Многоликий Стрижамент

Многоликий Стрижамент

Стрижамент – излюбленное место отдыха жителей краевого центра, природный объект, интересный как с географической, так  и с исторической точки зрения.

  Метрах в трехстах к западу от триангуляционного знака, фиксирующего высоту 831 метр над уровнем моря (высшая точка Ставропольской возвышенности), сохранились следы крепости екатерининских времен. В этом месте в 2002 году установили мемориальный знак «225 лет Азово-Моздокской оборонительной линии».
 Давайте на время перенесемся в далекий восемнадцатый век, когда в марте 1777 года  астраханский губернатор генерал-майор И. В. Якоби и командир Кабардинского драгунского полка полковник Н.А. Ладыженский выбирали место для строительства Ставропольской крепости. Двигаясь вдоль пограничной Кубани  на запад, военные не могли обойти вниманием  доминирующую над долиной вершину. Вот как описывает рекогносцировку местности писатель И. В. Кузнецов:
 «Перевалив несколько холмов, всадники поднялись на гору. Иван Варфоломеевич (Якоби. – Авт.), оглядевшись, радостно воскликнул:
 – Бог мой, сама природа приготовила позицию для военного укрепления!
  Позиция действительно была хороша. Под горой, как на ладони, лежала широкая долина Кубани, по середине которой извилисто серебрилась многоводная река с высокими берегами, покрытыми густым кустарником. Дальше, в сизой дымке, виднелись черкесские аулы. На юге и юго-западе синела цепь Кавказских гор, на голубом фоне четко выделялась белая двуглавая вершина далекого Эльбруса. С востока и севера,  насколько брал глаз, привольно раскинулась равнина, пересеченная небольшими холмами.  Обзор прекрасен! А вершина горы в виде огромной вытянутой поляны и того лучше. С тыловых сторон была окаймлена густым темным лесом, а с приграничных - обрывистым крутым спуском, изрезанным глубокими желтыми промоинами. Подняться наверх по такой крутизне будет трудно не только на коне, но и пешему».
 Правда, осенью того же года крепость № 7 вновь создаваемой пограничной линии начали возводить севернее, у реки Члы. Но шли годы, и для закрытия «промежутков» между основными укреплениями от Азова до Моздока по мере завершения строительства узловых стали переходить к сооружению более легких, носящих французское название ретраншементов.  Тогда-то и вспомнили о доминирующей над кубанской долиной  возвышенности. В 1789 году над высоким обрывом возвели небольшую крепость.
  Для малограмотного русского человека было непонятным иноземное слово «ретраншемент». «Ветер у нас тут сильный. Так и стрижет, так и стрижет», – ссылаясь на старожилов, писал известный ставропольский краевед В. Г. Гниловской. Вот и возникло с течением времени из двух слов нечто среднее – Стрижамент. 

Многоликий Стрижамент


 А на месте ретраншемента через пятнадцать лет возвели более обширную крепость, которая имела форму шестигранника с артиллерийскими бастионами по углам. Рядом с крепостью отставные солдаты построили дома. Возник небольшой хуторок…
  Не сохранились до наших дней ни поселение, ни крепость. О первом напоминает погост с покосившимися крестами, а от укрепления остались лишь бугры на месте батарей да заросшие травой фундаменты зданий, возвышавшихся в промежутках между бастионами. Но, стоя у кубанского обрыва, зримо представляешь: по бескрайней предгорной равнине, далеко на юге сливающейся с небом,  пылит группа всадников.
  –  Тревога! Пушки – к бою! Посыльный – в Ставропольскую крепость!.. 
 …Минули два столетия. С тех далеких времен пришли к нам незамысловатые названия природных объектов: Солдатская поляна, Темный лес, Шпитальный родник. Когда-то над местом рождения реки Темной солдаты соорудили сруб. Необыкновенно вкусная вода подземного ключа  приносила исцеление больным и раненым военнослужащим. Отчего и пошло о местности – «госпиталь». Ну а родник соответственно «госпитальный», или, по-народному, попроще – «шпитальный». 
От уступа плато до истоков р. Темной –
не более полукилометра. Верховья речонки являются уникальными вследствие того, что здесь произрастает заповедный буковый лес. Весной, распространяя вокруг характерный чесночный запах, под вековыми великанами цветет черемша. Некогда непроходимый папоротник теперь встречается лишь отдельными пятнами. И только бук сегодня столь же величествен и грациозен, как и в конце восемнадцатого столетия. Уходящие на 20-30 метров  ввысь гладкие серо-стальные стволы процентов на восемьдесят закрывают небосвод. Оттого и прозвали лес Темным. Но это не так! Темный  – значит суровый, старый, неживой. Лес же, состоящий из бука, – особенный, удивительный! Струящиеся сквозь кроны солнечные лучи придают местности волшебный вид. Кажется, что вы перенеслись в сказку и сейчас на пригорке появится добрый гном.
Спускаясь по лесу вдоль ручья, вы еще долго будете наслаждаться в буковой прохладе. Но вот как-то незаметно среди знакомых стволов показываются «соседи». Сначала это граб. Постепенно он вытесняет своего старшего собрата, а затем в лесу появляются дуб, ясень, клен, вяз и другие породы.
(продолжение следует. Часть 2 - № 199, часть 3 - № 205)
Юрий КУЗЬМИНЫХ
Фото автора

 



Последние новости

Все новости

Объявление