Лучшая школа России­2006. Где живет будущее?

Тамара Коркина

Исток успехов –  в истории

116 лет школе… Самые главные слова о ней, наверное, сказала история. Из прошлого протянулась ниточка в настоящее – экспонатами лицейского музея, старинными фотографиями и вполне современным «иконостасом»: на видном месте расположились дипломы, Почетные грамоты, благодарственные письма. Все эти 89 наград получил лицей только за последние два года…

А школа – нынешний лицей №10 ­ начиналась с известной Павловой дачи, которую в 50­х годах XIX века приобрел коллежский регистратор Лавр Ермолович Павлов. В его духовном завещании было записано: «Построить также на даче каменное здание для бесплатного двухклассного городского сельскохозяйственного училища для самых бедных семей Ставрополья, поставив в его залу икону Святого Благоверного Князя Александра Невского. Само же здание именовать Александровским приютом для бесприютных сирот»…

Историю школы детвора с первого класса знает – в музее можно увидеть, какой она была в 1893, в 1918, 1950, какой стала в 1970 году, обретя пристройку.

Светлана Федченко, учитель географии, почетный работник общего образования РФ, заведует музеем истории лицея. Она говорит:

­ Здесь и вправду собрана память о прошлом, которая дает возможность ребятам почувствовать связь времен. И еще это возможность самим творить историю, бережно хранить память о школьной жизни, делах нескольких поколений школьных выпускников. Участие лицеистов в сборе и обработке материалов ­ повседневная работа, а использование полученной информации в учебной программе по истории и литературе, географии и биологии воспитывает любовь и уважение к истории своего края, города, гордость за свою школу.

Торжественное открытие музея состоялось 15 декабря 2005 года, а в феврале 2006 года Министерство образования и науки Российской Федерации выдало лицею свидетельство, которое дает право на статус Музея образовательного учреждения…

На здании лицея установлены мемориальные доски Герою Советского Союза, военному летчику Г. М. Рябушко и подполковнику А. Е. Короткову, принимавшему участие в освобождении Ставрополя от фашистов. Именем ученика 10­й школы, Героя Советского Союза П. А. Турбина названа одна из улиц нашего города…

А новые времена настоятельно требуют: выдай «на­гора» не просто грамотного, но еще и здорового школьника! Такую задачу ставят сейчас аж два приоритетных национальных проекта – в области здравоохранения и образования. Да только вот в 10­м лицее города Ставрополя эти две стратегии заработали вовсю не в прошлом году, а еще в начале трудных 90­х, когда Россия не смела и мечтать о подобных максимах…

Не зря лицеем «командует» такой человек – ученый, педагог – Наталья Ивановна Соловьева. Кандидат педагогических наук, отличник народного образования, школьный стаж которой – три десятка лет, собрала и уникальный педагогический коллектив: среди учителей лицея шесть отличников народного образования, восемь кандидатов наук, шесть – награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», подавляющая часть учителей имеет высшую и первую квалификационные категории…

Два нацпроекта

в одном лицее

В конкурсе «Лучшие школы России­2006» лицей № 10 занял первое место именно в номинации «Здоровая школа». Почему, спрашиваю директора лицея Наталью СОЛОВЬЕВУ. И она рассказывает:

­ Еще в 1996 году Ставропольским государственным университетом была разработана технологическая модель оздоровительных программ, а через три года Ставропольская городская Дума утвердила комплексную программу «Образование и здоровье города». В ноябре 2001 появилась городская целевая комплексная программа «Образование и здоровье города Ставрополя на 2002 ­ 2006 годы». В это же время и у нас в лицее родилась своя программа «Образование и здоровье». Впервые в науке и практике была создана единая здоровьесберегающая система образования. Мы впервые открыли консультативно­оздоровительный центр здорового образа жизни. Немалую роль в этом сыграло управление образования администрации города – методической, финансовой и духовной поддержкой. Мы поставили себе высокую цель ­ формирование культуры здорового образа жизни. И тут пригодились самые разные методики – от духовно­нравственных до практических. Думаю, нам удалось создать уникальную среду «погружения в познание и культуросозидание»…

Учиться здорово для здоровья!

Весь образовательный процесс направлен на укрепление здоровья учащихся: к примеру, введен ряд специальных курсов ­ «Подвижные игры», «Здоровый образ жизни». Для формирования культуры речи – «Детская риторика». По желанию родителей введен факультативный курс «Основы православной культуры». А в учебный план для 5 ­ 8­х классов включен спецкурс, который так и называется ­ «Здоровый образ жизни».

Анна Юзефова, завуч по научно­экспериментальной работе МОУ лицея № 10 г. Ставрополя, говорит:

­ Наш лицей 15 лет работает в инновационном режиме как открытая система. А в 2003 году он стал городской экспериментальной площадкой по реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования. В 2005­м мы стали городской экспериментальной площадкой, а затем и краевой. «Базовым» профилем лицея является медицина. Вместе с аттестатом о среднем образовании ребята получают профессию: цветовода­дендролога, эколога­лаборанта, младшего медработника. В лицее созданы химико­биологический и технологический профили. Работают у нас профильные медицинские классы. Здесь учатся ребята не только из Ставрополя, но и со всего Северного Кавказа – они являются слушателями нулевых курсов академий Ставрополя и Пятигорска, а после получения аттестата зачисляются на второй курс медколледжа.

А еще у нас каждый учащийся с 1 по 9 класс ведет «Портфель достижений», благодаря которому можно четко определить наклонность школьника к будущей профессии. Отрабатывается система интегральной накопительной оценки и варианты построения образовательного рейтинга выпускника.

Наш лицей является филиалом Малой академии наук, работающей при Ставропольском городском Дворце детского творчества. Ежегодно наши ребята занимают призовые места на научно­практических конференциях МАН, лучшие работы лицеистов отправлялись на Всероссийские конкурсы. На весь город и край известны туристический клуб «Азимут», объединение «Юный пограничник». Лицеисты с энтузиазмом трудятся в школьной службе милосердия, помогая детям из малообеспеченных семей, из семей­беженцев, пожилым людям и детям, лежащим в детской городской больнице, собирают посылки для воинов, выступают с концертами, с кукольными представлениями в геронтологическом центре, в детской больнице, в школах города.

Не бойся БОС!

Вот лишь один факт, говорящий о том, что в 10­м лицее живет будущее. Причем – здоровое! В столичных школах только­только взялись за несколько инновационных проектов под общим названием «Школа будущего», в том числе ­ и за городскую программу «Трехуровневая паспортизация здоровья школьников: ученик—класс—школа». В Москве хотят создать муниципальные центры содействия здоровью школьников. А у нас они уже есть ­ в 10­м лицее! Здесь работает технология БОС (биологической обратной связи) – высокоэффективная и безлекарственная, направленная на восстановительное лечение, реабилитацию и оздоровление детей. В ее основе лежат сеансы, на которых ребенок и взрослый видит и слышит, как работает его организм. Так достигается эффект уникального диафрагмально­релаксационного типа дыхания. Кабинет БОС «Здоровье» работает в лицее с сентября 2005 года, и результаты есть: уже после 12 сеансов была получена положительная динамика – в 10­м лицее уровень здоровья учащихся повысился на 20 процентов, академическая успеваемость возросла на 0,9 балла. И еще два итога работы кабинета БОС: уровень тревожности и страхов у детей снизился на 15 процентов, а уровень заболеваемости среди часто и длительно болеющих детей ­ в 1,5 раза.

Так что методика БОС позволила в 10­м лицее не только определить уровень физического, психического и социального здоровья учащихся, но и выдать паспорт здоровья всем участникам эксперимента, оформить карту здоровья каждого ребенка.

А президентский миллион здесь уже «по полочкам» разложили: и на ноутбуки, и на интерактивные доски, и на типографию. Она лицею очень нужна, ведь здесь большой популярностью пользуется собственная газета «Десятка». Ребята сами готовят колонки, подбирают тематику. В лицее выпускается и альманах «Вдохновение». Учителя тоже разрабатывают и издают учебно­методические пособия.

Часть средств президентского миллиона пойдет и на единую информационную сеть. А что, «Майкрософт» ведь уже дал лицею целый портфель методразработок, который директор
Н.Соловьева называет своим «золотым фондом»! Так что мы точно сто очков столице даем!

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов