Лора Манаева: «Надо не просто повышать среднюю зарплату педагогов, а увеличивать ставки и оклады!»

Лариса Ракитянская

Лора Манаева: «Надо не просто повышать  среднюю зарплату педагогов,  а увеличивать ставки и оклады!»

В марте краевая организация профсоюза работников народного образования и науки РФ провела I Сбор председателей первичных профсоюзных организаций. Более 700 членов профсоюза подвели итоги «Года первичной профсоюзной организации», заслушали публичный отчет министерства образования СК и краевой организации профсоюза образования о выполнении Отраслевого соглашения. В ходе Сбора более 70 членов профсоюза образования получили заслуженные награды.

Сегодня об итогах этого масштабного мероприятия читателям «Вечерки» рассказывает председатель Ставропольской организации профсоюза Лора Манаева.


Есть «генетический» страх: а вдруг завтра денег не будет...

Я попросила Лору Николаевну не останавливаться на успехах и достижениях, хотя и они для краевой организации профсоюза весьма заметны. Наш разговор мы начали с тех пунктов, которые можно назвать частично выполненными:

– Главный вывод, сделанный нами на Первом профсоюзном Сборе: государственно-общественный характер управления системой образования в нашем крае выполняется. Представители профсоюза на уровне образовательных учреждений входят в состав управляющих советов и занимаются в том числе распределением фондов оплаты труда, с ними согласовываются локальные акты. На уровне муниципалитета и на уровне края — тем более — такая позиция также выдерживается; к примеру, я выполняю представительскую функцию, являясь членом межведомственного совета по модернизации системы образования, коллегии министерства образования, аттестационной и других комиссий. Мы считаем, что задача профсоюза - обеспечить прозрачность и открытость отрасли образования и для общества, и для самих участников системы. Ведь несправедливость служит источником социальной напряженности. Крайне необходимо, особенно на уровне образовательного учреждения, уменьшить материальное необоснованное неравенство. Ведь ключевая цель проекта модернизации системы образования — доведение средней заработной платы учителей до средней заработной платы в экономике региона — является выполнением главного требования профсоюзов, но это — повышение реального содержания заработной платы. Все рады тому, что идет рост заработной платы в системе образования, но позиция профсоюзов всегда была в том, чтобы не просто повышалась средняя заработная плата, а повышались ставки и оклады — та гарантированная часть жалованья, которая не зависит от «радивого» или нерадивого работодателя. Нам надо способствовать тому, чтобы сильные педагоги пришли в отрасль, а для этого они должны четко знать: за свой труд они будут получать достойную заработную плату.

– А почему именно в области зарплаты столько проблем?

– Некоторые работодатели до сих пор не понимают самой идеи НСОТ — это раз. А, во-вторых, у многих где-то в подкорке сидит некий «генетический» страх: а вдруг завтра денег не будет? И если правда так случится, тогда стимулирующий фонд безболезненно можно будет урезать, а ставку — нельзя.

Есть и другой момент: люди ждут (тоже привычно!) команды свыше. А краевое примерное Положение об оплате труда распространяется только на государственные учреждения образования, и оно предполагает минимальный уровень. Каждое учреждение разрабатывает свое положение - в соответствии с финансовыми возможностями. Заработная плата - самый сложный социальный вопрос. Как только она повышается у одних, возникают вопросы у других. Так, недопустимо долго обходили молчанием систему дополнительного образования, в результате она теряет и кадровые, и финансовые ресурсы, но вне исторических, культурных, спортивных, бытовых традиций своего народа мы даем искусственное образование и воспитание.

– Но ситуация сдвинулась с мертвой точки?

– Да. Не могу не сказать слова благодарности и губернатору нашего края В. Зеренкову, и его заместителю Г. Ткачевой за то, что обращения профсоюза были услышаны по поводу повышения заработной платы работников допобразования: на встрече с губернатором летом 2012 года мы озвучили эту проблему, направляли письма и в краевую Думу. Насколько нам известно, в бюджете 2013 года соответствующие расходы предусмотрены.

– А о каких цифрах идет речь?

– Не хочу говорить о цифрах — это дело чиновников и статистиков. Образование - не сектор рынка, и одними деньгами его не измерить. Надо просчитать не только экономические, но и социальные, и гуманитарные аспекты. Один из вопросов, который предстоит решить: как провести модернизацию, чтобы за ростом заработной платы последовало качество работы. В настоящее время идет процесс формирования культуры оценки качества образования на уровне края, муниципалитетов и отдельных учреждений. Да, удалось поднять заработную плату педагогам, но возникает вопрос: стали ли они работать лучше? И ещё более глубокий момент: а кто умеет диагностировать труд учителя? И как измерить количество и качество затрат педагогического труда? Программа увеличения оплаты труда основывается на механизме так называемого «эффективного контракта» - это отдельная, сложная тема для обсуждения.

– Вопросы были, конечно, по охране труда работников, - продолжает Лора Николаевна. - В частности, без аттестации рабочих мест снимаются доплаты компенсационного характера, которые не имеют права снимать. И это, например, касается таких незащищенных категорий работников, как повара, которые и так получают невысокую зарплату и лишаются компенсационных выплат!

Молодость, здоровье, отдых

Из невыполненных пунктов Отраслевого соглашения Л. Манаева назвала еще одну задачу, которую ставили перед собой профсоюзы:

– Мы еще три года назад предлагали разработать программу «Педагогические кадры Ставрополья». Она нужна, потому что все мы видим, как стареет наш педагогический состав. У нас в крае существует практика поддержки молодых специалистов, но этого недостаточно. Нет системы поддержки — нет энтузиастов, нет энтузиастов — нет нововведений, а значит — продвижения вперед.

– Какое у нас будущее?

– Обсуждая планы привлечения молодежи, мы видим другой вопрос: как гарантировать ротацию учителей? Мы уже отмечали, что возрастной и гендерный дисбаланс увеличивается с каждым днем. При нынешней пенсии учителю надо работать вечно! К сожалению, есть педагоги, которые не только зарабатывают меньше, но и знают меньше, чем современные ученики. Но, получая 16 000 рублей, кто же уйдет на 6 000? В различных регионах разработаны системы поддержки педагогических работников, уходящих на пенсию по возрасту. Нам необходимо искать пути обновления учительского корпуса. Одной из инновационных профсоюзных форм социальной поддержки работников образования я считаю создание кредитного потребительского кооператива «Знание», который появился в мае 2009 года. В настоящий момент 432 члена профсоюза воспользовались его услугами. За 5 лет финансовые обороты составили более 10 млн руб. Но этого очевидно мало.

– Неужели на Первом профсоюзном Сборе в отчетах прозвучало, что у нас все хорошо с отдыхом и оздоровлением педагогов?

– Ни в коем случае! Эту проблему мы тоже назвали как не решенную. Почему? Крайком профсоюза проводит свой многоэтапный мониторинг «Качество жизни педагогического сообщества края». Одним из критериев успешной реализации модернизации системы образования является показатель здоровья работников. Результаты достаточно обширного анкетирования говорят о том, что даже намек на депрессивное состояние влияет на качество работы. И в школах, и в детсадах есть такое понятие, как профессиональное «выгорание» педагога. Регион, обладающий неповторимыми бальнеологическими здравницами КМВ, не оздоравливает своих работников — это даже неприлично! Мы видим массу примеров, когда деньги на оздоровление закладываются в бюджетах регионов. Чем же наш край хуже? Если объединить усилия федеральной, региональной исполнительной власти, ФНПР, ФПСК, работодателей, обязательно будет результат.

Возвратили более 400 лет...

Все сказанное выше, конечно, вошло в Резолюцию Первого профсоюзного Сбора работников отрасли, а 2013 год объявлен годом профсоюзного резерва. Лора Николаевна так прокомментировала этот девиз:

- Наш прошлый год мы можем считать временем достижений. Особенно это видно по правозащитной работе профсоюза: в 2012-м краевая организация подала 130 исковых заявлений по защите пенсионных прав. По решениям судов педработникам края «возвращено» более 400 лет досрочной трудовой пенсии по старости. Нашей правовой службой проверено 309 образовательных учреждений и выявлено 8178 нарушений трудового законодательства, 7631 из них — устранено. Более 800 педработников воспользовались льготной процедурой аттестации, предусмотренной Отраслевым соглашением на 2011-2013 годы. И еще, что очень важно, мы защищали честь и достоинство педагога: благодаря усилиям краевой организации профсоюза удалось прекратить уголовные дела в отношении руководителей детсадов в трех районах края, обвиненных в незаконном использовании мер социальной поддержки...

Этот список можно продолжать, но я считаю, что 2013 год мы не зря назвали годом профсоюзного резерва: нам кровно нужны сильные и грамотные профсоюзные лидеры, их и будем настойчиво искать, «обретая свой голос» - так мы назвали памятку для профсоюзного активиста в образовании. В ней написано, что должна уметь и знать каждая первичка. Так что если прошлый год у нас прошел под знаком достижений, то нынешний, надеюсь, будет годом открытий.

Фото автора.

 

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление