Музейные коллекции. У «Горцев» пополнение

Ольга Метёлкина

В Ставропольском государственном историко­культурном и природно­ландшафтном музее­заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве экспонируется уникальная коллекция с удивительной судьбой. Именно слово «судьба» здесь наиболее уместно, поскольку выставка эта – необыкновенный рассказ о людях, застывший в красках. Экспозиция так и называется – «Горцы Северного Кавказа глазами художников».

<

Впервые Ставрополь увидел эту выставку в год своего 220-­летия. Коллекция, которая много лет хранилась в запасниках Ставропольского краеведческого музея, произвела тогда эффект настоящего открытия. Прошло девять лет. За это время выставка побывала в Махачкале, Владикавказе, Нальчике, Черкесске, Ростове­на­Дону и даже была показана в Москве. И везде привлекала к себе пристальное внимание и вызывала очень большой интерес.

Нынешней осенью выставка «Горцы Северного Кавказа глазами художников» открылась в обновленном виде в одном из залов краеведческого музея. Но вернемся в прошлое и напомним предысторию необычной коллекции. Дело в том, что в 20­е годы XX века на территории Осетии, Карачаево­Черкесии, Дагестана, Чечни и Ингушетии работали художественно­этнографические экспедиции. Первая из них была направлена на Северный Кавказ в 1924 году по инициативе А. Микояна. Далеко не в самые благополучные годы в истории России художники, фотографы, композиторы, литераторы собирали материалы в районах, которые были весьма не безопасными. В составе экспедиции работали художники из Ростова­на­Дону: Д. Федоров, Ф. Черноусенко, В. Шлипнев, И. Богатырев. Сделанные ими рисунки хранились в Музее горских народов в Ростове­на­Дону. Коллекция была дополнена работами первых художников­профессионалов из разных республик Северного Кавказа: М. Туганова,
А.­Г. Хохова и Л. Агнаева из Осетии,
М.­А. Джемала, Н. Лакова и Ю. Моллаева из Дагестана, Х.­Б. Ахриева из Ингушетии.

Мы знаем, что в 1936 году часть коллекции из Ростова передали в Ставропольский краеведческий музей. Почти забытая, она долгое время хранилась во второстепенном научно­вспомогательном фонде. После того как карачаевцы, балкарцы, чеченцы и ингуши в 40­е годы подверглись депортации, поступило распоряжение – вымарать из сознания советского народа всё, что с ними связано. Это коснулось даже музейных экспонатов. Названия работ, в которых прослеживалась принадлежность изображаемых предметов, бытовых сцен или просто людей к репрессированным народам, чьей­то рукой были исправлены: слова «чеченский» или «карачаевский» были заменены нейтральным определением «горский». Вновь на уникальную коллекцию специалисты обратили внимание лишь в середине 90­х годов.

И вот в начале XXI века состоялось ее новое открытие. Выставочная экспозиция пополнилась за счет отреставрированных работ. Было установлено авторство целого ряда произведений. Таких, к примеру, как живописное полотно «Горная кузница» В. Шлипнева или коллекции национальных орнаментов основателя грозненского краеведческого музея Х.­Б. Ахриева. Творческое наследие этого автора уникально еще и по той причине, что многие его работы сгорели во время боевых действий в Чечне.

Благодаря кропотливой работе музейных реставраторов Л. Бюля и Г. Перущей посетители теперь могут увидеть произведения, к которым с 20­х годов прошлого века никто не прикасался.

Старший научный сотрудник отдела фондов Алла Акопьян, возглавлявшая творческий коллектив, который работал над созданием выставки, во время экскурсии обращает внимание посетителей не только на художественные изображения, но и экспозицию в целом. В центре зала размещены витрины с предметами национального быта народов Северного Кавказа. Автор своеобразных «этнографических этюдов» ­ заведующая отделом этнографии Светлана Сачук. С одной стороны – нарядные шали, посуда, домашняя утварь, с другой – оружие, которое украшали знаменитые кубачинские мастера, одежда, орудия труда. Всё экспозиционное пространство символически разделено на «женскую» и «мужскую» половины, как это принято в традиционных кавказских жилищах. А кроме того, представлена богатая коллекция фотографий, выполненных с подлинных негативов, которые были сделаны во время научно­этнографических экспедиций по Северному Кавказу и хранятся теперь в Российском гос­архиве кинофотодокументов.

Мы часто слышим, что в нашем крае проживают более 100 национальностей. Это так. Но что мы знаем друг о друге, о традициях и прошлом соседей по региону? Наверное, не очень много. У выставки «Горцы Северного Кавказа глазами художников» нет национальности, она понятна без переводчика, ведь у всех народов, населяющих наш многонациональный регион, гораздо больше общих черт, чем различий.



Последние новости

Все новости

Объявление