Линия раскола — линия защиты

Елена Павлова

В Пятигорске состоялся сход представителей славянских (казачьих) общественных организаций. Событие, обозначающее тенденции, а потому — заслуживающее внимания. Принято несколько решений — с некоторыми я согласна, по поводу других есть вопросы и сомнения (и я в этих сомнениях не одинока). Но дело не во мне, а в ситуации в казачестве, которая развивается вне зависимости от моего отношения, участия или неучастия в ней. И развивается динамично. К тому же, на данный момент, в отличие от весны, когда на сайте «Вечерки» очень активно обсуждались и мои публикации, и ответ на них совета атаманов Ставропольского округа ТКВ (ныне - ТВКО), эта ситуация куда более многослойна и соответственно — более сложна. Оттого и подготовка материала заняла определенное время. Я постараюсь дать информационный срез по факту состоявшегося схода и принятых решений.

Многослойность

Мне бы очень хотелось уже традиционно избежать элементов аналитики, а дать только факты и высказывания, но, не прибегая к сноскам в недавнюю историю и к обобщениям, я просто ничего не объясню. Предлагаю воспринимать сказанное ниже как информацию к размышлению.

На момент начала схода в зале присутствовали казаки 17 казачьих обществ — из разных городов и районов края. В качестве гостей и наблюдателей были также представители отделов Ставропольского казачьего войска, казаки из Краснодарского края и КЧР, а также — общественных организаций, входящих в состав Славянского союза Ставрополья. В процессе схода люди еще подъезжали.

Собрало всех на сход осознание необходимости выстраивания некой линии взаимодействия между разными казачьими обществами и славянскими общественными организациями на территории края. Зрело это давно, но создание СКФО заставило уже совершить шаги в этом направлении. Забегая вперед, скажу, что большинство эту инициативу поддержали, но именно как Кавказскую казачью линию, а не как линейное войско, ибо нагромождать новые войсковые структуры на уже имеющиеся нецелесообразно.

В принципе, первые шаги были совершены раньше, но тогда они были связаны с ситуацией в Терском войсковом казачьем обществе. В июле сход казаков Терека и Ставрополья в станице Лысогорской сформировал комитет по спасению Терского войска. Возглавил его Юрий Чуреков. В декабре на круге Ставропольского городского казачьего общества ТКВ по инициативе казаков северо-западных районов края было сформировано товарищество казачьих обществ и казачьих кругов Ставропольского края. Эту структуру, действующую на согласительной основе, возглавил Владимир Квашнин. Тут я ничего уже не поясняю, потому что те читатели, которым интересна тема казачества, по прежним публикациям имели возможность ознакомиться и с мнением по этому поводу официального округа ТВКО, и с позицией тех, кто от официального округа отрезан. Позиции полярны. То же самое, уверена, будет и по Кавказской казачьей линии. Официальный округ наверняка заявит, что такая линия уже существует — и это непосредственно Терское войсковое казачье общество, и что это раскольники наносят удар по нему, как фактору стабильности на Кавказе (последнее утверждение я слышала из уст бывшего председателя комитета по делам национальностей и казачества В. Шнюкова в записи совета атаманов СКО ТКВ от 31 марта, на котором принималось памятное открытое письмо). Он также говорил тогда про «звенья одной цепи с тем, что происходит в Ингушетии, Дагестане и Чечне»… Трактовки того, почему казаки, а иной раз и целые казачьи общества, попадают в раскольники, у официального округа и самих «раскольников» тоже абсолютно разнятся.

А в результате получается то, из-за чего я и предупреждала в начале материала о «многослойности». Кавказская казачья линия формируется по линии раскола Терского войскового казачьего общества. Так выходит.

Напоминание

В конце декабря, после выхода материала «За единение и товарищество», на совете атаманов Александр Фалько (атаман округа) давал свою трактовку того, как целое Ставропольское городское казачье общество Терского казачьего войска оказалось в раскольниках. А в конце января атаман этого общества Владимир Квашнин направил в администрацию Президента РФ, председателю Совета по казачеству Александру Беглову и губернатору края Валерию Гаевскому письмо, в котором дает свою трактовку этого события и объясняет, почему, с точки зрения действовавшего до сентября 2009 года Устава, он считает атамана войска Василия Бондарева нелегитимно избранным. Кроме него под письмом поставили подписи еще 17 казаков — из других районов края, где в ходе процессов, особо обострившихся летом во время действий по изменению структуры округа и подготовки к выборам атамана войска, многие по факту оказались за бортом округа (все подписавшиеся — представители недавно созданного товарищества).

…Я не знаю, что конкретно по этому поводу думают А. Беглов и В. Гаевский, но помню, что еще в апреле губернатор говорил атаманам отделов Ставропольского округа: «Думаю, никто не будет, как страусы, прятать голову в песок. Мы готовы признать, что есть проблемы, и нужно делать шаги к их решению. И решать, конечно же, за столом переговоров. Тем более что казачество сильно своими демократическими традициями. И это как раз тот случай, когда их применение необходимо. Прошу не расценивать эти слова как попытку властного вмешательства. Но от раздрая в казачьих рядах выигрывают только внешние силы, и не всегда позитивные».

Разговор не получился

Попытка переговоров была предпринята со стороны официального округа сейчас, девять месяцев спустя. Неожиданно для большинства присутствующих на сходе появились несколько атаманов во главе с атаманом округа Александром Фалько.

Но диалога не получилось — получилась перепалка. Детанационный эффект имел на первый взгляд позитивный посыл атамана Горячеводской общины Валерия Поматова: мол, если хотели встретиться поговорить, мы могли бы предоставить в станице большой зал, а вы собрались в спортивном клубе, как заговорщики. В помещении действительно было кучно, оно не вмещало собравшихся. Но именно слово «заговорщики» сыграло роль пусковой кнопки. Официальным лицам округа напомнили и случаи отказа в предоставлении помещений, и казачьи круги, когда казаков от казаков оберегало милицейское оцепление, и людей, которые становились атаманами всего через месяц после принятия присяги, и многое другое. Выступали представители Краснокумского, Незлобного, Прасковеи, после отъезда официальной делегации приводились еще примеры — в частности, по Изобильненскому району. Звучали вопросы по соответствию списочного состава отдельных обществ реальному положению дел. Александр Фалько говорил о том, что проведены строевые смотры и списки утверждены… Это как аргумент не принималось… Эмоционально говорили и о том, что войсковой круг, который не только избирал атамана войска, но и утверждал новую структуру округа и Устав, был представлен только 340 казаками. В то время как на прошлый делегировались 1200 человек. Аргумент, что это сделано из соображений обеспечения дисциплины и порядка, собравшихся тоже не убедил.

Юрий Чуреков информировал атамана округа о том, что начинает формирование Пятигорского округа, как структуры, объединяющей казаков юго-восточных районов края, не согласных с политикой атамана войска В. Бондарева. И что будут подготовлены обращения к Президенту и полпреду с выражением недоверия войсковому атаману и требованием его отставки. Александр Фалько ответил, что это юридически не обоснованные заявления и обманывать казаков не стоит.

– Тут прозвучало много чего, — сказал собравшимся атаман округа. — Есть федеральные законы, они предписывают, кто будет в реестре, кто будет вести этот реестр. В реестре будет 142 ставропольских казачьих общества. Что касается Терского войска — можно считать что угодно: 32 тысячи, 3 тысячи… Но смотры строевые проведены, выверены. 16,5 тысячи человек мы набираем. Что новый полпред может снять атамана войска — это неправда. Вопрос о снятии решает круг. Круг избрал атамана. Он утвержден Президентом.

В общем, каждый остался при своем мнении. Знаю, что атаман Фалько предпринимал попытки вызвать для разговора некоторых участников схода. Насколько это может быть успешным в плане разрешения ситуации, не берусь сказать.

Оппозиция формируется в линию

После отъезда официальных лиц участники схода успокоились и продолжили работу в обычном режиме. Казаки рассказывали о том, какие реформирования были проведены в их обществах и почему они с ними не согласны. Противостоять этому в одиночку им сложно. Поэтому они с интересом ознакомились с опытом уже четырехлетнего противостояния Ставропольского городского общества. Но Ставропольскому живется чуть-чуть проще, чем некоторым другим. Администрация города, не вмешиваясь во внутренние противоречия ТВКО, руководствуется принципом, озвученным Президентом: «Для меня все — казаки». То есть во избежание ненужного напряжения работает со всеми, не деля на «правильных» и «неправильных». А в ряде населенных пунктов, где власть поддается на уговоры и использует против «неправильных» административный ресурс, казакам, попавшим в опалу, приходится сложнее. Вот они-то и выступили инициаторами идеи объединения в товарищество.

– Процессы, происходящие в ТВКО, приводят к тому, что формируется оппозиция, — говорит Михаил Серков. — Естественно, все должно проходить через объединение. Поэтому вы сегодня здесь, поэтому в декабре было создано товарищество, поэтому вам будут предлагаться какие-то другие варианты и прожекты. Потому что ТВКО на данный момент, особенно при создании СКФО, — действительно геополитическая структура. Другое дело — в каком состоянии эта структура находится… Но объекты различных политических течений и различных устремлений — они будут работать с оппозицией. Поэтому пока они не начали работать, но собираются, нам нужно объединяться и работать самим — пока нас не растянули «по разным квартирам».

Это было поддержано

В ходе обсуждения и компромиссных договоренностей была обозначена и структура взаимодействия — линия позиционирует себя как союз, консолидирующий казачьи и славянские организации, существующий на основе взаимодействия, взаимопомощи и взаимоинформирования, при этом организации не вмешиваются во внутренние уставы и традиции друг друга. Многих привлекает и перспектива хотя бы в общении друг с другом избежать деления на реестровых и общественных казаков. Но тут я должна привести мнение атамана Ставропольского войска Дмитрия Стригунова, который находился в Москве и на сходе не присутствовал. Представители отделов СКВ были на сходе как наблюдатели. Отказ от разделения казаков по принадлежности и непринадлежности к реестру он поддерживает давно и всецело. Но принимать решения о вхождении в линию единолично он не имеет права — как раз в Союзе казаков существует строгая иерархия, это должно быть рассмотрено на Совете атаманов Союза и утверждено верховным атаманом. Ставропольское войско не собирается оставаться в стороне от происходящего в СКФО, по этому поводу Союз казаков будет собирать совет атаманов. Но до этого времени войско будет взаимодействовать со всеми казачьими и славянскими организациями на тех основах, на которых всегда взаимодействовало.

…Ну вот, собственно, и все, что я могу сказать в рамках информационного среза. Может, наблюдающие за развитием ситуации по роду служебных полномочий со мной не согласятся. Но я ведь общаюсь с людьми по этой теме уже не только как журналист, но и как адвокат, и уже чуть ли не как исповедник. Протестные настроения растут и благодаря этому оформляются в структуры, люди самостоятельно ищут пути решения проблемы… Конечно, есть понятие внутреннего дела организации, тем более внутреннего дела каждой семьи. Но когда передо мной сидит уважаемый человек и рассказывает, как он вместе с другими родственниками оказался в оппозиции племяннику, атаману районного общества. Когда по этой же причине «кошка пробегает» между кумовьями, как бы я ни хотела абстрагироваться, напрашиваются исторические аналогии. А ведь у нас не Гражданская война, слава Богу. Я пишу эти материалы, потому что в теме, и вижу, как она развивается. И могу просчитать разные перспективы развития. Я не Шолохов — мне «Тихий Дон» все равно не написать. Точнее — «Тихий Терек». На самом деле я вижу, что и среди «раскольников», и среди «нераскольников» большинство нормальных людей. Есть настоящие личности, и есть личности под вопросом. Ну по крайней мере для меня. При неблагоприятном развитии Григориев Мелеховых многовато прослеживается. Вот что меня волнует. Расценивайте это «лирическое отступление» тоже как информацию к размышлению.


P. S. 21 февраля в Красногвардейском тоже состоялся сход, собравший порядка сотни казаков из разных городов и районов края. Поддержана позиция, обозначенная в Пятигорке — на объединение казаков, не согласных с политикой официально действующего атамана войска. Поддержано и обращение атамана Ставропольского городского общества к А. Беглову. Подчеркнуто — и линия, и товарищество являются объединительными, а не новыми войсковыми структурами, их задача — сохранение Терского войска, которое сохранили деды и прадеды. Подчеркнуто также, что продолжающееся противостояние с официальными лицами войскового общества не освобождает казаков от ответственности за молодежь. Неоднозначно оценивают члены товарищества ряд позиций обращения, распространенного во время схода, Но это - тоже тенденция. Ситуация продолжает развиваться.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление