Мамай ушел?

Валерий Манин

Мамай ушел?

Моя бабушка Дарья Леонтьевна, когда характеризовала отсутствие порядка в моей комнате, говорила: «Тут как Мамай прошел». В ее устах это было проявлением высшей степени возмущения безалаберностью внука.

Когда я недавно вошел в любимый мною уютный спортивный зал бывшего великолепного спортивного комплекса Ставропольского СКА, а с недавнего времени Государственного казенного учреждения Ставропольского края «Центр адаптивной физической культуры и спорта», то тут же вспомнил свою любимую бабушку. Ей-богу, подумалось, что в комплексе побывала монголо-татарская орда.
Со стены игрового зала исчезло информационное табло, часть пластиковых сидений снята, некоторые просто варварски разломаны. Из раздевалок исчезли кушетки, из туалетов - унитазы, из крошечной уютной гостиницы - столы и стулья, сломаны скамейки, кое-где «с мясом» вырваны электрические розетки, дверные замки, часть мебели просто поломана, даже копеечные мыльницы и те пропали...
По словам нынешнего директора Центра Ивана Беляева, армейцы хотели снять зеркала и ковер из зала художественной гимнастики, даже демонтировать металлические ворота. Кое-что удалось отстоять, о чем-то идут переговоры. А что-то уже восстановлено - инвалиды-то должны тренироваться в своем спортзале.
К сожалению, встретиться с кем-либо из бывших хозяев комплекса не удалось по не зависящим от меня причинам.
Но, глядя на учиненный погром, создалось впечатление, что хозяева не столько пеклись о своем добре, которое юридически действительно является армейской собственностью, сколько хотели досадить новым владельцам комплекса - как говорится, ни мне ни тебе. Ну ладно, табло при бережном демонтаже еще можно где-то использовать. Но где применишь пластиковые сиденья и тем более бывшие не один год в употреблении унитазы из общественных туалетов?
Тут, думаю, самое время немного рассказать о предыстории этого спортивного комплекса. Лет двадцать назад в здании какого-то цеха размещалось что-то отдаленно напоминающее спортивный зал. А точнее, было здание, на первом этаже которого находилась пыльная яма, где в полутьме копошились легкоатлеты-метатели, зимой поддерживавшие спортивную форму, на втором этаже в облезлых комнатушках размещались кабинеты администрации. Чтобы привести строение хотя бы в относительный порядок, требовались солидные капитальные вливания. Их, само собой разумеется, в лихие девяностые годы прошлого столетия, впрочем, как и сейчас, у крайспорткомитета не было.
Когда у страны были трудные времена, ей всегда на помощь приходила армия. И в нашем случае Советская армия, потом незаметно для обывателей превратившаяся в Российскую, взяла в долгосрочную аренду строение. На мой взгляд, на том этапе это была едва ли не единственная возможность просто спасти «спортивный объект». Сколько было вложено в создание комплекса денег, я даже представить не могу. Стройка то кипела, то вяло текла, но не останавливалась ни на минуту. Со временем вместо пыльной ямы появился небольшой, но очень уютный игровой зал со зрительскими трибунами, маленьким табло, массой подсобных помещений, раздевалками, душевыми и саунами, облагороженными кабинетами для администрации и тренеров.

Мамай ушел?

Чуть позже был надстроен еще один этаж. Появились гимнастический зал и небольшая гостиница, бильярдная, пристройка, где расположились казарма для солдат и собственная ДЮСШ, а во дворе - комплекс теннисных кортов с современным покрытием, остов то ли легкоатлетического зала, то ли тира... У армейцев была программа дальнейшего развития комплекса, который никогда не пустовал. Здесь проводились и внутриармейские соревнования, и городские, и краевые, и даже международные, в том числе и «Звезды прыжков» на призы газеты «Вечерний Ставрополь». В зале звучали танцевальные ритмы, функционировало отделение художественной гимнастики, где плодотворно трудились известные специалисты Жанна Верясова и Наталья Говор со товарищи. Играли баскетболисты, бадминтонисты и волейболисты, функционировали как своя, армейская, так и городская ДЮСШ. А уж ветераны футбола считали СКА едва ли не родным домом. Да вот пару месяцев назад здесь прошел очередной ветеранский мини-футбольный турнир.
Но тут грянула (не к ночи будь помянута) сердюковская реформа армии. В ее программу не входило содержание ни спортивных рот, ни спортивных клубов, ни спортивных команд. С работников СКА поснимали погоны.
Всем этим (исключительно на пользу краевому спорту) было решено воспользоваться. И правительство края вышло с предложением расторгнуть контракт аренды здания. Эта инициатива не нашла понимания у руководства СКА. И пошла долгая судебная тяжба, которая в конце концов юридически завершилась в пользу Ставропольского края.

Мамай ушел?

Честно признаюсь, я был одним из тех, кто не одобрял смены владельца комплекса. Даже несколько раз спорил с краевыми спортивными работниками. Руководствовался я при этом чисто прагматическими принципами. Во-первых, ни краевой бюджет, ни городской не тратят ни копейки на содержание комплекса и налоги. Поверьте, это деньги немалые, которые можно было потратить и на иные спортивные нужды. Во-вторых, что делать с армейской ДЮСШ? Ликвидировать или же снова передавать в муниципальное ведение? Но тут опять-таки необходимо выискивать дополнительное финансирование. А городской бюджет, тем более спортивная его составляющая, не резиновый.
Но, самое главное, нам, жителям Ставрополя, поверьте, абсолютно по барабану, кто владеет спорткомплексом: армия или край. В любом случае здесь занимались и будут заниматься ставропольцы. Ну ни разу лично я не видел красного света при входе в комплекс СКА перед глазами городских физкультурников!
Однако, как оказалось, все это в расчет не принималось, и спорткомплекс перешел в краевое ведение. И хотя, по слухам, на него рассчитывал краевой центр спортивной подготовки (бывшая ШВСМ), министерство физической культуры и спорта СК решило разместить здесь Центр адаптивной физкультуры и спорта. Учитывая, что Министерство спорта России определило для Ставрополья опорным инвалидный спорт, решение А. Гребенюка можно признать разумным, впрочем, как и большинство принятых за недолгое время его правления краевым спортом.
Исходя из собственного опыта, я предполагал, что «развод» с разделом имущества, который и в обычных-то семьях не всегда проходит гладко, будет идти не без проблем. Но что дело дойдет до крайности, граничащей с дикостью, представить не мог. Тем более что и бывшее, и нынешнее руководство СКА я знаю много лет и не имел ни единого повода усомниться в их порядочности. Я видел, сколько сил и энергии тратили на доведение бывшего цеха до спорткомплекса современного уровня и Анатолий Киселев, и Роман Марков, и Владислав Сивков, как они болеют не только за армейский, но и за ставропольский и весь российский спорт.
И вдруг такое варварство: разорять базу, которой пользуются инвалиды!
Видимо, та моральная деградация, которая привнесена «одним из самых креативных министров обороны» во всю армейскую структуру, коснулась и руководителей армейского спорта. Очень жалко мне людей, по которым прокатился сердюковский каток. Понимаю, что немногие смогли бы этому противостоять, но очень хочется, чтобы ребята, положившие столько сил на благо нашего спорта, нашли в себе силы трезво оценить суть происходящего и постарались исправить то неправое, что было ими содеяно под действием эмоций, чтобы ставропольские спортсмены вспоминали их по добрым делам, а не по выдранным унитазам. Зачем вам нужна слава хана Мамая, чья судьба известно чем завершилась на Куликовом поле...

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление