Куриный бульон как зеркало работы химчистки

Лариса Денежная

Куриный бульон как зеркало работы химчистки

Если вы любите изделия из кожи, наверняка сталкивались с проблемой их чистки и окраски. Но услуги профессионалов, как показала практика, не всегда гарантируют качество. В химчистках частенько происходят разные метаморфозы с кожаными вещами. Вот вам еще одна история, попавшая под судебное разбирательство.
Во время  свадебного застолья, которое проходило на улице в обустроенном большом шатре, Амиле (имя изменено) облили куртку куриным бульоном —  неосторожно передали тарелки с супом-лапшой. Принять какие-то экстренные меры для спасения одежды, по вполне понятным причинам, женщина не смогла. В результате  на курточке осталось несмываемое пятно,  которое бросалось в глаза.
В первой химчистке, куда пришла Амиля, принять куртку отказались, посоветовав ей обратиться в открывшееся неподалеку новое предприятие «Е» - может, здесь внедрили современные технологии.  Женщина поспешила туда. Молоденькая приемщица обнадежила: мол,  пятна «отойдут». Но если не получится, то можно в конце концов и покрасить курточку в черный цвет («родной» — темно-коричневый. — Л.Д.). А через три дня этот вариант предложили как единственно возможный: на месте удаленных пятен, как объяснила работница химчистки, остались белые следы. Амиле пришлось согласиться.
Прошло десять дней  - именно такой срок выполнения заказа был обозначен в квитанции. Амиля побеспокоила химчистку по телефону -  справиться о готовности изделия. Работники химчистки объяснили: мол, сохнет после покраски куртка. Только через месяц Амилю пригласили забрать готовую одежду.
Когда куртку вынесли, женщина сразу поняла: изделие уменьшилось в размерах. Амиле пообещали  все исправить. Но попытка «подрастить» куртку только обезобразила ее.  Одна полочка изделия  стала короче другой, швы полопались, подкладка вылезла. «Было такое впечатление, что курточку пытались растянуть, да не получилось», - поделилась с нами Амиля.
В тот же день женщина написала письменную претензию в адрес владельца химчистки — индивидуального предпринимателя К. Амиля указала, что услуга оказана некачественно, изделие потеряло товарный вид – дало большую усадку и деформировалось, швы во многих местах расползлись.  Ответ предпринимателя не заставил долго ждать. К. сообщил, что кожаная куртка имела износ 75%, и  согласно ГОСТу и правилам бытового обслуживания принимается на химическую чистку только с согласия заказчика. Последнее  было дано, что нашло отражение в  квитанции. Стало быть, какие претензии?
Знакомые подсказали Амиле  обратиться к экспертам. Специалисты ООО «Независимая экспертно-консультативная служба»  (ООО «НЭКС») в своем заключении указали: в изделии имеются явные дефекты, являющиеся результатом нарушения технологических процессов химической чистки. Услуга выполнена с нарушением  требований ГОСТа 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия». Товарный вид исследуемой куртки и её потребительские свойства утрачены.
 После этого Амиля  направила в адрес предпринимателя вторую претензию, на которую женщина получила  более чем «странный» ответ. Предприниматель сообщил о том, что заказчица... вообще не предупреждала работников химчистки об имеющемся на кожаной куртке пятне от куриного бульона. Так что тогда вытравляли  до белесых пятен, после чего потребовалась покраска куртки, за которую, кстати, пришлось заплатить  1300 рублей?!
Амиля обращается в мировой суд Ленинского района. В исковом заявлении требует взыскать с предпринимателя стоимость испорченной куртки в двойном размере, услуги эксперта, возместить моральный вред в размере 5 тысяч рублей.
Ответчик на судебное заседание не явился, доверив представлять свои интересы адвокату. Последняя пояснила суду,  что во время оформления договора бытового подряда заказчицу предупредили о возможной усадке куртки после химчистки, а также осветлении цвета на 1 - 2 тона. Кроме того, представитель ответчика сообщила: в квитанции сделали отметку об имеющихся в куртке дефектах -  потертостях, пятне от куриного бульона (так все-таки о нем сразу знали! – Л.Д.), а также о том, что имеет место выгорание цвета, покраска куртки возможна в коричневый или черный цвет.
 Проведенную экспертизу куртки представитель ответчика назвала незаконной, поскольку  исследование было проведено в отсутствие К.
Мировой судья Ж. Романова  назначила проведение судебной химико-товароведческой экспертизы НП БНЭ «Спектр». В заключении специалиста перечисление дефектов заняло несколько строчек: многочисленные разрывы стачных швов в области воротника, плечевого шва и т.д., отсутствие тиснения кожи на правой полочке изделия, удлинение низа рукавов, деформация  структуры кожи правого подборта,  несоответствие размера подкладки размеру куртки, искривление конфигурации низа изделия...
Экспертом сделан вывод о нарушении технологического процесса при проведении химчистки и окрашивания: ГОСТом 51108-97 «Химическая чистка. Общие технические условия»
не допускается изменение линейных размеров более 2%. Условия химчистки должны обеспечить соблюдение исходной формы,  изделия должны сохранять целостность, цвет, рисунок и рельеф. А в результате проведённой химчистки и покраски, как отметил эксперт, произошла неравномерная усадка куртки (длина изделия уменьшилась на 1 см, а длина рукава – на 13 см, то есть усадка составила 19,2%).
Сославшись на упомянутый ГОСТ и правила, а также  «Руководство для работников приёмных пунктов и предприятий химической чистки и крашения», специалист сделал вывод: по указанным в квитанции дефектам процент износа куртки может быть установлен 50, а не 75%. Однако определить точный процент износа  кожаной куртки на момент проведения исследования, как указал эксперт, оказалось невозможно - после выполненных работ  полностью утрачены потребительские свойства одежды.
Опуская детали, скажем, что суд удовлетворил иск заказчицы, правда, частично.
Помимо стоимости услуг химчистки (было уплачено 1800 рублей), двукратной цены испорченной куртки (с учетом ее 50-процентного износа), возмещения морального вреда в размере 5 тысяч рублей,  судебных расходов, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований  потребителя предпринимателю придется выложить немалую сумму –  а это свыше 30 тысяч рублей.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов