Мы — талантливы!

Лия Карапетян

Августовский педсовет

Ну вот и 1сентября «на носу». Детвора догуливает взахлеб последние денечки перед школой, и никому невдомек, что их педагоги сейчас интенсивно готовятся к новому учебному году. В Ставрополе, например, педконференция шла аж три дня. В этом «марафоне» приняли участие около 3 тысяч человек — ученые, педагоги-новаторы, мастера педагогического труда, молодые специалисты, родители, депутаты Ставропольской городской Думы. Они говорили на разные темы, но главной стало развитие системы поддержки талантливых детей.

Наш «актив»

Итоги большого разговора подвели вчера в Ставропольском Дворце детского творчества. Вывод однозначный: образовательный комплекс города имеет достаточный ресурс для развития талантов. Ставрополь имеет в своем «активе» 21 центр развития ребенка, два детских сада с приоритетным направлением, семь детсадов комбинированного вида, три начальных школы – детского сада, 10 лицеев, шесть гимназий, столько же школ с углубленным изучением отдельных предметов, две школы с углубленным изучением английского языка, кадетскую школу, Центр образования. Развита у нас и инфраструктура дополнительного образования, насчитывающая восемь учреждений дополнительного образования детей, 13 детско-юношеских спортивных школ, четыре музыкальных школы, школу искусств, хореографическую и художественную школы.

Материально-техническая поддержка образовательных учреждений города только за 6 месяцев 2010 года составила 24659223 рубля. Так что созданные условия позволяют решать проблемы работы с талантливыми детьми в системе непрерывного образования.

 

Детсады хвалили

Говорилось на педконференции и о дошкольном образовании, где талантам развиваться — самое время и место. К примеру, с 1 сентября 2009 учебного года в нашем городе открыто три группы кратковременного пребывания, и у этой формы работы есть перспективы развития. В МОУ СОШ № 18 открывается третий в городе класс предшкольной подготовки, да и в целом по городу ежегодно в 36 общеобразовательных учреждениях проходят предшкольную подготовку около 1,5 тысячи будущих первоклассников.

Но дошкольное образование надо и дальше развивать, вот почему город сейчас занят вопросом открытия семейных воспитательных групп в жилом комплексе «Олимпийский».

Достижениями дошколят похвалились: в этом году по итогам Всероссийского педагогического конкурса образовательных учреждений, работающих по программе «Развитие», за успешное освоение и внедрение программы в образовательную практику МДОУ в номинации «Развивающая среда» награждены МДОУ № 43, д/с № 58, в номинации «Развивающее занятие» — МДОУ № 43 и 77.

В детсадах города работают кружки, секции, студии, в которых занимаются 7347 воспитанников — это почти 80 процентов от общего количества детей, посещающих ДОУ. Кстати, о «цене» этого вопроса может красноречиво говорить и такой факт: в дошкольных образовательных учреждениях №№ 5, 9, 12, 20, 43, 58, 70, 73, 74, 78, 164 охват детей бесплатными дополнительными услугами даже превышает 80 процентов.

Школа прошла «тест на одаренность»

На большом городском педсовете уверенно прозвучало: ставропольские школы успешно проходят «тест на одаренность» — считай, с самого первого класса. Ежегодно в международном математическом конкурсе «Кенгуру», во Всероссийском конкурсе языкознания «Русский медвежонок», «Эрудит — марафон учащихся» (ЭМУ) принимают участие более 79 процентов учащихся начальной школы. Ежегодно проводится для них и городской интеллектуально-творческий турнир «Учись, твори, развивайся!». В 2010 году дипломом и кубком за первое место награждена команда учащихся МОУ гимназии № 9. А учащийся 4-го класса МОУ СОШ № 19 Дима Рыбачук занял II место в личном первенстве краевого этапа Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев.

Для детворы постарше приоритет другой: надо обеспечить школярам единство звеньев «школа — высшее образование — инновационная экономика». Что и делается: развивается сеть классов с особым режимом изучения тех или иных предметов. А вновь созданный МОУ лицей № 38 обеспечит подготовку учащихся 10 — 11-х классов на базе вузов по основным разделам школьной программы в области естественных и технических наук, позволит уже со школьной скамьи прививать ребятам интерес к инженерным наукам, научным исследованиям. Прибавьте к этому и то, что в лицее № 16 работают пять классов (с 1-го по 4-й класс) для детей с повышенными интеллектуальными способностями. И еще: в муниципальных общеобразовательных учреждениях №№ 11, 19, 21, 25 функционируют спортивные классы, в МОУ СОШ № 1 – архитектурный, в МОУ СОШ № 27 – военный, в кадетской школе – авиационный и общевойсковой классы, в МОУ СОШ № 29 – класс допрофессиональной подготовки.

Своеобразный «тест на одаренность» дети нашего города проходят на предметных олимпиадах — от школьного до всероссийского уровня. В 2010 году в краевом этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 193 учащихся. На заключительном туре Всероссийской олимпиады 2010 года город получил пять наград. Ежегодно лидерами в предметных олимпиадах являются учащиеся МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка, лицея № 14, гимназии № 25.

Ежегодно во всероссийских научных конференциях принимают участие более 150 учащихся города Ставрополя. В этом году диплом I степени получил В. Болбачан, ученик МОУ СОШ № 6, – на XIX Всероссийской научно-практической конференции одаренных школьников INTEL – династия – Авангард-2010. Диплом II степени привез Е. Чумаков, ученик МОУ лицея № 16, — с ХII Международной конференции научно-технических работ «Старт в науку». Лауреатами премии для поддержки талантливой молодежи, учрежденной Указом Президента Российской Федерации, стали более 90 учащихся и воспитанников образовательных учреждений нашего города.

И руководство города уделяет постоянное внимание работе с одаренными и талантливыми детьми. Для их поддержки и учреждена именная стипендия главы города Ставрополя. За четыре года стипендию получили 36 лучших учащихся образовательных учреждений города.

Названы и недостатки в работе с одаренными детьми: по меркам «Нашей новой школы» мы слишком медленно осваиваем дистанционные технологии…

 

Таланты растут и вне школы

Дополнительное образование — еще один «кладезь» талантов. Тут пальма первенства явно принадлежит Малой академии наук Дворца детского творчества г. Ставрополя, работающей с 1989 года при непосредственном участии Ставропольского государственного университета. В МАНе реализуется более 50 образовательных программ пяти направлений: научно-технического, эколого-биологиче-ского, социально-педагогического, естественно-научного, культурологического. Воспитанники МАН ежегодно представляют наш край на шести всероссийских и международных научных конференциях школьников в Москве, Обнинске, Королеве, Долгопрудном. Результатами стали многочисленные дипломы лауреатов, публикации в научных сборниках и различных печатных СМИ, поступление ребят в престижные российские вузы на льготных условиях.

В Центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск» учатся 3140 детей в возрасте от 5 до 18 лет по 14 образовательным программам; 279 из них — на бюджетной основе, 241 (из категории социально незащищенных) – на льготной основе.

Но критика прозвучала и в адрес дополнительного образования: педагоги признали — здесь есть очевидный перекос в художественно-эстетическую сторону. Дети поют, танцуют, лепят, занимаются в театральных студиях. Это замечательно. Но где кружки технического творчества? Где моделировать, программировать, паять, копаться в моторе?

На конференции было сказано и о том, что городу не хватает специализированных спортивных школ, обладающих мощной спортивной базой, современным инвентарем, особой квалификацией тренеров…

Городской педсовет принял резолюцию, где поставлены задачи на новый учебный год. Прошло и традиционное награждение лучших педагогов краевого центра.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление