Миссия театра - помогать людям жить
Ольга МетёлкинаВ рамках программы «Большие гастроли» на Ставрополье выступили артисты МХАТа имени М. Горького
Год театра, проходящий в России, продолжает радовать ставропольских ценителей различных видов сценического искусства. В начале сентября в Железноводске и Ставрополе в рамках федеральной программы «Большие гастроли» выступили артисты Московского художественного академического театра имени М. Горького. Зрители увидели спектакли «Ромео и Джульетта» и «Мастер и Маргарита», признанные одними из лучших в репертуаре знаменитого МХАТа.
Программа «Большие гастроли» стартовала в 2014 году. Благодаря открытию федерального Центра поддержки гастрольной деятельности, учрежденного Министерством культуры РФ, началась реализация масштабного проекта в ходе которого у зрителей практически во всех уголках страны появилась возможность увидеть лучшие постановки российских театров. В этом году в программу «Больших гастролей» вовлечены все 85 регионов России.
На Ставрополье спектакли МХАТа имени М. Горького прошли с абсолютным аншлагом в Железноводске и Ставрополе. Билеты на спектакли были раскуплены за считанные дни.
В последний день гастролей, перед началом спектакля «Мастер и Маргарита» нам удалось встретиться с мхатовцами. Как рассказал советник художественного руководителя МХАТ имени М. Горького народный артист России Валентин Клементьев, предыдущие гастроли театра в Ставрополе проходили 40 лет назад. Благодаря федеральному проекту появилась возможность вновь встретиться со зрителями в различных регионах России.
- В 90-е и нулевые годы театры были лишены гастролей, - отметил Валентин Валентинович. - Для нас очень важно общаться со зрителями не только Москвы, но и других регионов страны. Для нас это подарок - возможность выехать.
Гастроли на Ставрополье проходили накануне открытия сезона во МХАТ имени М. Горького. В этом году оно совпало с днем рождения народной артистки СССР Татьяны Дорониной, которая с 1987 года руководила этим театром. Сегодня Татьяна Васильевна является президентом МХАТ имени М. Горького и по-прежнему играет в спектаклях.
В декабре прошлого года художественным руководителем Московского художественного академического театра имени М. Горького был назначен режиссер и продюсер Эдуард Бояков. Он известен как бывший генеральный директор российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», восемь лет руководил театром «Практика».
- Татьяна Васильевна остается знаковой фигурой для нас, - сказал Валентин Клементьев. - Она, безусловно, в курсе всего того, что происходит в театре. Преемственность полностью сохраняется, никаких серьезных изменений не предвидится. Новое руководство декларировало, что прежняя линия театра будет сохраняться с ориентировкой на классику, на отечественную драматургию.
В репертуаре МХАТ имени М. Горького действительно в основном идет вечная классика - пьесы М. Горького, А. Чехова, А. Островского. В разные годы были поставлены все пьесы М. Булгакова, к которому в театре особо трепетное отношение. Европейская драматургия представлена В. Шекспиром, Р. Шериданом, И. Бергманом, Б. Шоу и другими авторами.
- Мы возвращаемся к корневому материалу, к тем пьесам, что более ста лет назад шли на нашей сцене, - рассказал Валентин Клементьев. - Единственный спектакль в постановке К.С. Станиславского, идущий сегодня на мировой сцене, и самый старый в нашем театре - это «Синяя птица» М. Метерлинка. Сейчас мы делаем его реконструкцию. МХАТ приглашен с ним на «Русские сезоны» в Германию и Францию.
Один из первых спектаклей времен К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, которые шли в репертуаре МХАТа, - пьеса
М. Горького «На дне». Его премьера в постановке известного режиссера Андрея Кончаловского намечена на март 2020 года. В планах также реконструкция постановки В.И. Немировича-Данченко «Три сестры». Это что касается «исторического» мхатовского репертуара.
Новый сезон во МХАТе открылся спектаклем по повести Валентина Распутина «Последний срок», который поставил режиссер Сергей Пускепалис. Автор написал инсценировку своего произведения специально для МХАТа еще в начале 70-х годов XX века. Премьера состоялась в мае этого года. А вслед за Москвой ее увидели зрители Севастополя, где театр показал ее в программе «Больших гастролей» в сентябре. «Надеюсь, через год приедем к вам и покажем этот спектакль», - заметил В. Клементьев.
Театр охотно ставит пьесы современных драматургов. Постоянное сотрудничество связывает его с Юрием Поляковым, творчество которого хорошо знакомо зрителям. 1 ноября очередная премьера - инсценировка по роману Юрия Полякова «Грибной царь». Позже зрители увидят постановку по пьесе Сергея Медведева «Парикмахерша», это новая драма. Как рассказал Валентин Клементьев, в этом сезоне на большой сцене намечено более десяти премьер: «Сделана большая заявка, постараемся все это выполнить».
Возвращаясь к спектаклям, которые МХАТ имени М. Горького привез на Ставрополье, следует отметить, что оба спектакля - «Ромео и Джульетта» и «Мастер и Маргарита» - были поставлены замечательным режиссером народным артистом России Валерием Беляковичем. К сожалению, три года назад его земной путь оборвался. Но созданные мастером работы продолжают жить, его спектакли неизменно собирают полные залы. Железноводск и Ставрополь не стали исключением.
Мы поинтересовались, в чем секрет успеха постановок Валерия Беляковича. Его «Мастер и Маргарита» в репертуаре театра идет с 2009 года, а интерес к спектаклю не ослабевает. Любопытно, что актерский состав за это время почти не изменился.
- В этом спектакле, как всё у Валерия Беляковича, - быстро, энергично, ярко, - говорит заслуженный артист РФ Александр Самойлов.
- На его постановку ушло менее полугода. Это характер работы Валерия Романовича. Он настолько заряжал своей энергией, силой. Я прочел «Мастера и Маргариту» очень поздно, где-то в середине учебы в ГИТИСе, потому что роман был долгое время запрещен. Но он так захватил меня, что я перечитывал раз десять. Мечтал сыграть. Белякович выбрал меня на роль Каифы. Для меня этот спектакль - большая серьезная школа. Здесь и режиссура Беляковича, и потрясающий материал, в котором просто купаешься.
Народный артист РФ Михаил Кабанов, который играет в спектакле «Мастер и Маргарита» роль Воланда, тоже с большим уважением вспоминает режиссера и своего учителя по курсу режиссерского мастерства в ГИТИСе:
- Валерий Романович - дорогой, очень близкий мне человек, великий, светлый гений. Придя после театрального института, я сыграл в его спектакле «Свалка» по Дудареву. Он звал к себе в Театр на Юго-Западе. Когда он болел, я играл вместо него Воланда в спектакле в театре К.С. Станиславского в бытность его художественным руководителем.
За десять лет «Мастера и Маргариту» во МХАТе сыграли почти 300 раз. И, как признаются актеры, каждый спектакль - это всегда волнительно. На Ставрополье театр привез полный состав исполнителей - 46 актеров.
Естественно, речь зашла и о мистической стороне булгаковского произведения. Мы поинтересовались, ощущается ли она актерами, которые столько лет играют в спектакле.
- Мы его играем, как сказку, спектакль не нагружен глубокой булгаковской психологией, - ответил Александр Самойлов. - Поэтому никакой мистики здесь нет.
Главное, не впадать в суеверие, считает Михаил Кабанов, играющий Воланда в «Мастере и Маргарите».
Интересно, что эта постановка попала в поле зрения святейшего Патриарха Кирилла. Как рассказал Михаил Кабанов, это был уникальный случай, чтобы первое лицо РПЦ посещало театр: «Мы не впадаем в ересь, в спектакле нет пошлости и непристойности. Патриарх Кирилл посмотрел спектакль, дал свое хорошее напутствие».
На протяжении своей истории МХАТ имени М. Горького остается верен традициям, заложенным еще К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Он сохраняет свою направленность как русский психологический театр.
- Хочется в этом направлении работать и дальше, - говорит Михаил Кабанов. - Театр должен быть настоящим, где людям дают возможность не только посмеяться и весело отдохнуть. Театр обязан воздействовать на сознание, помогать людям жить. Это его миссия.