Лучшая школа России­2006. Где живет будущее?

Тамара Коркина

Исток успехов –  в истории

116 лет школе… Самые главные слова о ней, наверное, сказала история. Из прошлого протянулась ниточка в настоящее – экспонатами лицейского музея, старинными фотографиями и вполне современным «иконостасом»: на видном месте расположились дипломы, Почетные грамоты, благодарственные письма. Все эти 89 наград получил лицей только за последние два года…

А школа – нынешний лицей №10 ­ начиналась с известной Павловой дачи, которую в 50­х годах XIX века приобрел коллежский регистратор Лавр Ермолович Павлов. В его духовном завещании было записано: «Построить также на даче каменное здание для бесплатного двухклассного городского сельскохозяйственного училища для самых бедных семей Ставрополья, поставив в его залу икону Святого Благоверного Князя Александра Невского. Само же здание именовать Александровским приютом для бесприютных сирот»…

Историю школы детвора с первого класса знает – в музее можно увидеть, какой она была в 1893, в 1918, 1950, какой стала в 1970 году, обретя пристройку.

Светлана Федченко, учитель географии, почетный работник общего образования РФ, заведует музеем истории лицея. Она говорит:

­ Здесь и вправду собрана память о прошлом, которая дает возможность ребятам почувствовать связь времен. И еще это возможность самим творить историю, бережно хранить память о школьной жизни, делах нескольких поколений школьных выпускников. Участие лицеистов в сборе и обработке материалов ­ повседневная работа, а использование полученной информации в учебной программе по истории и литературе, географии и биологии воспитывает любовь и уважение к истории своего края, города, гордость за свою школу.

Торжественное открытие музея состоялось 15 декабря 2005 года, а в феврале 2006 года Министерство образования и науки Российской Федерации выдало лицею свидетельство, которое дает право на статус Музея образовательного учреждения…

На здании лицея установлены мемориальные доски Герою Советского Союза, военному летчику Г. М. Рябушко и подполковнику А. Е. Короткову, принимавшему участие в освобождении Ставрополя от фашистов. Именем ученика 10­й школы, Героя Советского Союза П. А. Турбина названа одна из улиц нашего города…

А новые времена настоятельно требуют: выдай «на­гора» не просто грамотного, но еще и здорового школьника! Такую задачу ставят сейчас аж два приоритетных национальных проекта – в области здравоохранения и образования. Да только вот в 10­м лицее города Ставрополя эти две стратегии заработали вовсю не в прошлом году, а еще в начале трудных 90­х, когда Россия не смела и мечтать о подобных максимах…

Не зря лицеем «командует» такой человек – ученый, педагог – Наталья Ивановна Соловьева. Кандидат педагогических наук, отличник народного образования, школьный стаж которой – три десятка лет, собрала и уникальный педагогический коллектив: среди учителей лицея шесть отличников народного образования, восемь кандидатов наук, шесть – награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», подавляющая часть учителей имеет высшую и первую квалификационные категории…

Два нацпроекта

в одном лицее

В конкурсе «Лучшие школы России­2006» лицей № 10 занял первое место именно в номинации «Здоровая школа». Почему, спрашиваю директора лицея Наталью СОЛОВЬЕВУ. И она рассказывает:

­ Еще в 1996 году Ставропольским государственным университетом была разработана технологическая модель оздоровительных программ, а через три года Ставропольская городская Дума утвердила комплексную программу «Образование и здоровье города». В ноябре 2001 появилась городская целевая комплексная программа «Образование и здоровье города Ставрополя на 2002 ­ 2006 годы». В это же время и у нас в лицее родилась своя программа «Образование и здоровье». Впервые в науке и практике была создана единая здоровьесберегающая система образования. Мы впервые открыли консультативно­оздоровительный центр здорового образа жизни. Немалую роль в этом сыграло управление образования администрации города – методической, финансовой и духовной поддержкой. Мы поставили себе высокую цель ­ формирование культуры здорового образа жизни. И тут пригодились самые разные методики – от духовно­нравственных до практических. Думаю, нам удалось создать уникальную среду «погружения в познание и культуросозидание»…

Учиться здорово для здоровья!

Весь образовательный процесс направлен на укрепление здоровья учащихся: к примеру, введен ряд специальных курсов ­ «Подвижные игры», «Здоровый образ жизни». Для формирования культуры речи – «Детская риторика». По желанию родителей введен факультативный курс «Основы православной культуры». А в учебный план для 5 ­ 8­х классов включен спецкурс, который так и называется ­ «Здоровый образ жизни».

Анна Юзефова, завуч по научно­экспериментальной работе МОУ лицея № 10 г. Ставрополя, говорит:

­ Наш лицей 15 лет работает в инновационном режиме как открытая система. А в 2003 году он стал городской экспериментальной площадкой по реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования. В 2005­м мы стали городской экспериментальной площадкой, а затем и краевой. «Базовым» профилем лицея является медицина. Вместе с аттестатом о среднем образовании ребята получают профессию: цветовода­дендролога, эколога­лаборанта, младшего медработника. В лицее созданы химико­биологический и технологический профили. Работают у нас профильные медицинские классы. Здесь учатся ребята не только из Ставрополя, но и со всего Северного Кавказа – они являются слушателями нулевых курсов академий Ставрополя и Пятигорска, а после получения аттестата зачисляются на второй курс медколледжа.

А еще у нас каждый учащийся с 1 по 9 класс ведет «Портфель достижений», благодаря которому можно четко определить наклонность школьника к будущей профессии. Отрабатывается система интегральной накопительной оценки и варианты построения образовательного рейтинга выпускника.

Наш лицей является филиалом Малой академии наук, работающей при Ставропольском городском Дворце детского творчества. Ежегодно наши ребята занимают призовые места на научно­практических конференциях МАН, лучшие работы лицеистов отправлялись на Всероссийские конкурсы. На весь город и край известны туристический клуб «Азимут», объединение «Юный пограничник». Лицеисты с энтузиазмом трудятся в школьной службе милосердия, помогая детям из малообеспеченных семей, из семей­беженцев, пожилым людям и детям, лежащим в детской городской больнице, собирают посылки для воинов, выступают с концертами, с кукольными представлениями в геронтологическом центре, в детской больнице, в школах города.

Не бойся БОС!

Вот лишь один факт, говорящий о том, что в 10­м лицее живет будущее. Причем – здоровое! В столичных школах только­только взялись за несколько инновационных проектов под общим названием «Школа будущего», в том числе ­ и за городскую программу «Трехуровневая паспортизация здоровья школьников: ученик—класс—школа». В Москве хотят создать муниципальные центры содействия здоровью школьников. А у нас они уже есть ­ в 10­м лицее! Здесь работает технология БОС (биологической обратной связи) – высокоэффективная и безлекарственная, направленная на восстановительное лечение, реабилитацию и оздоровление детей. В ее основе лежат сеансы, на которых ребенок и взрослый видит и слышит, как работает его организм. Так достигается эффект уникального диафрагмально­релаксационного типа дыхания. Кабинет БОС «Здоровье» работает в лицее с сентября 2005 года, и результаты есть: уже после 12 сеансов была получена положительная динамика – в 10­м лицее уровень здоровья учащихся повысился на 20 процентов, академическая успеваемость возросла на 0,9 балла. И еще два итога работы кабинета БОС: уровень тревожности и страхов у детей снизился на 15 процентов, а уровень заболеваемости среди часто и длительно болеющих детей ­ в 1,5 раза.

Так что методика БОС позволила в 10­м лицее не только определить уровень физического, психического и социального здоровья учащихся, но и выдать паспорт здоровья всем участникам эксперимента, оформить карту здоровья каждого ребенка.

А президентский миллион здесь уже «по полочкам» разложили: и на ноутбуки, и на интерактивные доски, и на типографию. Она лицею очень нужна, ведь здесь большой популярностью пользуется собственная газета «Десятка». Ребята сами готовят колонки, подбирают тематику. В лицее выпускается и альманах «Вдохновение». Учителя тоже разрабатывают и издают учебно­методические пособия.

Часть средств президентского миллиона пойдет и на единую информационную сеть. А что, «Майкрософт» ведь уже дал лицею целый портфель методразработок, который директор
Н.Соловьева называет своим «золотым фондом»! Так что мы точно сто очков столице даем!

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление