Культурное нашествие в стиле WOMАD

Ольга Метёлкина

В минувшие выходные в Пятигорске состоялся фестиваль мировой музыки, искусств и танца

Культурное нашествие в стиле WOMАD

Не успела Комсомольская поляна отдохнуть от традиционного «Машука», как на ее просторы десантировался фестиваль, масштабов которого Северный Кавказ еще не видел. Россия вообще принимала WOMAD впервые. Так что пропустить столь грандиозное событие было бы непростительно. Хотя бы на один день мы должны были стать свидетелями этого небывалого в наших краях культурного нашествия.

От места дуэли Лермонтова до «Машука» добирались кто бодрым шагом, а кто на регулярно курсировавших автобусах. Судя по экипировке – за спинами рюкзаки, рулончики туристических ковриков, на ногах кроссовки – случайных людей в очереди на пропускном пункте почти не было. Полиция работала профессионально, быстро. А что касалось личного досмотра, то публика собралась понимающая: безопасность превыше всего. Изъятию подлежали не только перочинные ножи, но даже пилочки для ногтей. На территории фестиваля блюстителей порядка с собаками и рациями было тоже предостаточно. И, похоже, не только потому, что ожидался визит полпреда и многочисленных официальных лиц…

Жители мегаполисов и городов поменьше теряли голову от чистейшего пятигорского воздуха и обилия планов на день. Программа, составленная с учётом самых разных интересов и предпочтений, вынуждала разрываться между интересным и очень интересным времяпрепровождением, и публика с утра до самой темноты непрестанно передвигалась от сцены к сцене и по узким улочкам Деревни ремесел, останавливаясь на время, залюбовавшись, как кусок глины на гончарном круге послушно превращается в горшочек в ловких руках мастера. Да что там посмотреть, если можно было, к примеру, и самим попробовать валенки повалять, на собственном опыте убедиться, каким терпением и ловкостью должен обладать кольчужных дел мастер. На мастер-классы по плетению макраме и традиционных поясов, по чеканке и скрапбукингу выстраивались очереди. Умельцы собрались из разных уголков России, много было и своих – из Ставропольского края и республик Северного Кавказа.

На два дня пятигорская поляна стала перекрестком культур и традиций разных народов мира. Здесь, как в огромном плавильном котле, бурлили звуки и краски, сдобренные букетом экзотических приправ. Мне давно не приходилось встречать такого количества улыбающихся лиц и позитивно настроенных людей, собравшихся в одном месте. Объяснение простое – к WOMAD специально готовились, его ждали, изучая программу и список артистов, заранее покупая билеты (цены, кстати, для такого фестиваля были очень доступные – 300 рублей на один день и 500 – на два). Это не имело ничего общего с большими праздниками, куда любителей бесцельно потолкаться в толпе привлекает перспектива развлечься на «халявном» концерте какой-нибудь раскрученной эстрадной «звезды», выступающей под фонограмму.

Опен эйр фестиваль в Пятигорске выдал целое море «живого звука». Да ещё какого! Достаточно было узнать, что в программе будет выступать Дживан Гаспарян, чтобы отбросить все планы на выходные и устремиться на WOMAD. Непревзойденный мастер игры на дудуке, которому скоро исполнится 85 лет, объехал полмира. Музыка в его исполнении звучит в известных голливудских фильмах, и зрители даже не догадываются, что в основу главной музыкальной темы знаменитого «Гладиатора» режиссера Р. Скотта была положена армянская баллада «Сиреци, ярес таран». Мне же было интересно узнать, что в 1947 году девятнадцатилетний Дживан выступал на сцене Большого театра в составе самодеятельного ансамбля на смотре искусств союзных республик и получил в подарок от самого Иосифа Сталина золотые часы «Победа» (правда, юный музыкант тут же их продал, чтобы накормить своих голодных коллег из ансамбля).

А где еще можно было услышать звуки настоящего якутского хомуса и голоса, имитирующие звуки природы?! Девушки из этногруппы «Айархаан» имели ошеломительный успех у слушателей. Хомус – это очень древний инструмент, которому более 10 тысяч лет. Его разновидность встречается у многих народов мира. У славян это варган. Голос хомуса ассоциируется с мистическими ритуалами шаманов, в которых они общаются с духами природы.

Владение не менее древними музыкальными инструментами и старейшими музыкальными стилями сделали группу «El Tanbura» очень популярной не только на родине, в Египте, но и по всему миру. Фольклорные традиции не противоречат стремлению музыкантов «El Tanbura» быть в центре событий, так во время протестов на каирской площади Тахрир они выступали там перед народом со своими песнями.

Часто вместе с музыкантами на сцену выходит исполнитель тануры – традиционного мужского танца с юбками. Далеко не каждый может овладеть этим искусством, танцор должен иметь натренированный вестибулярный аппарат, обладать не только ловкостью, но и изрядной силой, поскольку ему приходится, удерживая равновесие, кружиться и манипулировать тяжелыми юбками и разными предметами. Танура представляет собой вариант священного мусульманского танца монахов-суфиев. Российские туристы наверняка видели подобное в Турции и Египте.

Культурное нашествие в стиле WOMАD

Для справки
Фестиваль мировой музыки, искусств и танца World of Music, Arts and Dance (WOMAD) появился благодаря идее известных музыкантов Питера Гэбриэла, Томаса Брумана и Боба Хутона, которые в 1980 году впервые рискнули соединить в одном концертном проекте рок и фольклор. Через два года в Англии им удалось организовать первый фестиваль, в программе которого на разных площадках выступали известные рок-исполнители, джазовые музыканты, знаменитые этногруппы, звучали индийский ситар и африканские барабаны.

С тех пор WOMAD провел более 160 фестивалей в 28 странах мира. На них выступили более 1000 артистов, представлявших музыкальное искусство более 100 стран. За тридцать лет аудитория фестиваля составила свыше миллиона человек.

В 2013 году WOMAD впервые проходил в России. Участники и гости фестиваля встретились на Комсомольской поляне в столице Северо-Кавказского федерального округа, где в течение двух дней на трех сценах один за другим выступали музыканты из Европы, Азии, Африки, Центральной Америки, а на многочисленных площадках проходили творческие мастер-классы. Публика восторженно встречала Пелагею и Дживана Гаспаряна, Нино Катамадзе и «Воплi Вiдоплясова», ансамбль «Ставрополье», «Даймохк», «Ингушетия», этногруппы «Айархаан» и «Троица», квартет «Хуун Хуур Ту» и ансамбль «Некрасовские казаки» и еще многих-многих исполнителей.

Как только одни артисты заканчивали выступление на сцене А, другие начинали своё на сцене В, и зрители дружным табунчиком устремлялись к новым впечатлениям. Публику с первых аккордов заводили и знакомые кавказские ритмы, и не менее зажигательные танцевальные нигерийские мелодии Шона Кути с группой «Egypt 80». Чернокожие барышни так завели народ на танцполе, где проходил их танцевальный мастер-класс, что его участники еще долго не хотели расходиться.

И ничего, что звукооператоры переборщили со звуком во время выступления группы «Muyayo Rif» из Каталонии. Почувствовавшие драйв поклонники с каждой минутой всё больше заводились под мощным напором энергии, хлынувшей со сцены. Музыка, которую играет «Muyayo Rif» невозможно отнести к какому-либо определенному стилю, это смешение рока, джаза, рэгги, румбы, рок-н-ролла, народных каталонских мелодий и бог знает еще чего. Группа прославилась своими яркими эпатажными выступлениями уже и за пределами Испании. Меня удивило название композиции из нового альбома, которыми музыканты «Muyayo Rif» свой музыкальный блок на WOMAD в Пятигорске, – «Bienvenidos al burdel», что в переводе означает «Добро пожаловать в бордель»… Вот когда приходится жалеть, что плохо знаешь иностранные языки. Знакомый полиглот перевел слова песни, и оказалось, что в ней нет ничего неприличного, ребята весело и энергично критикуют существующее социальное устройство с его продажностью…

Культурное нашествие в стиле WOMАD

Удивительный фестиваль, он дал повод не только услышать и увидеть незнакомых ранее музыкантов, но и спровоцировал желание узнать больше об этих артистах, о культуре и традициях их стран. Не одну меня поразила исполнительница фаду из Португалии Дона Роза. Она совсем не была похожа на певицу, когда вышла на сцену – небольшого роста, полная женщина, с белой тростью и в темных очках. Но стоило ей запеть, и к сцене потянулись новые и новые слушатели. Фаду – это народные португальские песни с протяжной мелодией и очень грустным содержанием. Наши жестокие романсы по трагичности не идут ни в какое сравнение с ними. Однако, не понимая ни слова по-португальски, каждый слушатель невольно чувствовал, о чем поет эта удивительная фадишта (так в Португалии называют исполнительниц песен в стиле фаду). В четыре года Дона Роза из-за болезни потеряла зрение. Несмотря на то, что семья жила очень бедно, девочка смогла получить начальное образование, а петь научилась сама. Став совершеннолетней, Дона Роза решила выступать на улицах Лиссабона и тем самым зарабатывать на жизнь. Ей было уже 42 года, когда певицу с необычным голосом услышал венский продюсер, который записал первый диск и открыл её имя миру…

С вечера над фестивальной поляной зарядил дождь. Но публику это не очень-то напугало, ведь впереди было выступление Пелагеи и насыщенная программа следующего дня.

Фото автора.
Смотрите видео на сайте
www.vechorka.ru

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление