Мы будем жить

.

3 сентября во всех городах страны прошли митинги солидарности в борьбе с терроризмом. День, когда в бесланской школе  № 1 террористы привели в действие взрывное устройство, по времени удален от нас уже на тринадцать лет. Но в людских сердцах он никогда не уйдет в прошлое…  3 сентября в России вспоминают тех, кто стал жертвами террористических атак.

Заместитель главы администрации города Татьяна Середа  после теракта в Беслане находилась в израненном городе  в качестве психолога.
Заместитель главы администрации города Татьяна Середа после теракта в Беслане находилась в израненном городе в качестве психолога.

За постсоветские годы Россия видела и пережила все: взрывы, захваты заложников, бандитские налеты на города.  Посему даже такая страшная цифра, которую называли на митингах: 1265 погибших в терактах – кажется весьма приблизительной.  Число сломанных жизней и судеб вообще подсчетам не поддается, да  и не подлежит…

Мы вместе.
Мы вместе.

…Наш край с терроризмом столкнулся одним из первых – еще в 1993-м, когда в заложники были взяты  пассажиры рейсового автобуса, потом был Буденновск, трагедия которого потрясла всю страну. Потом Пятигорск, Минводы, Невинномысск, Ставрополь. Взрывы на вокзале, на рынке, в электричках, в автобусе… Не только некоторым городам – некоторым людям довелось пережить по два теракта.

Для Ставрополя черным днем календаря стало 26 мая 2010 года, когда возле Дворца культуры и спорта прогремел взрыв, унесший жизни восьми человек. Ранения тогда получили больше пятидесяти… С тех пор день солидарности в борьбе с терроризмом в нашем городе проходит именно здесь.  Что важно, слова «Мы вместе» на плакатах воспринимаются уже не как призыв, а как констатация.

Город уже тогда выдержал проверку на прочность. Ведь этот взрыв, прогремевший за 15 минут до начала концерта ансамбля «Вайнах», был во всех смыслах – направленного действия. Ничего из того, на что рассчитывали заказчики теракта, не произошло: ни паники, ни дестабилизации, ни межнациональных конфликтов. Напротив, с раннего утра люди разных национальностей стояли в одной очереди, чтобы сдать кровь для пострадавших… Ни тогда, ни в первые минуты беды, когда обычные прохожие бросились к раненым и старались оказать им первую помощь, о национальности никто вообще не думал – просто люди помогали людям…

Важно, это чувство сопричастности свойственно и тем, кто в 2010-м был юным, а в 2004-м – в дни трагедии Беслана – совсем маленьким. На митинге было много школьников и студентов. И они ловили каждое слово.
Заместитель главы администрации города Татьяна Середа рассказала, что в Беслане она работала психологом. Видела глаза матерей, ставшие белыми от слез и горя. Видела, как молодые мужчины выходили из стен школы седыми… Это очень страшно, когда какие-то нелюди обрывают жизни детей…

Минута молчания. Под стук метронома в небо поднимались сотни воздушных шаров.
Минута молчания. Под стук метронома в небо поднимались сотни воздушных шаров.

-  Мы, женщины, рожаем детей для счастья и очень  хотим, чтобы у них была долгая, яркая и очень счастливая жизнь. И когда какая-то мразь обрывает эту жизнь, наши материнские сердца кричат: «Нет! Нет террору! Нет нелюдям! Нет тем, кто хочет запугать нас!»...  Пусть наш город будет мирным и красивым, пусть больше никогда ему не доведется пережить горя, когда кто-то походя обрывает человеческие жизни… Спасибо всем, кто пришел на митинг солидарности. Это наш ответ нелюдям. Мы вместе.
Представитель Республики Северная Осетия – Алания в Ставропольском крае Алан Мисиков и тринадцать лет спустя после трагедии своего родного города не может говорить об этом спокойно. Да, он вырос в Беслане и окончил ту самую первую школу. И в сентябре 2004-го он находился там, в городе своего детства. А в школе в заложниках были его брат, его друзья, его учителя, их дети…

- Тогда мне казалось, что после этой трагедии мы будем жить в другой стране, где чиновники не будут брать взяток, что люди просто не смогут совершать преступления, что общество переродится…
…Таких радикальных перемен, конечно, не произошло. И все-таки с этой страшной беды начался некий поворот в общественном сознании, может быть, трагедия Беслана стала точкой отсчета нового времени, когда были сделаны первые шаги к объединению народа. В те дни по телевидению часто звучала великая песня «Священная война». Так вот «Вставай, страна огромная»  не в историческом аспекте воспринималась. А как обращение к нам, ныне живущим… К нам всем, у которых одна Родина. И ее врагов в одиночку  не одолеть. Только всей страной. А терроризм лучше — всем миром.

Алан Мисиков вспоминает, что после Беслана он и на Европу посмотрел словно другими глазами:
 

- Люди во Франции, Германии, даже в Америке, очень сопереживали.  А теперь  мы с ними сопереживаем:  тем, кто пострадал в терактах в Бельгии, во Франции, в Испании. К этому нельзя оставаться равнодушным. В этой войне против человечности люди должны объединяться — против терроризма, против невежества... Мы должны быть вместе...

Митинг завершился минутой молчания. Звучал метроном, а в небо подхваченные воздушными потоками стремительно поднимались белые воздушные шары. Сотни шаров. И сотни людей на площадке перед Дворцом культуры и спорта подняли вверх руки с повязанными красными ленточками — в знак того, что в  борьбе против терроризма мы вместе.

митинг солидарности, Беслан, дети, заложники, терроризм

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление