«Мою жизнь очень часто сопровождал Его Величество случай»

Ольга Метёлкина

Актёру и журналисту Геннадию Хасьминскому - 85!

Трижды лауреат журналистской премии имени Г. Лопатина  Геннадий Хасьминский.
Александр ПлотниковТрижды лауреат журналистской премии имени Г. Лопатина Геннадий Хасьминский.

Много лет его голос звучал из всех радиоприёмников в крае. Ставропольцы с интересом слушали программы о тружениках города и села, о талантливых врачах и педагогах, известнейших артистах, художниках, певцах и композиторах. Многие из них не знали, что журналист краевого радио, который готовит увлекательные передачи, и актёр Ставропольского драматического театра Геннадий Хасьминский - это один и тот же человек. Так удивительно удачно соединились в биографии Геннадия Марковича две творческие профессии.

Воспитанник «сибирского МХАТа»

Он так и говорит: «Мою жизнь очень часто сопровождал Его Величество случай». А как могло быть иначе?! В Новосибирске, где родился и вырос Геннадий Маркович, его приняли в театральное училище при знаменитом уже тогда областном драматическом театре «Красный факел», который неофициально называли «сибирским МХАТом». В Барнауле, где молодой актёр служил в армии, он встретил свою суженую - Валентину Смышляеву, с которой счастлив и не расстаётся вот уже 62 года.

И в Ставрополе, который от Новосибирска отделяют почти четыре тысячи вёрст, Геннадий Маркович тоже оказался по воле счастливого случая. До этого он успел сыграть целый ряд ролей в ТЮЗе родного города, сезон отработать в Пскове, заявить о себе на подмостках Брестского театра. Однако если с творческой реализацией было всё в порядке, то пресловутый «квартирный вопрос» не давал покоя - должен же был Геннадий Маркович заботиться о жене и ребёнке. И вот в очередной свой приезд в Москву на театральной бирже он познакомился с актёром Ставропольского краевого драматического театра - Михаилом Никольским. Михаил Михайлович тогда исполнял обязанности художественного руководителя коллектива и приехал в столицу за новыми творческими кадрами для своей труппы. Он попросил Хасьминского что-нибудь почитать, послушал и пригласил в Ставрополь. Вот так, неожиданно, была решена участь Геннадия Марковича. Шёл 1956 год.

Город, встретивший хлебом и… ролью

Первая роль на ставропольской сцене -  Полилья в спектакле «За презрение - презренье».
Первая роль на ставропольской сцене - Полилья в спектакле «За презрение - презренье».

- Ставрополь поразил меня обилием зелени, цветов и... рынком, - вспоминает Геннадий Хасьминский. - Я приехал из голодной Сибири. Псков и Брест - тоже не очень сытые города были. А тут я зашел на рынок: гусь - два с полтиной, помидоры - говорят, берите хоть за рубль ведро. Город поразил меня изобилием. На Карла Маркса, между улицами Коста Хетагурова и Розы Люксембург, был «показательный» магазин: икра черная, икра красная, балыки, колбасы сортов двадцати, а еще запомнился хлеб - большие булки, надавишь сверху, и она поднимается. Вкуснейший хлеб был, сейчас такого нет.

В Ставрополь Геннадий Маркович приехал один. Надо было немного освоиться. Поначалу ему пришлось жить прямо в театральной гримёрке. Г. Хасьминскому как характерному герою сразу же дали роль Полильи в пьесе «За презрение - презренье» - 40 страниц! Молодой, энергичный, он днём учил роль, а ночью спал на стульях в гримёрке. Потом приехала жена, и семью определили в знаменитую театральную коммуналку на улице Горького. Комнатка в 13 квадратных метров после мытарств по съёмным углам показалась хоромами.

- В то время, когда я поступил в Ставропольский театр, он очень высоко котировался в стране, - вспоминает Геннадий Хасьминский. - Здесь работали известные режиссеры Георгиевский, Фирсов. На сцене играли потрясающие актёры: Никольский, Кузнецов, Данильченко, Дымченко, Котельникова, Барташова, Беспрозванная...

Актёр и журналист: две стороны одной медали

«Кремлевские куранты» (Часовщик – Г. Хасьминский, Ленин – М. Кузнецов).
«Кремлевские куранты» (Часовщик – Г. Хасьминский, Ленин – М. Кузнецов).

Ещё один подарок Его Величество случай преподнёс Геннадию Марковичу в 1968 году, когда впервые в нашем городе открывался фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Заболел ведущий концерта, и срочно требовалась замена. Г. Хасьминскому позвонила директор филармонии Галина Марусенко, которая его уже знала как актёра и хорошего чтеца: «Гена, выручай, надо вести концерт». Так, по воле случая, Геннадий Хасьминский вошёл в историю нашего фестиваля-долгожителя, который в этом году откроется в 45-й раз. «Музыкальная осень» подарила ему много незабываемых встреч с выдающимися исполнителями, композиторами: М. Таривердиевым, Э. Хилем, Э. Пьехой, В. Соловьёвым-Седым и ещё многими-многими всенародно любимыми артистами. Благодаря краевому радио жители Ставрополья слушали программы о них, подготовленные Геннадием Хасьминским.

- Журналистом я стал тоже по воле Его Величества случая, - говорит Геннадий Маркович. - Меня часто приглашали на радио читать литературные произведения. Однажды в редакции последних известий редактор Геннадий Иванович Ляшенко спросил: «Говорят, у вас в театре сегодня премьера?». «Да, - отвечаю. - «Именем революции», там Ленина играет Кузнецов». Он говорит: «А ты не можешь информацию написать: что за спектакль, о чем там, кто играет, кто постановщик, художник?». Я набросал текст, отдал Геннадию Ивановичу. Это была первая в моей жизни информация. А через день снова просьба - взять интервью у режиссера-постановщика. Дали мне диктофон, показали, на какие кнопки нажимать. С этого всё и началось...

Причем Геннадий Маркович умудрялся делать сюжеты на радио без отрыва от театрального «производства». На гастролях по краю с ним всегда была звукозаписывающая аппаратура. Днем, перед спектаклями, он успевал брать интервью у доярок, механизаторов, председателей колхозов. Передачи монтировал сам, в гостиничном номере. Чтобы не было посторонних шумов, закрывался в туалете, завешивал стены одеялами и начитывал текст. Потом шёл на автостанцию и отправлял плёнку автобусом в Ставрополь. Пока актёр Геннадий Хасьминский гастролировал, его голос сообщал слушателям свежую информацию из разных частей края.

«Я никогда с наскока не брал интервью»

Г. Хасьминский в роли Гантимирова в спектакле «Порт-Артур» Псковского областного драмтеатра.
Г. Хасьминский в роли Гантимирова в спектакле «Порт-Артур» Псковского областного драмтеатра.

Надо сказать, работа у радийщиков в то время была особенно тяжелая. Причем буквально. Аппарат, с которым они ходили «на задание», весил семь с половиной килограммов. С этакой «бандурой» Геннадий Маркович умудрился как-то раз забраться на высоту десятиэтажного дома. А история была такая. Накануне 8 Марта ему дали задание взять интервью у крановщицы. Надо, значит надо - диктофон в охапку – и на стройку. Познакомили его с передовиком производства - симпатичной краснощекой девушкой. Где будем разговаривать? Конечно, на рабочем месте, чтобы убедительно было. Март, холодно, на Хасьминском шуба, вниз тянет неподъемный диктофон. С трудом он забрался по вертикальной лестнице. Геннадий Маркович до сих пор помнит ощущения, которые он испытывал в кабине крана, которая ходила ходуном от порывов ветра, когда он записывал интервью. Своему правилу - общаться с героями передач в привычной для них профессиональной атмосфере - он старался не изменять.

В журналистике Геннадию Хасьминскому очень пригодился актёрский опыт. «Когда я учился в театральном училище, нас приучали к наблюдательности, - говорит он. - Мы наблюдали людей на базаре, в магазинах, на улице, запоминали разные черты, детали, которые могли когда-нибудь пригодиться в работе. Когда работаешь над каждой ролью, стараешься не повторяться, ищешь новые краски, разные нюансы. Так же и в журналистике. Надо постоянно быть в поиске, чтобы это было интересно для слушателя. Я никогда с наскока не брал интервью. Прежде чем включить микрофон, старался побольше узнать о человеке, о его деле, чтобы было, о чем спрашивать».

«Собрание удивительных встреч» в трёх томах

Если на театральном поприще Геннадий Маркович высоких званий удостоиться не успел, то в журналистике он трижды стал лауреатом главной краевой журналистской премии - имени Г. Лопатина.

- Мне повезло, я общался со многими известнейшими артистами, делал о них передачи. У меня было около 200 авторских программ о поэтах, художниках, певцах и других знаменитых людях, - говорит юбиляр.

Рассказы о них легли в основу трехтомника Г. Хасьминского «На перекрестках встреч». И что примечательно и замечательно - героями его книг наряду с А. Вертинским, М. Бернесом, К. Шульженко, А. Галичем, В. Высоцким, Ю. Визбором, А. Мироновым и другими выдающимися личностями стали наши замечательные земляки. Среди них знаменитый врач-ортопед М.С. Макаров, основатель ставропольского ботанического сада В.В. Скрипчинский, архитектор Ю.А. Хоменко, мануальный терапевт, бард и художник О.Г. Филь, театральный художник И.В. Лепаловский, легендарные актёры Ставропольского театра драмы, писатели и поэты, коллеги по журналистскому цеху, деятели культуры. И в каждом очерке чувствуется личное отношение автора к герою и, как в работе над ролью, индивидуальный творческий подход к теме. Поверьте, читать «На перекрестках встреч» - большое удовольствие. Так может написать только творческий человек, который в жизни нашёл своё призвание, очень любит своё дело и с благодарностью принимает подарки, которые ему преподносит Его Величество случай.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА и из личного архива Г. Хасьминского.

Хасьминский, театр драмы

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление