«Люди не боятся к нам ехать»

Тамара Коркина

«Люди не боятся к нам ехать»

Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю — таково полное название ведомства, в которое мы обращаемся за регистрацией по месту жительства и месту пребывания, по вопросам получения и обмена паспортов, в том числе и заграничных, в случаях, когда встречаем иностранных гостей, и так далее. Какие государственные услуги оказывает миграционная служба, что в ее работе на сегодня главное, как в ее деятельности преломляются происходящие в нашей жизни перемены? Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с начальником управления Александром Бойковым.

— Александр Михайлович, честно сказать, для меня было полной неожиданностью, когда я как-то пришла по своему делу в привычную паспортно-визовую службу, а вместо нее обнаружила миграционную. Когда произошло преобразование и в связи с чем?

— Объединение двух структур — по делам миграции и паспортно-визовой службы произошло в 2006 году. Сегодня управление имеет свои территориальные подразделения в каждом городе и районе, в Ставрополе их три — по числу районов. Ясно, что сотрудники управления полностью владеют миграционной ситуацией на Ставрополье, она сейчас стабильная и достаточно прогнозируемая.

Чем лучше развивается регион, его промышленность и сельское хозяйство, чем выше уровень жизни людей, тем он притягательнее и для граждан России, и для иностранных рабочих. Например, в прошлом году на постоянное жительство к нам прибыло свыше 28 тысяч россиян, убыло 23 тысячи. Миграционный прирост — 5 тысяч.

Иностранных граждан прибыло более 82 тысяч, из них 75 тысяч — для временного пребывания. Причем 16 тысяч приехали в санатории и дома отдыха Кавказских Минеральных Вод. Анализ показывает, что с каждым годом иностранных гостей становится все больше. Цели их приезда в край самые разные — от частных родственных вызовов, деловых партнерских связей до желания остаться работать. За два месяца этого года из-за пределов края к нам прибыли 11388 иностранных граждан. Край востребован, люди не боятся к нам ехать — и это главное.

— А едут они в основном откуда?

— В основном — из бывших республик СССР постсоветского пространства. А доминируют — Азербайджан, Армения, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Украина.

Сложностей после развала СССР было очень много. Тысячи и тысячи советских людей ушли от статуса граждан СССР и перешли в статус иностранцев на территории Российской Федерации. В период становления институтов гражданства было много различного рода нарушений миграционного законодательства. Они были и в начале нашего века, когда к трудовой миграции, разрешительным документам стали предъявляться очень жесткие требования.

Сегодня задача — не выявлять нарушителя, а делать все для того, чтобы приехавший к нам для трудоустройства иностранец работал законно. Для этого есть все условия. Ушли в прошлое времена, когда законодательные, подзаконные акты принципиально отставали от веяний времени. На сегодня законодательством убраны все бюрократические преграды, устранены проблемы, которые мешали приехавшему человеку нормально проживать и работать. Сейчас, наверное, только глухой и слепой иностранец не знает, что необходимо зарегистрировать свое пребывание. И что работать на строящемся объекте, в сельском хозяйстве без разрешительных документов нельзя, это чревато последствиями.

— В общем, с нелегальной миграцией, можно сказать, покончено?

— К сожалению, это далеко не так. За прошлый год выявлено и привлечено к административной ответственности за нелегальное пребывание пять тысяч и за незаконную трудовую деятельность тысяча иностранцев.

Мы не работаем в сфере оперативно-разыскной деятельности, наша компетенция — гласные формы, широкое информирование, режим мониторинга статистической ситуации. Есть планы проверок организаций и учреждений, которые утверждаются прокуратурой края. У нас есть отдел миграционного контроля, он мобилен, его сотрудники выезжают по краю, проверяют строящиеся объекты, сроки регистрации.

За прошлый год проведено более 12 тысяч проверочных мероприятий, выявлено около 39 тысяч различного рода нарушений миграционного законодательства. Виновные привлечены к ответственности.

— Однажды приехавшие на неделю из Молдавии родственники все силы и время потратили на регистрацию по месту пребывания. Страшно вспомнить, на что ушло драгоценное время - на очереди.

— Очевидно, это было давно. Сейчас сдать документы для регистрации по месту пребывания проще простого. Пошел на почту, отослал письмо. Получив его, мы ставим человека на миграционный учет. Если речь идет об иностранном госте, его оформляет принимающая сторона, это несложно, бланки везде есть. С прошлого года работает изменение в законодательстве: если иностранный гражданин, имея на руках национальный паспорт, не встал своевременно на регистрационный учет, находясь при этом законно в нашей стране, мы не будем привлекать его к административной ответственности. Наказана будет принимающая сторона.

— Сейчас часто можно услышать, что у иностранных граждан, приехавших на работу, должен быть патент.

— Речь идет о тех, кто приехал трудиться у физических лиц. В прошлом году управлением было оформлено 9 тысяч патентов. За ними обращаются рабочие по дому, повара, садовники, строители. На первом месте по числу желающих работать в крае по патентам — Узбекистан. Мы понимаем, что люди едут из своей страны за заработком не от хорошей жизни.

А чтобы трудиться у юридического лица, на предприятии, нужно разрешение. Получить его гораздо сложнее, потому что в данном случае речь идет о квотировании на федеральном уровне. Здесь действует система заявок, которые заранее должны подавать предприятия. В прошлом году мы выдали четыре тысячи разрешений на работу. Скажу, что здесь немало проблем, которыми озабочены структуры на федеральном уровне.

Мы стараемся их решать. Я хочу показать вам информационный сборник, выпущенный уполномоченным по правам человека в Ставропольском крае Алексеем Селюковым. Он пишет, что обращения к нему по вопросам миграции сократились на 46,5 процента, их в прошлом году было 38. Такое сокращение достигнуто впервые за пять лет и свидетельствует о позитивных изменениях в работе сотрудников УФМС.

— Вы сказали, что иностранный гражданин, работающий в крае на законных основаниях, должен чувствовать себя комфортно. А что делается для этого?

— Приезжающие люди часто попадают в новые для себя обстоятельства, не знают русского языка, имеют смутные представления о нашем укладе жизни. Впервые мы на базе двух епархий и Духовного Управления мусульман, в рамках подписанных соглашений, открыли для мигрантов курсы по русскому языку. В среднем группы учащихся — по 25 человек, разной возрастной категории. Пока такие курсы открыты в Ставрополе и Пятигорске, на очереди - Георгиевск, планируется открытие классов и в других районах края.

Кроме этого, регулярно проводятся встречи с лидерами и представителями национальных объединений, на которых разъясняется миграционное законодательство, решаются возникающие проблемы.

— УФМС - исполнительный орган, предоставляющий государственные услуги. Среди них - оформление и выдача паспортов гражданина РФ, а также заграничных. Это большой объем работы?

— Говоря нашим языком, в прошлом году документировано паспортами гражданина РФ 140 тысяч человек. Оформлено более 85 тысяч загранпаспортов. Причем более половины из них - нового поколения, биометрические. Для их оформления нужно соответствующее оборудование, сегодня в крае им обеспечены девять отделов - в Пятигорске, Невинномысске, селе Красногвардейском, Нефтекумске и так далее. С февраля этого года заявления по оформлению биометрического загранпаспорта принимают в Ленинском районе Ставрополя, а также в Кировском и Предгорном районах.

Здесь я хочу подчеркнуть, что сегодня все более востребована сдача документов через интернет. За два последних года с заявлениями в электронной форме к нам обратились 6,5 тысячи граждан. Мы сейчас приходим к тому, чтобы увеличивать штат, работающий в этом направлении.

Наш сайт занял одно из лидирующих мест в Российской Федерации, зайдя на него, можно получить исчерпывающую информацию на множество вопросов, в том числе, например, готов ли паспорт.

Чтобы пресечь всякие коррупционные проявления, с августа прошлого года в управлении открыт «телефон доверия» — (8652) 56-45-52. Работает он круглосуточно, все сигналы рассматриваются незамедлительно. Каждую первую среду месяца с 13 до 18 часов можно позвонить по прямому телефону лично мне. Я с удовлетворением отмечаю, что часто люди звонят для того, чтобы сказать добрые слова о работе наших подразделений. Например, если в 2008 году сроки оформления загранпаспортов нарушались в 36 процентах случаев, то в прошлом году цифра снизилась до 0,5 процента.

— Вы работаете с людьми, поэтому, наверное, мы можем говорить о социальном аспекте вашей деятельности.

— Безусловно. Здесь я бы в первую очередь обозначил такую проблему, как оформление и удостоверение гражданства несовершеннолетних детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в приютах, детских домах. Часто они попадают в них без каких-либо документов. Мы делаем официальные запросы, добиваемся, чтобы гражданство таким детям было оформлено. В прошлом году наши сотрудники 60 раз выезжали к больным людям, не имеющим возможности передвигаться. Трудности возникают разные: запутанность учетов, недобросовестность должностных лиц, которые оформляли документы, разное написание фамилии.

— И еще вопрос, который в прошлом году наделал много шума: регистрация по интернету без согласия собственника жилья.

— Мы сразу это запретили, и правильно сделали, потому что вскоре появились соответствующие нормативные акты. Сейчас без согласия владельца квартиры регистрация невозможна.

— Меня на подходе к управлению перехватили поочередно два молодых человека, предлагающих оформление документов.

— Эти люди никакого отношения к нам не имеют. Ранее управление взаимодействовало с многочисленными фирмами, занимающимися оказанием услуг в сфере оформления документов. Для меня были просто удивительны такие тесные контакты. При этом фирмы располагались в наших помещениях. Сейчас ни с одной частной фирмой управление не работает. Конечно, человек должен предоставить нам определенный пакет документов. Он может заполнить их сам. Сейчас, зайдя на наш сайт, можно отпечатать любой бланк и заполнить его дома. Все образцы в интернете есть. Там же - и методические рекомендации по заполнению.

— Какая проблема сейчас для управления самая острая?

— Самая острая — кадровая. Ситуации часто возникают сложнейшие, эмоциональные нагрузки на сотрудников огромные. У нас немало людей пришли из органов внутренних дел, но оплата труда там и у нас сейчас несравнима. Работе в миграционной службе никто не учит, люди приходят и начинают все познавать с азов. Но именно наша служба показывает, как стремительно меняются времена и законодательства. Возможно, решатся и наши проблемы.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов