Магазины – любого формата

Лариса Денежная

Магазины – любого формата
 

Магазины – любого формата
 Традиционный материал к Дню работников торговли в нашей газете в течение более двадцати лет начинался словами «завтра отмечают», так как праздник приходился на четвертое воскресенье июля. Причем праздновали его все эти годы по старому календарю, несмотря на перенос в 1988 году даты на третье воскресенье марта. Поэтому фактически в стране было два профессиональных праздника и все время путали, когда же их отмечать. Все эти годы отраслевой профсоюз добивался вернуть старую дату рождения праздника. В нынешнем году произошло событие, которого долго ждали,  – Указом Президента России празднование Дня работника торговли закрепили на четвертую субботу июля.

Чем живет торговая сфера Ставрополя сегодня? Каких успехов достигла и какие проблемы ее волнуют, какие планы строит на будущее? Об этом и другом мы беседуем с руководителем комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексеем Ломановым.

– Алексей Алексеевич, каков он, коллективный портрет торговли города? Есть ли у него свое лицо и свои особенности? Или он унифицированный, с тем же набором брендов, вывески которых примелькались и в других регионах – «О'кей», «Магнит», «М. Видео», «Спортмастер», «Цифроград» и т. д.?

– В Ставрополе, как и в других регионах, представлены федеральные сетевые магазины. Но это не значит плохо. Когда–то мы мечтали, чтобы в Ставрополе была «Икея». Сейчас у нас есть этот магазин*. Мы получили доступ к европейским качественным товарам и услугам. Конечно, когда бываешь в других городах, ищешь местные бренды, которые и придают ей черты непохожести. У нас тоже есть свои. Они представлены фирменными торговыми магазинами. Это сеть «БАЦ» и «МКС», «Любимая Шоколадница» и другие.

Если говорить о коллективном портрете сферы в количественном выражении, то это более двух с половиной тысяч стационарных торговых предприятий и 570  – предприятий общепита. В них работает более 60 тысяч человек, а это четверть трудоспособного населения города. Торговля кормит в прямом и переносном смыслах жители нашего города. Она – одна из самых успешных сфер, пополняющих бюджет. Только за пять месяцев нынешнего года оборот розничной торговли составил 85,5 миллиарда (!) рублей.

Торговля Ставрополя – флагман отрасли края. Развивается динамично. В первом полугодии введены в эксплуатацию с полсотни предприятий торговли и общепита. А это – и новые рабочие места. По уровню обеспеченности населения торговыми площадями мы плотно приблизились к Краснодарскому краю, Ростовскую область уже обошли. Теперь нужно, чтобы количество переросло в качество.

– Чего-чего, а магазинов в Ставрополе много. Но если бы покупатель прошлого века, замученный очередями, попал в нынешний, удивился бы, увидев порой безлюдные торговые залы. При том, что в магазине и товаров много, и ассортимент хороший. В чем дело?

– Причины разные. Например, переизбыток магазинов в одних местах и дефицит – в других. Взять хотя бы проспект Кулакова – улица сплошных торговых центров. Вторые-третьи этажи в них пустуют, везде объявления «Сдаю в аренду». А ведь изначально планировалось, что это улица промышленного назначения. Зачастую те, кто возводит торговые центры, строят их для продажи или сдают в аренду, не думая ни о транспортных развязках, ни о соседстве других магазинов, ни о парковках. Арендаторам потом приходится вертеться, чтобы раскрутить торговую точку, но не всегда успешно. Вот, к примеру, открылся на Кулакова прекрасный магазин федеральной сети «Банана-мама» с широким ассортиментом, но добраться к нему можно было только на личном транспорте. В результате он закрылся. Зато магазин аналогичного ассортимента, местной сети «Сказочная страна», что на улице Доваторцев – не пустует. Потому что открылся в нужном месте, где два детских сада, много новых многоэтажных домов, заселенных молодыми семьями – это «целевые» потребители профильной группы товаров.

– Раньше магазины десятилетиями стояли на одном месте, потому что не было конкуренции. А сейчас пришел  – здание стоит, а магазина нет.

– Это общая тенденция в стране. К нам заходят разные федеральные сети, пробуют работать.

Если не устраивают их финансовые показатели – закрываются. У них есть уровень рентабельности, на который ориентируется федеральный ритейл.

– Одни федеральные сети к нам заходят, пробуют. Другие вообще не торопятся. Присматриваются?

– С точки зрения инвестиционной привлекательности наш город – не самый ведущий. Например, «Метро» не сразу появился в Ставрополе – владелец сети долго присматривался к нам. Такие мегацентры отдают предпочтение городам-миллионникам. Города с численностью до 500 тысяч населения, как наш, для них не очень привлекательны. Сейчас ситуация потихоньку меняется. Возможно, в ближайшем будущем с расширением границ Ставрополя на объездных магистралях появятся мегацентры-моллы. Это формат гипермаркета с парковками, развитой инфраструктурой отдыха и развлечений (ресторанами, кафе, кинотеатрами и спортзалами). По сути, это целые торговые городки многофункционального назначения. В течение двух лет мы ожидаем также появление нескольких крупных торговых центров и прироста площадей порядка более 60 тысяч квадратных метров. Сейчас они в процессе строительства.

– Сын моей знакомой, узнав, что та собирается идти в «Магнит», отругал ее: мол, этот магазин не для ее статуса. Раньше подобное было только на Западе: магазины для богатых и бедных. Похоже, и к нам это пришло?

– У нас тоже есть социальное расслоение, которое формирует и разные форматы торговли. Одни – эконом-класса, типа «Магнитов». Однако эта сеть тоже повышает свой статус.

Как они к нам заходили? «Магниты» первой волны – это 300 квадратных метров торговых площадей. Минимальное торговое оборудование. Товар в зале стоял в таре. Экономили на уборщиках. Сейчас под этим брендом открываются и супермаркеты. Жизнь заставила владельцев этой сети пересмотреть свои позиции. И сегодня у «Магнитов» есть разные форматы торговли. Появились «Магнит-косметик». В Михайловске открылся гипермаркет. В Ставрополе на пр. Кулакова – «Магнит семейный», где ассортиментная линейка – не пересчитать. Есть у них свой кондитерский цех, цех кулинарии.

– А каких магазинов не хватает?

– В первую очередь, магазинов в радиусе шаговой доступности, особенно в районах частного сектора. К сожалению, здесь нет условий, чаще всего – именно площадки для строительства торговых предприятий. У нас много людей пожилого возраста, у которых нет возможности куда-то ехать. Поэтому хлеб-молоко и другие основные продукты питания люди должны покупать по месту проживания. Купить в них круглогодично свежие овощи и фрукты – наша мечта. Но пока не каждый магазин может себе это позволить. В городе недостаточно специализированных магазинов, торгующих этой группой товаров. Поэтому, рассмотрев дислокацию объектов мелкой розницы, точки по продаже фруктов и овощей – единственное направление, которое мы не только не сократили, но и увеличили там количество павильонов и киосков.

– Ваша семья где отоваривается?

– Обычно в гастрономе «Пушкинский». Не сочтите это рекламой. Просто этим магазином удобно пользоваться территориально, по пути домой. А поскольку я за рулем, то играет роль и наличие здесь парковки.

– В крупных городах появляются специализированные магазины органических продуктов. Готовы ли за них наши покупатели платить?

– Этот формат торговли еще не дошел до нас. Все-таки это дорогие продукты. Наша коллега была несколько лет назад в Москве, в магазине «Глобус», где продаются такие товары. Оттуда она привезла два маленьких кусочка хлеба на пробу. Да, он вкусный, качественный, опарный хлеб с разными натуральными добавками. Но продают его там по граммам – дорого.

Но у нас много ставропольских производителей, которые работают с натуральным сырьем. Коллеги рассказывают, что их знакомые увозят в Питер наши колбасы  – говорят, что устали от «искусственных» финских, от салями и пр. и что наши мясом пахнут.

Магазины – любого формата
 – Давайте немного поговорим о сезонной торговле. Город заранее готовится к открытию сезона, определяет дислокацию точек, устанавливает требования к внешнему виду объектов, чтобы они не портили облик города. Горожане заметили появление красивых точек по торговле квасом. Это – «хит» нынешнего сезона?

– Да, в этом году пересмотрели формат точек мелкорозничной торговли прохладительными напитками. По городу, и даже на окраинах, появились оригинальные торговые точки по реализации кваса и лимонада в виде больших стаканов. И в этом – заслуга производителя этой продукции. Предприятие позаботилось о том, чтобы торговое место смотрелось современно, привлекательно и удобно для самого продавца. Раньше стояли открытые лотки с крышей от солнца и дождя. Киоск в форме стаканчика смотрится красиво со всех сторон, особенно на перекрестках, не видно «изнанки» торгового места – пустой тары, личных вещей продавца и пр. Да и для небольших торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей разработка и изготовление красивых лотков, киосков затратно, если учесть, что это сезонная торговля.

– Алексей Алексеевич, у вас есть возможность поздравить работников торговли.

– Хочу пожелать всем хорошего настроения, благодарных и щедрых покупателей. Чтобы не только прилавки были полные, но и касса. Здоровья всем и счастья.

*От редакции. К сожалению, магазина IKEA в Ставрополе нет. Есть лишь перекупщики, которые перепродают с наценкой товары, купленные в мегамоллах Краснодара и Ростова-на-Дону.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Экономика»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов