Льготный проезд на муниципальном транспорте Ставрополя удалось сохранить

Дефицит бюджета не отразится на социально незащищённых гражданах

Станислав Маслаков

В редакцию «Вечёрки» обращаются жители Ставрополя, их беспокоит изменение цен на проездные билеты в городском общественном транспорте. Разъяснения по этому поводу уже давал директор троллейбусного парка Алексей Бушман. Теперь за комментариями мы обратились в Ставропольскую городскую Думу, на решение которой ссылается транспортное предприятие. С нами на связи председатели двух профильных комитетов Думы: по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике – Александр Кочерга и по социальной политике – Светлана Мосина. Они пояснили, что, несмотря на дефицит бюджета города, льготы на проезд остались, сегодня они субсидируются на 50% процентов от стоимости билета.

- Александр Викторович, Светлана Викторовна, расскажите коротко о предыстории вопроса.

СВ: - Предыдущее решение, устанавливающее дополнительные меры социальной поддержки при проезде в городском общественном транспорте, было принято почти десять лет назад, в декабре 2009 года. Оно фиксировало стоимость проездного билета в абсолютных цифрах и с учётом инфляционных процессов требовало регулярной актуализации, пересмотра указанных значений. Последняя индексация 2014 года, действовавшая до апреля текущего года, остановилась на 290 рублях для пенсионеров и других категорий граждан и 185 рублях для учащихся. При этом мы столкнулись с очень важным аспектом, который нельзя не учитывать: состояние нашего бюджета. Городская казна уже не может компенсировать в прежнем объёме выпадающие доходы перевозчика от использования льготных проездных. При старой цене взрослого билета 75 процентов затрат ложились на плечи муниципалитета.

Взвешивая все «за» и «против», мы пришли к выводу, что практика, выражения льгот в абсолютных значениях на сегодня морально устарела.

Тщательно изучали опыт как соседних, так и дальних регионов России, анализировали способы льготирования по широкому спектру направлений. Общая ситуация такова, что в подавляющем большинстве случаев применяется   процентное соотношение к полной стоимости. Идёт ли речь о проезде в общественном транспорте, коммунальных платежах или чём-либо ещё. Такая система более гибкая и не требует постоянного пересмотра решений, на основании которых предоставляются льготы.

- Что изменилось?

АК:- В феврале этого года Дума приняла решение, устанавливающее льготы на проезд в общественном транспорте не в абсолютных цифрах, а в процентном соотношении к стоимости билета длительного пользования, определяемой согласно Порядку предоставления субсидий на финансирование затрат организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, который утверждается постановлением администрации города Ставрополя. В расчёт стоимости вложен, подчеркнем, условный, усреднённый норматив из 60 поездок для взрослых льготников и 30 поездок для школьников. Исходя именно из этой стоимости и определяется 50-процентная льгота на приобретение проездного билета. Причем она распространяется и на те, отдельные категории граждан, которые имеют выплаты в качестве мер социальной поддержки от государства. Хотя если вдуматься, проездной билет в этих условиях перестал быть именным и его обладатели или члены семьи, учащиеся вполне могут совершать нелимитированное количество поездок в течение указанного срока действия.Таким образом, для взрослых льготные проездные с 1 апреля этого года стоят 570 рублей в троллейбусах и 540 в автобусах, для детей 285 и 270 рублей.

Для сравнения,у наших ближайших соседей в Краснодаре и Ростове цена льготных проездных билетов немногим выше нашей, а, скажем, если взять Центральную Россию, то в отдельных регионах она превышает ее почти в два раза.

- Не является ли изменение цены на льготный проездной своего рода мерой финансовой поддержки троллейбусного парка?

СВ: - Это мера поддержки, прежде всего, горожан для которых нам, несмотря на состояние городского бюджета, близкого к критической отметке, удалось сохранить льготы.

- И как много мы выигрываем от новой льготно-ценовой политики?

АК:- В прошлом году на компенсацию недополученных доходов от льготного проезда город потратил 36,5 миллиона рублей. На текущий год по этой статье запланированы расходы в сумме 28,7 миллиона. Согласитесь, что 8 миллионов – значимая для краевого центра сумма, сопоставимая, например, с нашей долей в строительстве новой школы в микрорайоне «Перспективный». С этим же связано и повышение цены на проезд в троллейбусах, ведь из бюджета также покрывается разница между фактической стоимостью проезда и предельным максимальным уровнем тарифа, установленным Региональной тарифной комиссией. В прошлом году на эти цели было потрачено 22 миллиона, в нынешнем предполагается сократить затраты ровно в 4 раза - до 5,5 миллиона. Но, повторимся, эти меры – вынужденные.

- И всё же льготный скачок отразился на кармане горожан…

СВ:- С этим трудно не согласиться. Возможно, было бы правильнее повышать стоимость постепенно. Но сейчас мы находимся в стадии острой экономии и уже не можем откладывать на потом непопулярные, но необходимые действия.

Кроме того, остались категории граждан, которым и единовременные выплаты перечисляются (монетизация льгот), и оказывают стопроцентные льготы. Это участники и инвалиды ВОВ, лица, награждённые знаком «Житель блокадного Ленинграда», инвалиды боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награждённые орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны – эти люди «неприкосновенны» и могут передвигаться на муниципальном транспорте бесплатно.

транспорт, троллейбус, Бушман, общественный транспорт, автобус, льготы

Другие статьи в рубрике «Автоклуб»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление