Легализация

Елена Павлова

 

Легализация
Миграционное законодательство России изменения претерпевает достаточно часто. Закон «О правовом положении иностранных граждан» - не исключение. Нововведениям в этот закон и был посвящен брифинг в Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю. На вопросы журналистов отвечал заместитель начальника УФМС Казбек Эдиев.

Изменения касаются так называемой трудовой миграции — граждан иностранных государств (большей частью ближнего зарубежья), которые приезжают в Россию на заработки. Схематично их можно разделить на три потока. Первый — это те, кто приезжает по квоте (в Ставропольском крае в этом году это чуть больше пяти тысяч человек). Второе направление — высококвалифицированные специалисты, приглашающиеся на зарплату не ниже двух миллионов в год, - в нашем крае не является актуальным. Ну а третье направление обозначилось совсем недавно. С 1 июля (согласно вступившим в силу изменениям в вышеозначенный ФЗ «О правовом положении иностранных граждан») УФМС по Ставропольскому краю начало прием документов на выдачу патентов.

Официально это звучит так: «Российские граждане имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму для личных, домашних и иных подсобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого гражданина патента. Получения разрешения на работу в данном случае не требуется».

Казбек Эдиев не скрывал, что данное нововведение имеет целью легализовать большую часть мигрантов, которые не проходили по квоте, но уже находятся на территории России. По оценкам миграционной службы, в крае находится порядка 2 - 3 тысяч нелегалов. Ведь не секрет, что штрафные санкции проблем, связанных с использованием труда нелегалов, не решили. Внедрение системы патентов, по мнению экспертов, даст государству определенную экономическую выгоду. Нелегалы по понятным причинам налогов не платят, а обладатель патента платит ежемесячный налог в тысячу рублей. При просрочке платежа патент аннулируется. К тому же и работодатель будет избавлен от тягомотной и трудоемкой для него процедуры оформления разрешения на работу иностранных граждан.

Возможность перейти на легальное положение многие оценили. Так или иначе, всего за две недели в УФМС по Ставропольскому краю с заявлениями на получение патента обратились 149 человек (это ровно 50 процентов от всех обращений по СКФО). Это граждане Узбекистана, Азербайджана, Армении, Таджикистана. 126 из них уже сдали документы, четверым патенты выданы. Вообще же процедура оформления занимает не более десяти суток.

Журналисты усомнились, что все работодатели будут соблюдать положение о «неизвлечении прибыли». Соберет себе некто иностранных рабочих якобы для строительства собственного дома, а в реальности они будут возводить многоэтажку, или коттедж на продажу, или какое-нибудь увеселительное заведение...

Казбек Барадинович согласился: в законе есть подводные камни. Наверное, будут желающие использовать это в своих интересах. Так что ситуацию УФМС будет отслеживать совместно с другими силовыми ведомствами. Для нарушителей предусмотрены штрафные санкции. Для работодателя — достаточно крупные в денежном выражении, а для иностранных граждан это чревато аннулированием патента, штрафом, а при наличии еще одного нарушения миграционного законодательства России - закры-тием въезда.

Конечно, отношение и к этому новшеству в миграционное законодательство неоднозначное. В первую очередь, это касается опасений, что иностранные граждане будут получать работу вместо российских граждан.

- Ну, в данном случае закон уже есть, его нужно выполнять, - говорит Казбек Эдиев. - К тому же, еще раз подчеркну, где-то 70 процентов тех, кто будет получать патенты, уже находятся на территории России. Мы не можем диктовать собственнику, кого он должен нанимать на работу. У ФМС нет таких полномочий. А многие собственники предпочитают иностранных рабочих — и дешевле, и без перекуров работают, и умеют зачастую больше. И здесь государству надо делать выводы — у нас в 90-е, по сути, уничтожена система профобразования, все восстанавливать надо, людей рабочим специальностям надо учить.

Да, безусловно, выражение «Мигранты — для России, а не Россия для мигрантов» должно реализовываться в жизни. И мы этим руководствуемся. Мы не только не повышаем, мы снижаем в крае квоты на привлечение иностранных рабочих. В 2008-м она составляла 9 тысяч человек, в 2009-м — около 5 тысяч, в нынешнем — порядка 5,5 тысячи. К тому же в нынешнем году она пока закрыта только на 32 процента. Есть примеры, когда мы отказываем в квоте. Вот в этом году одному из ООО Новоалександровского района отказали. Руководители этого предприятия сейчас судятся со Службой занятости, которая к нам обратилась с заявлением. Возможно, с нами будут судиться. Но наша позиция однозначна - там страдают интересы жителей района. Хозяин — частный собственник, уже лет восемь, как ежегодно перед уборочной доставляет бельгийскую технику — морем через Новороссийский порт (она и в других хозяйствах потом работает, не только в Новоалександровском районе). Для жителей района работы нет. Комбайнерами у него работают граждане Турции. Вот им и отказали в квоте.

Отвлекаясь от основной темы разговора, могу сказать, что в сфере миграции (не только внешней, но и внутренней) часто камнем преткновения являются именно вопросы собственности. Процессы внутренней миграции на востоке края, на КМВ требуют пристального внимания. И не только УФМС.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление