно?

В последнее время много говорится о проблемах насилия и жестокого обращения с детьми. Данной проблемой озабочено как высшее руководство страны, так и  рядовые граждане. В обществе активно обсуждаются формы и методы работы социальных служб по предотвращению ситуаций насилия и жестокого обращения, и зачастую обычные люди воспринимают эти формы как необоснованное вмешательство во внутренние дела семьи, не до конца разобравшись в сути этих самых форм и методов.

Я решил прояснить, чем занимается одна из наиболее рекламируемых, однако неоднозначно воспринимаемых частью родителей служб помощи детям – детский «телефон доверия». Что это – реальная возможность для  ребенка получить помощь в трудной для него ситуации или место, куда павлики морозовы могут «сдать» своих родителей или учителей по любому поводу? 

За комментариями по поводу работы «телефона доверия» я обратился к заместителю директора ГОУ «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних» Ларисе Гладченко.

- Что представляет собой «телефон доверия»?

- Общероссийский детский «телефон доверия» (8-800-2000-122) начал работать с сентября 2010 г. в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Идея создания единого номера заключалась в том, чтобы объединить существующие в стране «телефоны доверия» под общим номером, на который анонимно и совершенно бесплатно могли бы обращаться дети и родители из любого уголка страны, где есть проводная или мобильная связь. Таким образом, возможность обращения за психологической помощью получили жители небольших населенных пунктов, ранее не имевшие возможности обратиться к психологу.

- Кто принимает звонки на «телефоне доверия»? Каков уровень профессиональной подготовки консультантов?

- В настоящее время звонки на единый детский «телефон доверия» в Ставропольском крае принимают штатные специалисты центра психолого-педагогической помощи населению и центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, а также консультанты-волонтеры Ставропольской региональной общественной организации «Центр социально-психологической помощи «Перекресток». Все они, помимо наличия профессионального образования, прошли предварительный отбор и специальную подготовку в области телефонного консультирования. И даже после этого с ними проводится дополнительная методическая работа.

 Когда я обсуждал «телефон доверия» со своими знакомыми, наши мнения иногда расходились. Некоторые не понимали, зачем он нужен. 

Многие вопросы возникают из-за того, что в городе культура обращения за психологической помощью только зарождается (одни уже обращаются за помощью к специалистам, а некоторые – кому, возможно, это и нужно – вовсе не знают о такой помощи или идут к гадалкам и шарлатанам). Чувствуется некоторый дефицит информации, а также иногда неосознанный страх доверять свои тайны другим людям. 

- Один из моих знакомых считает, что обращение за помощью по «телефону доверия» или вообще к психологу - признак несамостоятельности ума, неспособности решить свои проблемы. Что вы можете сказать ему?

- Все мы можем оказаться в ситуации, когда не можем решить проблемы сами. Мы не боги, а живые люди. Бывают сложные ситуации: изнасилования, конфликты, различные кризисы. Иногда поговорить не с кем. Особенно если это касается интимной сферы. У нас в обществе принято скрывать, например, когда дочка забеременела  или сын начал выпивать или сбегает из дома. Эти факты скрываются, и друзьям о них не расскажешь. Любой человек может оказаться в кризисной ситуации. Мы оказываем психологическую поддержку, а потом помогаем найти внутренние ресурсы, чтобы отыскать решение проблемы. Мы не даем готовых рецептов, позвонивший, в конечном итоге, должен отыскать их сам, используя свои ресурсы. 

Для более полного представления о работе «телефона доверия» я встретился с руководителем СРОО ЦСПП «Перекресток» Денисом Севрюгиным.

- Как получилось, что звонки принимают не только штатные сотрудники, но и волонтеры, которые работают бесплатно. 

- Все очень просто. В нашей организации состоят люди, имеющие многолетний опыт работы на «телефонах доверия», которые существовали в городе раньше. Руководство центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних при поддержке министерства образования Ставропольского края сочло возможным привлечь нашу организацию для совместной работы по оказанию психологической помощи по телефону. Благодаря этому увеличилось время работы службы: сейчас «телефон доверия» работает и днем, и вечером, и по выходным (еще совсем недавно он работал только в рабочее время). Для нас такой опыт сотрудничества государственного учреждения  и общественной организации является очень ценным и доказывающим эффективность совместной работы. 

- Можно ли узнать подробнее, как происходит сам процесс оказания помощи?

- Наша задача – поддержать человека в сложной ситуации. Это в первую очередь! Когда мы все получаем достаточно эмоциональной поддержки, когда мы можем пережить то тяжелое эмоциональное состояние, в которое нас погрузила проблема, мы можем уже подумать о путях решения этой самой проблемы. До этого момента нам очень сложно увидеть какие-то возможности. Все нам представляется в темном, мрачном свете. Наша задача, как телефонного консультанта, – оказать именно эмоциональную поддержку, а не решать проблему обратившегося. Мы, конечно, обсуждаем ситуацию, но помогаем увидеть что-то, а не указываем, что делать человеку. 

- Насколько это эффективно по телефону? Чем эта помощь, например, отличается от помощи обычного психолога или психотерапевта? 

- Во многих ситуациях это очень эффективно – человек не видит консультанта, что позволяет ему быть более открытым и откровенным. К тому же такой вид помощи наиболее доступен. Но когда мы понимаем, что речь идет о глубоких проблемах, то рекомендуем позвонившему обратиться к психологу или объясняем, чем может быть полезно обращение к психотерапевту или другому врачу. 

- Когда человек понимает, что ему надо позвонить по «телефону доверия»?

- Часто бывает, что, когда нам плохо и мы остаемся одни, нам не с кем поговорить. Бывает, что эмоции захлестывают и не дают возможности нормально жить дальше. Такого рода проблемные звонки самые сложные, чаще всего касаются расставания, каких-то межличностных конфликтов, ссоры или затянувшихся переживаний, травматических событий в жизни человека, страхов. 

Если говорить про детей, то здесь, конечно, важно отметить, что зачастую «телефон доверия» используется как возможность розыгрышей или разговоров на темы, о которых они не могут поговорить с кем-то еще. И здесь взрослый  оказывается доступным и не отвергающим.

Но прежде всего детский «телефон доверия» нужен, чтобы оказать эмоциональную поддержку ребенку или  родителю (они также могут обращаться). 

 Необходимость детского «телефона доверия» лучше всего подтверждает статистика: с сентября было принято более двух тысяч звонков. «Телефон доверия» позволяет найти помощь и поддержку любому человеку, где бы он ни находился и в какой бы ни был ситуации. Важно, что, позвонив и рассказав о своих переживаниях, он получит не насмешку, жалость или осуждение, а понимание. В современном мире, полном предрассудков и бедном на время и возможность слушать друг друга, это очень важно! 

Детский «телефон доверия» 8-800-2000-122 в Ставропольском крае работает ежедневно в рабочие дни с 8-30 до 20-00; в выходные и праздничные дни – с 10-00 до 20-00.

Все звонки бесплатные.

Жители г. Ставрополя (как дети, так и взрослые) могут также звонить по номеру 71-21-87 («телефон доверия» СРОО ЦСПП «Перекресток»). В данном случае нужно помнить, что звонки будут платными в соответствии с тарифным планом абонента (т.е. как любой звонок на любой стационарный городской номер).

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов