Муниципально-частное партнёрство - работа на опережение

Станислав Маслаков

Муниципально-частное партнёрство - работа на опережение

Понимание того, что на современном этапе бизнес не может развиваться без участия в жизни города и заинтересован в создании и расширении социальной инфраструктуры на его территории, получило практическую реализацию. В Ставрополе заработала система муниципально-частного партнёрства. О том, зачем нужен этот механизм и как он повлияет на жизнь города, рассказал исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Ставрополя Александр Некристов.


Справка «ВС»:
Некристов Александр Юрьевич родился 21 марта 1975 года в г. Ипатово.
В 1997 году окончил Ставропольский государственный технический университет по специальности «Экономика и управление на транспорте».
С августа 1998 года работал в структурах Сбербанка России. С 3 декабря 2008 года назначен первым заместителем управляющего Пятигорским отделением Сбербанка России.
С 9 марта 2010 года по 3 июня 2011 года руководил «Управляющей компанией инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края».
7 июня 2011 года возглавил комитет экономического развития города Ставрополя.
23 апреля 2012 года назначен исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации Ставрополя.
Женат, воспитывает двоих детей.


- Начнём с основ. Что такое муниципально-частное партнёрство в самом общем виде?
- Это взаимовыгодное сотрудничество между городом и бизнесом при реализации инвестиционных проектов в социально-экономической сфере. Проще говоря, это когда власть и бизнес делают общее дело, которое приносит пользу обеим сторонам.
- Неужели до сих пор никакого сотрудничества между бизнесом и властью не было?
- Сотрудничество власти и бизнеса существовало и существует в различных формах и является естественным процессом городской жизни. Но муниципально-частное партнёрство – особый механизм, который выводит взаимодействие на иной качественный уровень, открывает новые перспективы и позволяет реализовывать проекты значительно большего масштаба. 16 мая мы, по сути, создали правовую основу, у города появились качественно новые правовые и организационные механизмы привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу города Ставрополя.
- Учитывая новизну механизма, нет ли опасности, что на практике реализация проектов в виде муниципально-частного партнерства столкнется с непредвиденными сложностями?
- Хотя муниципально-частное партнерство и является относительно новым механизмом привлечения инвестиций в развитие города, мы здесь не первооткрыватели и опирались на опыт городов, где успешно реализованы проекты в рамках такого партнерства. Нами использован опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы...
- То есть наиболее успешных и бурно развивающихся городов страны?
- Именно.
- Как на практике воплощается это партнёрство?
- Как пример: сейчас у нас не хватает 2173 мест в детских садах. В этом году мы построим один новый детский сад и две пристройки - это в общей сложности 450 мест. На большее у города нет ресурсов. Если же мы привлечём частных инвесторов, то возможности решения данной проблемы значительно расширятся, что позволит работать на опережение.
Наиболее динамично развивающимся районом города Ставрополя в разрезе жилищного строительства является юго-запад. Большую часть населения района будут составлять молодые семьи с детьми дошкольного возраста. В этой связи именно здесь мы приступили к реализации пилотного проекта реализации в городе Ставрополе муниципально-частного партнерства в рамках строительства детского сада. На данный момент мы объявили конкурс на строительство детского сада на условиях оплаты половины суммы строительства.
- Зачем это нужно городу, понятно. За те же деньги вы строите вдвое больше. Но какая выгода бизнесу? Он вкладывает деньги, отдаёт часть купленной в своё время земли. Или это будет частный детский сад?
- Нет. Это будет такое же муниципальное учреждение, как и все прочие. Надо понимать, что в последние годы конъюнктура строительного рынка изменилась принципиально. Раньше основная доля спроса формировалась за счет приобретений инвестиционного характера – на фоне роста стоимости, жильё являлось надежным и доходным вложением. Сейчас подходы и приоритеты изменились. Жилье в основном приобретается и используется по прямому назначению, и одним из главных критериев при выборе места жительства является наличие социальной инфраструктуры. Соответственно, в первую очередь на рынке востребовано то жилье, которое этой инфраструктурой обеспечено.
В этой связи механизм муниципально-частного партнерства является оптимальным решением проблемы. Частному партнеру предлагается на условиях софинансирования построить рядом с его жилым комплексом детский сад, школу или поликлинику. Он предоставляет землю, следовательно, выбирает место. В итоге застройщик получает более стабильный спрос на свой продукт. При этом расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией социальных объектов, берет на себя город.
Таким образом, выгода бизнеса от участия в муниципально-частном партнерстве вполне ощутимая.
- Значит, в первую очередь этот механизм рассчитан на крупных застройщиков?
- Не обязательно. Небольшие фирмы могут объединяться, консолидировать свои ресурсы и также участвовать в проектах. При этом речь идет не только о жилищной застройке – крупное предприятие, имеющее объекты социальной инфраструктуры в непосредственной близости, получит явное преимущество на рынке труда при нынешней нехватке специалистов.
- Но муниципально-частное партнёрство не ограничивается детскими садами?
- Разумеется. Этот механизм может быть реализован в различных сферах и отраслях. Если вернуться к теме строительства, то раньше город развивался на уже освоенных территориях.

Сейчас мы вынуждены застраивать новые площади. В этой связи возникает необходимость устройства коммунальных сетей. При этом средств на создание коммунальной инфраструктуры у города недостаточно. Имеющиеся средства бюджета необходимо сосредоточить на ремонте существующих сетей, особенно при нынешнем износе, доходящем до 70%. Решением проблемы является создание сетей совместными с застройщиком усилиями. В итоге город получает обеспеченные инфраструктурой территории, застройщик – возможность освоения земельного участка.
- Людям надо не только где-то жить, но и работать. Как муниципально-частное партнёрство может помочь развитию промышленности?
- Первые шаги в этом направлении были сделаны нами ещё в прошлом году. И индустриальные парки – это наиболее яркий пример такого партнёрства. Другой вопрос, что реализация проектов такого масштаба требует консолидации не только городских ресурсов, но и ресурсов федеральной и региональной властей. В Ставрополе есть несколько примеров развивающихся промышленных площадок и технопарков. Крупнейший из них – фармкластер на Старомарьевском шоссе. Схема примерно одинаковая: федерация, край и город создают всю необходимую инфраструктуру и дают определённые налоговые преференции. Предприниматели заходят на территорию и, пользуясь благоприятными условиями ведения хозяйственной деятельности, реализуют инвестиционные проекты, тем самым создают новые рабочие места и расширяют доходную базу городского бюджета. При этом становление крупного бизнеса оказывает стимулирующее воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства. В итоге мы получаем синергетический эффект от сотрудничества с бизнесом и вместе с тем, определяя отраслевую специфику реализуемых проектов, направляем городскую экономику в область высоких технологий, стимулируем её диверсификацию.
- Допустим, люди хорошо зарабатывают. Но им, по сути, негде тратить эти деньги. Торговля и развлечения в Ставрополе развиты не очень сильно, шоппинг-туры в Ростов и Краснодар процветают...
- Насчёт торговли не соглашусь. По количеству торговых площадей на душу населения мы опережаем и Краснодар, и Ростов. Вопрос в их качестве: здесь это в основном рынки и небольшие магазины, а не мегамоллы. Но крупными сетями город Ставрополь рассматривается пока в перспективе. Развитие торговли напрямую увязано с платежеспособным спросом, который, в свою очередь, генерируется реальным сектором экономики – главным образом производством. Если у нас будут мощные, высокотехнологичные производства с высокооплачиваемыми рабочими местами, приносящие доход в бюджет города, то мы получим импульс в развитии и жилищного сектора, и социальной инфраструктуры, и торговли, и индустрии развлечений.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов