Летите самолетом? Проверьте ручную кладь!

Лариса Денежная

Александр Т. поехал в г. Выборг Ленинградской области помочь брату обустроить загородный дачный участок. Прихватил с собой и инструменты для предстоящих электротехнических работ. Целый месяц провел в трудах. Оставалось доделать самую малость. И - надо же такому случиться – в один из дней, выгружая очередные стройматериалы, поскользнулся на мокром резиновом покрытии. Работу пришлось прервать. А когда Александр немного поправился, брат с женой решили отправить его домой самолетом, чтобы избавить от утомительной дороги домой в поезде. Тем более что стоимость невозвратного эконом-авиабилета без багажа в новогодние каникулы была даже ниже железнодорожного – немногим более трех тысяч двухсот рублей, не считая услуги бронирования.

Вещей у Александра – всего-то одна сумка. Вполне можно пронести в самолет как ручную кладь. А вместе с багажом, как объяснили в агентстве, билет обошелся бы на две тысячи рублей дороже.

7 января из Выборга выехали в аэропорт на машине в семь утра. До места назначения - не более двух часов. Время вылета самолета рейсом 606 авиакомпании «Азимут» - 11.30. Вполне можно успеть. Но погода выдалась неважная. В общем, приехали за полчаса до вылета самолета - и бегом к стойке регистрации. Хотя «бегом» в данном случае не совсем верно. После травмы Александр не мог быстро передвигаться.

Мужчина прошел регистрацию. Перешел в зал предполетного досмотра, прошел через металлоискатель. Дальше – проверка ручной клади. Сумка уезжает по транспортеру на рентгенотелевизионную установку. И тут Александра огорошили: «Инструменты провозить нельзя». Выход – или сдать в багаж, или утилизировать. Первый вариант для Александра – считай, полстоимости билета. Денег на непредусмотренные траты нет. Второй вариант вообще неприемлем. Есть ли провожающие, которым можно передать вещь? Конечно, брат еще в аэропорту. Но сотрудники торопят: нужно идти на посадку. Радиоузел объявляет фамилии опаздывающих пассажиров, в том числе и Александра. Передавать инструменты брату уже нет времени - после травмы сильно не поспешишь. Сотрудник аэропорта интересуется, кому из провожающих передать изъятые инструменты, записывает фамилию брата. А Александру выдает бумагу (ее содержание Т. прочитал уже в Ставрополе). Т. успевает сообщить родственнику о возврате ему маленькой барсетки с инструментами. До вылета самолета он успевает связаться с братом по телефону. И тут выясняется: инструменты ему никто не отдал, к тому же отказались вызывать сотрудников из зала предполетного досмотра багажа и ручной клади….

- Билет мы покупали предварительно. Ни в агентстве, ни на билете и его рекламном проспекте информации о запрете провоза инструментов в ручной клади не было. Знал бы об этом раньше, принял бы меры. В электронном билете было только предупреждение о запрете перевоза опасных предметов - аэрозолей, пиротехники, легковоспламеняющихся веществ. Все. А у меня был небольшой набор электрика в барсетке 15 на 20 сантиметров. В аэропорту никаких стендов и плакатов с информацией о запрете провоза инструментов тоже не было, - рассказывал нам Александр.

Первым делом мы изучили документы, которые предоставил Т. Смутила странная бумага, именуемая «Уведомление о хранении веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте». В ней - никаких данных о пассажире, рейсе. Отсутствовала даже дата оформления уведомления, подпись пассажира. От руки был написан только номер акта - 182.

Бумага уведомляла о том, что в аэропорту есть услуга по хранению запрещенных к провозу вещей, которая является платной, и указывалась ее стоимость. По окончании установленного срока хранения в течение месяца, как следовало ниже, невостребованные вещи подлежат утилизации.

А что говорят на этот счет нормативные документы? В «Правилах проведения предполетного и послеполетного досмотров», утвержденных Приказом № 104 от 25.07.2007 Министерства транспорта Российской Федерации, с изменениями от 16 апреля 2012 г. № 96, вы не найдете инструменты в перечне запрещенных к провозу вещей в ручной клади.

Однако авиаперевозчикам и аэропортам не возбраняется принимать дополнительные меры авиационной безопасности. Некоторые из них ужесточили правила провоза ручной клади, добавив к общепринятым запрещенным предметам потенциально опасные, посредством которых пассажир может нанести травму окружающим. В их число вошли штопоры для откупорки бутылок, иглы для уколов (при отсутствии медицинских показаний, подтвержденных справкой), спицы и крючки для вязания, маникюрные ножницы и перочинные ножи. На сайте аэропорта Пулково среди запрещенных вещей для провоза в ручной клади указаны помимо прочих также орудия ударно-дробящего действия (биты, дубинки различных видов и т. д.), а также рабочие инструменты (пилы, монтировки, дрели, сверла и т. д.) Видимо, отвертки и плоскогубцы из набора электрика Т. входят в число «и т.д.».

Однако Александру не дает покоя мысль: почему изъятую вещь не передали родственнику? Зачем тогда записывали его фамилию? Как быть с тем, что акт об изъятии он не подписал? И куда вообще «утилизировали» его инструменты? Т. намерен предъявить работникам аэропорта требование о возврате его вещей.

В соответствии с п. 47 упомянутых выше правил пассажиров воздушного транспорта обязаны информировать о требованиях законодательства Российской Федерации, регламентирующих перевозку багажа и ручной клади. «В местах продажи билетов, аэропортах, зонах регистрации пассажиров, перед зонами контроля, пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций оборудуются световые табло, вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. № 142», - гласит этот документ. Причем, как следует из правил, информирование пассажиров о целях и порядке прохождения досмотров идет на всех этапах обслуживания, а также об их правах и обязанностях, о перечне опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушных судов, и об ответственности за их незаконный провоз.

Мы не знаем, чем закончилась эта история. Совет можем дать один: чтобы не попасть в подобную ситуацию, заранее узнайте, что нельзя провозить с собой на самолете. Самый простой путь – зайти на сайт авиаперевозчика. Если нет Интернета, хорошо разузнайте об этом при покупке билета. Иначе «запрещенную» вещь ждет утилизация.

багаж, ситуация, меры авиационной безопасности, ручная кладь

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»