Магия «бойернских песен»

Татьяна Диева
Сегодня в зале Ставропольской государственной краевой филармонии состоится премьера трех грандиозных музыкальных полотен мирового репертуара. Ставропольские меломаны услышат финал симфонии № 9 Л. Бетховена для симфонического оркестра и хора (в основу положен текст оды Шиллера «К радости»), увертюру П. Чайковского «1812 год» и сценическую кантату немецкого композитора ХХ века К. Орфа «Кармина Бурана» - произведение, которое, по признанию специалистов, не имеет аналогов в мировом музыкальном репертуаре.
 
Столь масштабный проект будет осуществлен силами сводного симфонического оркестра под управлением маэстро самого высокого уровня — дирижера Большого театра России Валентина Богданова. Слушатели получат редкую возможность услышать одновременно музыкантов симфонических оркестров Астраханского музыкального театра, «Калмконцерта» (Элиста), Ставропольской краевой филармонии, а также солистов — лауреатов международных конкурсов из Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, Астрахани и Ставрополя. Интрига заключается в том, что их имена публика узнает непосредственно на концерте.

Репертуар, который будет представлять сводный симфонический оркестр, потребовал не только усиленного исполнительского состава, маститого дирижера, но и необычных для музыкантов качеств. Если исполнение симфоний Бетховена и увертюры «1812 год» Чайковского проходит в традиционной академической манере, то «Кармина Бурана» предполагает также режиссерское участие. По словам композитора Карла Орфа, в самом начале работы над этим сочинением он был очарован магической силой словосочетания «Carmina Burana», что переводится с латинского как «бойернские песни». Автора захватил «читаемый» в стихах первоисточника единственный в своем роде ритм, напевность и выразительность. Композитор назвал это «картинностью». Магия стиха передалась и музыкальному сочинению: в разные годы в интерпретациях самых прославленных музыкантов и режиссеров «Кармина...» становилась то аллегорической мистерией, то старинной придворной пасторалью, то наивно-искренним простонародным представлением в духе баварского крестьянского театра. В 1975 году «Кармина...» санкционирована композитором сначала как телевизионный хореографический спектакль, а затем как музыкально-сценическое массовое действо под открытым небом. И всякий раз это было словно совершенно новое, незнакомое произведение, волнующее новым эмоциональным содержанием, насыщенное новыми красками и звучащее с новым богатейшим интонационным колоритом!

Сборник стихов «Carmina Burana» — литературный памятник периода раннего Возрождения. Причем стихи эти тематически касались всех сторон жизни, от системы образования до власти денег, безудержной наживы и падения нравов в обществе... Оптимистические весенние хороводные песни «в народном духе» соседствовали с куплетами бродячих студентов и монахов о «греховных радостях», пьянстве, обжорстве и азартных играх. Карл Орф выбрал из этого многоцветья тексты о вечно прекрасных любви и весне, застольные и сатирические песенки, а также несколько гимнов.

После премьеры программы в Ставрополе ее организаторы планируют познакомить с нею слушателей ряда городов юга России.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов