Московский дирижер готовит сюрприз для «Музыкальной осени»

Ольга Метёлкина
<

В марте на гастрольных афишах Ставропольской краевой государственной филармонии вновь появилось имя московского дирижера Александра Сиднева. Местные меломаны еще не забыли его предыдущий приезд в Ставрополь в конце января этого года. Тогда концерт, в котором А. Сиднев впервые дирижировал симфоническим оркестром филармонии, прошел с большим успехом.

Дирижер Александр Сиднев окончил Московскую государственную консерваторию по специальностям «фортепиано» и «оперно­симфоническое дирижирование». В разные годы в качестве главного дирижёра А. Сиднев работал с Национальным оперным театром антрепризы (г. Москва), с Московским молодёжным симфоническим оркестром «Будущее России», с Государственным симфоническим оркестром РТР и с симфоническим оркестром ВГТРК «Останкино». В качестве дирижёра Государственного академического оркестра России Евгения Светланова А. Сиднев выступал во многих городах России, Европы и Азии.

Александр Сиднев ведёт активную гастрольную деятельность, выступает организатором и дирижёром ряда музыкальных фестивалей, циклов симфонических концертов из произведений русских и зарубежных композиторов.

Накануне концерта мы встретились с маэстро, чтобы задать ему несколько вопросов.

­ Александр Борисович, гастролирующие дирижёры для нашего города пока что явление редкое. Не прошло еще двух месяцев после Вашего предыдущего концерта на сцене Ставропольской филармонии, и Вы снова здесь. С чем это связано?

­ Первый приезд оказался достаточно успешным. Я предложил интересную свежую программу, которая ещё нигде не звучала, не только в Ставрополе, но и в других городах. Концерт прошел с большим успехом. Моя работа произвела впечатление на оркестр и руководство филармонии. И директор Валентина Викторовна Куникина предложила мне периодически приезжать в Ставрополь и сотрудничать с оркестром.

Новая программа посвящена двум русским композиторам. В этом году исполняется 120 лет со дня смерти А. Бородина. В программу концерта включено одно из самых популярных его произведений – Симфония № 2 «Богатырская». Во второе отделение концерта вошли очень яркие, интересные произведения Н. Римского­Корсакова: симфонические картины и арии из опер «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

­ Многие музыканты считают, что работа с разными дирижёрами вносит новизну в творчество оркестровых коллективов, заставляет их звучать по­новому…

­ Оркестр всегда нуждается в приглашении дирижеров, чтобы была сменяемость лиц и перед оркестром, и в концертах. Если один и тот же человек много лет подряд стоит за пультом, зал это не всегда хорошо воспринимает. Во всех концертных залах идет круговорот гастролеров, привлекающих публику.

Симфонический оркестр Ставропольской филармонии достаточно молодой, он создан сравнительно недавно. Ещё очень многое не сыграно. А когда коллектив молодой, у него есть свежесть восприятия, с ним интересно работать. Много сделано главным дирижё­ром оркестра заслуженным артистом РФ Юрием Каспаровым.

Валентина Викторовна Куникина ведет правильную политику, ее поддерживает художественное руководство филармонии. Нужно освежать афиши новыми именами и разнообразным репертуаром.

­ Александр Борисович, что, по­Вашему, определяет уровень культуры в городе?

­ Как правило, культурный уровень города определяется наличием театра оперы и балета, а также симфонического оркестра. Театра оперы и балета в Ставрополе нет. Однако есть симфонический оркестр. Поэтому министерство культуры должно обратить пристальное внимание на филармонию. Её зал мал для симфонического оркестра, музыканты с трудом помещаются на сцене. Акустика тоже далека от идеальной. Возможно, не стоит дожидаться, когда появятся средства на строительство театра оперы и балета, а уже сейчас, используя симфонический оркестр, хор, солистов, осуществлять постановки популярных опер. Это может быть «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» П. Чайковского, «Травиата», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди.

В Ставрополе культурный уровень нужно еще развивать и повышать. Не хватает настоящей рекламы, чтобы были красивые афишные стенды, яркие афиши, которые помогли бы людям сориентироваться.

­ Театральные режиссёры сегодня жалуются на репертуарный кризис: авторов много, а ставить, кроме классики, нечего. А что происходит в музыкальном мире?

­ Кризис у нас наблюдается во всём. Но не стоит делать поспешных выводов – возможно, современные авторы через сто лет станут классиками. В любом случае, основа для любого симфонического оркестра ­ это классика, то, что отстоялось годами, десятилетиями, веками. Это, бесспорно, настоящее искусство, проверенное временем. Любые симфонические и оперные оркестры начинают с классики. Они не рискуют сразу ставить сочинения неизвестных современных авторов, восприятие таких произведений не всегда бывает адекватным со стороны публики.

Произведения современных авторов, конечно же, нужно включать в концерты. Есть выдающиеся композиторы, которые начинали своё творчество в советское время, такие как недавно ушедшие от нас Г. Свиридов, А. Петров, В. Гаврилин. Их произведения уже стали классикой.

­ В свой прошлый приезд в одном из интервью Вы говорили о том, что встречались со ставропольскими композиторами и даже наметились какие­то планы дальнейшего сотрудничества…

­ Да, я встречался со ставропольским композитором Богданом Милкой, который возглавляет Ставропольское отделение Союза композиторов РФ. Познакомился с партитурами, музыкальными записями его сочинений. Если в дальнейшем продолжится сотрудничество с филармонией, то не исключаю, что в программы концертов будут включены его произведения и сочинения других местных композиторов. Необходимо пропагандировать их творчество.

­ Речь также шла о Вашем возможном участии в будущих масштабных проектах ставропольской филармонии…

­ Если мы и дальше будем сотрудничать, то ставропольских любителей музыки ждёт встреча с одним из шедевров симфонической музыки XX века. Я хочу предложить исполнить в программе фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» произведение шведского композитора Хуго Альвена «На краю архипелага». Этого автора в нашей стране практически никто не знает. Партитуру сочинения привез из Швеции мой учитель Евгений Светланов. Оно было исполнено лишь два раза ­ в Большом зале консерватории в Москве и в Санкт­Петербургской филармонии. После кончины Евгения Федоровича партитура исчезла. Мне посчастливилось достать оркестровые голоса этого произведения, я по этим голосам восстанавливаю партитуру. Музыка Хуго Альвена захватывает, она сопровождается зрелищными и звуковыми эффектами, можно использовать лазерное или световое шоу. К сожалению, зал филармонии не подходит для исполнения этого произведения, нужно найти другой.

Второе произведение, которое я предложил бы исполнить на фестивале, – это поэма для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» С. Рахманинова. В следующем сезоне будет отмечаться 135 лет со дня рождения этого композитора.

Надеюсь, что планы маэстро обязательно осуществятся. Добавлю, что новая встреча с дирижером Александром Сидневым ждёт ставропольских любителей музыки уже скоро. 14 апреля состоится концерт, программа которого составлена из произведений композитора А. Глазунова. Прозвучат сюита из балета «Раймонда», симфоническая фантазия «Море», скрипичный концерт в исполнении солиста симфонического оркестра
С. Петрова.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов