Место встречи виртуозов

3 октября пёстрая, насыщенная событиями и звёздными именами исполнителей мозаика 44-го фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» пополнилась ещё одной интересной премьерой. В зале Ставропольской государственной филармонии выступили лауреат Международных конкурсов пианист Олег Полянский (Германия) и дирижёр Денис Ивенский (Краснодар) – музыканты, приезда которых с нетерпением ждали их давние многочисленные поклонники.

Место встречи виртуозов

Несмотря на проливной дождь, концертный зал был полон. Первое отделение открыла знаменитая соната «Апассионата» Л. Бетховена   – «изумительная, нечеловеческая» музыка, сразу же обозначившая общую порывистую, стремительную тональность вечера. Звучали волнующе-тревожные, полные трагических предчувствий этюды-картины величайшего русского композитора и пианиста-виртуоза С. Рахманинова, 140-летие которого в этом году отмечает мировая музыкальная общественность. Программу первого отделения завершила гротесковая импульсивная музыка фортепианной сонаты № 3 С. Прокофьева.

Приятно заметить, что на концерте присутствовало немало студентов краевого колледжа искусств, многие из которых с нетерпением ждали исполнения знаменитых Трансцендентных этюдов Ф. Листа. Один из них – этюд № 10 – признанный виртуоз О. Полянский исполнил на бис.

Кульминацией вечера стал второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Известное произведение в программе – это всегда непросто: фальшь или погрешности формы слышнее в разы. Второй концерт Рахманинова – не только суперпопулярная музыка, но и весьма сложная музыкальная ткань, таящая в своих глубинах немало опасных для исполнителей подводных камней. Несмотря на рискованно-быстрые темпы, заданные О. Полянским, симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии под управлением Д. Ивенского достойно справился со своей задачей. Хочется отметить мастерство молодого дирижёра, сумевшего донести до слушателей красоту особого, живого дыхания гениальной рахманиновской мелодики, игру тончайших динамических нюансов, богатство и многогранность настроений, подчинив всё это строгой логике формы.

После концерта Денис Ивенский, за творчеством которого с интересом следят ставропольские слушатели, отвечал на вопросы.

– Каковы Ваши впечатления от новой встречи и новой работы со Ставропольским симфоническим оркестром?

– К этому коллективу я уже привык, репетировал с удовольствием. Приятно чувствовать расположение музыкантов, видеть их добрые глаза. Хочется отметить хорошую готовность струнной группы оркестра: уже к первой репетиции были сделаны все необходимые штрихи. Было время заняться такими непростыми вещами, как, например, динамический баланс. Аккомпанировать солистам достаточно сложно: оркестр – мощный инструмент, но солист должен быть на первом плане.

– Какие интересные события произошли в Вашей творческой жизни после 43-й ставропольской «Музыкальной осени», в которой Вы принимали участие?

– Благодаря прошлому фестивалю я подружился с Давидом Гвинианидзе, и теперь его проект «Таланты мира» зазвучал у нас в Краснодаре: уже состоялись концерты «Три тенора», на открытии сезона 13 сентября была исполнена программа «Три баритона». Давид всегда очень грамотно подбирает участников программы, стараясь представить вокалистов разного амплуа, привозит прекрасных молодых исполнителей, например, великолепного Сергея Плюснина – одного из победителей телепроекта «Большая опера».

– Денис, Вы – дирижёр Кубанского симфонического оркестра. Над чем работаете с коллективом в данное время? Чем отличается творчество в родном коллективе от работы у нас?

– Недавно я обратил внимание на то, что мы мало исполняем Бетховена, а ведь все его симфонии востребованы публикой. Поэтому был задуман цикл концертов, в котором прозвучат 2-я, 4-я, 6-я и 8-я симфонии композитора. Что касается разницы в работе с коллективами, то здесь важен тот факт, что недавно нашим оркестрантам (и не только им) значительно увеличили заработную плату (она примерно в три раза выше, чем у ставропольских музыкантов). Это значит, появилась возможность вплотную заняться творчеством, не бегая с работы на работу. К нам стали приезжать высококлассные музыканты. Тесно сотрудничаем с Московской государственной филармонией. Недавно участвовали в фестивале органной музыки, исполняли интереснейшее произведение Ф. Пуленка для органа с оркестром.

– Кроме работы с Кубанским симфоническим Вы дирижируете спектаклями в Краснодарском музыкальном театре. Что для Вас как дирижёра интереснее?

– Я никогда не хотел замыкаться в чём-то одном. Работать в музыкальном театре стремился давно: мне нравится и особая театральная атмосфера, и шум кулис. Опера – другой жанр, там много интересной новой работы, например, с ансамблями. Интересно прикоснуться к знаменитым полотнам, к таким, например, как опера «Кармен». Приятно, что с каждым годом спектаклей становится всё больше, хотя пока более приоритетным жанром у нас остаётся оперетта.

– В чём причина такого приоритета?

– Думаю, что это, прежде всего, наша вина. Надо приучать зрителей к более глубоким произведениям. В Краснодаре над этой проблемой работают. Сейчас у нас проходит интересный музыкальный фестиваль «Времена года». Он состоит из четырех разделов: оперетта, опера, современный балет и мюзикл.

– Денис, есть ли у Вас интересные замыслы на ближайшее будущее?

– Давно мечтаю дирижировать балетным спектаклем, это самая сложная для дирижёра область. Легендарный балетмейстер Юрий Григорович скоро будет ставить у нас балет Л. Делиба «Копеллия». Прикоснуться к творчеству такого мастера было бы великой честью и удачей.

Беседу вела музыковед Татьяна ДИЕВА.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов