«Мистическая география» Ярослава Грибачёва

Ольга Метёлкина

Таинственный Восток, сказочная Индия издавна манили к себе русских путешественников. И хотя с тех пор, как тверской купец Афанасий Никитин написал свои знаменитые путевые заметки «Хождение за три моря», прошло уже более пяти веков, земля махараджей и заклинателей змей для многих из нас остаётся не менее далёкой и загадочной. Выставку Ярослава Грибачёва, которая открылась в Ставропольской краевой научной библиотеке имени М. Лермонтова, как раз можно считать попыткой приблизить к нам Индию: с её культурными традициями и бытовыми особенностями, природой и архитектурой, духовными доминантами и пошатнувшимися стереотипами восприятия.

Художник и путешественник  Ярослав Грибачёв.
Александр Гололобов. Художник и путешественник Ярослав Грибачёв.

Название выставки Ярослав Грибачёв взял из своей пока не опубликованной статьи – «Трансцендентальный guidebook. Мистическая география, или Пути благословения». Этот текст предваряет экспозицию, но, пожалуй, мало кто из посетителей полностью его прочитал. А зря. Потому что и фотографии, и графические работы автора можно воспринимать как иллюстрации к статье и, наоборот, текст – как «расшифровку» изображений.

Почти полтора десятка лет назад Ярослав совершил своё первое путешествие в Индию, и с тех пор эта далёкая страна стала занимать в его жизни исключительно важное место. С 2001 года Ярослав Грибачёв объехал множество территорий, главным образом те, что лежат вдалеке от популярных туристических маршрутов. Хорошее знание английского языка, уважение к местным традициям и обычаям, доброжелательное отношение к местным жителям сделали для него доступным то, что обычно закрыто для других европейцев. А узнав в нём россиянина, индусы всячески стараются выразить Ярославу своё расположение.

Оказалось, что можно успешно совмещать путешествия по миру и работу, благодаря Интернету всегда оставаясь на связи. Со временем появилась необходимость поделиться впечатлениями, информацией, собственным опытом пребывания в экзотических странах. А кроме того, накопилось множество фотографий, которые оказались интересны не только ближнему кругу друзей.

«Кто-то следует внутреннему зову туда, где он сможет узнать самого себя. И, находясь между Востоком и Западом, как между двумя полюсами, в центре Евразийского континента, многие из нас задумываются о взаимосвязи Культур, своём месте в них и ещё о чём-то Большем, чем обусловленность отдельной культурной традиции...

1. Паломники на Гридакуте.  2. Глиняная статуя богини Сарасвати по дороге  в деревню Суджаты. 3. У Ваджрного Трона. Храм Махабоджи.  4. В окрестностях Махабоджи.
Александр Гололобов. 1. Паломники на Гридакуте. 2. Глиняная статуя богини Сарасвати по дороге в деревню Суджаты. 3. У Ваджрного Трона. Храм Махабоджи. 4. В окрестностях Махабоджи.

Быть может, для кого-то этот мир не соответствует его внутренним стандартам и понятиям о том, что такое «цивилизация» и «как всё должно быть», но есть множество «понимающих» жителей больших городов, которые ныряют в него, как в родную стихию. И влюбляются. Окончательно и бесповоротно».
(Я. Грибачёв. «Трансцендентальный guidebook. Мистическая география, или Пути благословения»).

Для Ярослава, фамилия которого хорошо известна на Ставрополье благодаря творчеству его отца – художника Владимира Грибачёва, это первая персональная выставка. Профессиональный художник-график и дизайнер, он окончил Московский полиграфический институт. Долгое время работал в Москве в периодических изданиях, рекламных агентствах и издательствах. В Ставрополе его связывало сотрудничество с издательствами «Юркит» и «Блиц-Инфо», с дизайн-студией «Б», Северо-Кавказским государственным техническим университетом и Ставропольским государственным университетом.

Автор выставки не претендует на лавры фотохудожника, называя свои работы всего лишь «визуальным опытом поездок по Индии, Непалу и Таиланду». Для него самого стало неожиданным, что фотографии и графика так гармонично соединились в композиционном поле. Что это, профессиональная интуиция или наработанный опыт – не важно, главное, что у зрителей остаётся целостное впечатление от увиденного. А ещё – большое желание самим приблизиться к постижению «мистической географии», попасть в то «многомерное пространство», о котором так заманчиво пишет Ярослав Грибачёв.

экспозиция, Восток

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление