Мы есть, мы люди, это - наша земля

Елена Павлова

Мы есть, мы люди, это - наша земля

В минувшую субботу в станице Наурской состоялось сразу два события, каждое из которых само по себе является знаковым, а их совмещение — символичным.

Память Наура

В приделе Наурского храма Рождества Христова стоит памятный камень: «Героическим терским казачкам, с Божьей помощью отстоявшим станицу Наурскую 23—24 июня 1774 года. От благодарных потомков.»

Тогда, 239 лет назад, казаки по сути выполняли функции нынешних погранвойск. Шла первая турецкая война, и Наурскую окружило восьмитысячное «интернациональное» воинство татар, кабардинцев и турок под предводительством калги из рода крымских султанов. И в те времена у неприятеля хорошо работала разведка. И он вряд ли рассчитывал встретить тут серьезное сопротивление, ибо был осведомлен, что строевые казаки еще не вернулись из похода, а в станице – только бабы, старики да дети, да еще небольшая легионная команда. Но начался штурм, и оказалось, что казачки мужниным воинским искусством владеют в полной мере. В течение двух суток они стойко держали оборону, отбивали атаки. А бабья смекалка в бою ой как пригодилась. На боевых позициях задымились котлы со щами. И когда противник в очередной раз попер на приступ, с оборонительного рубежа на головы наступавшим полилось крутое сдобренное жиром варево. Многих отмеченных такими неоружейными шрамами можно было встретить и через много лет. А казаки посмеивались при встрече с отмеченным: «А! Похоже ты наурских щей похлебал!»

…Прошло более двух веков, отгремели на этой многострадальной земле войны, давние и недавние. Последняя «чеченская» оставила на памятном камне пулевые отметины. Но каждый год нынешние казаки Терского войска съезжаются в Наурскую, чтобы поклониться памяти героических защитниц станицы.

— Это для нас войсковой праздник, — говорит атаман Терского войскового казачьего общества Сергей Клименко.

…История России щедра на такие даты, каждая из которых и день памяти, и День Победы – Победы, которую русские люди одерживали не благодаря, а вопреки… Просто сила духа и сила веры наших людей брали верх над численностью и вооруженностью не наших.

И так было во все времена. Вот и на нынешнем празднике для гостей пели «Наурские казачата» — ансамбль, которому, помнится, еще в 2004 году стоя аплодировали зрители фестиваля православной музыки, проходившего в храме Христа Спасителя. Они были поражены, что в станице, находящейся на территории тогда еще воюющей Чечни, русские дети поют православные и казачьи песни…

…Почтив память защитниц станицы, тут же, в Наурской, атаманы окружных и районных казачьих обществ собрались на совет, чтобы поговорить уже не о прошлом, а о настоящем и будущем Терского войска. Точнее – о ситуации, вылившейся чуть меньше месяца назад в сход казаков в городе Лермонтове и в обращение к Президенту России, принятому на этом сходе.

Чтобы госслужбу нести не декларативно

Сход, на который из Ставрополья и соседних республик съехались четыре тысячи казаков, и обращение к Владимиру Путину, как говорится, «наделали шороху» в медийном пространстве, и не только в нем.

Еще бы. От реестровых такого мало кто ожидал. Раньше, при бывшем атамане, в администрацию президента шли лишь парадные отчеты величиной с докторскую диссертацию о том, как плодотворно Терское казачье войско (официально – ТВКО) претворяет в жизнь положения Закона «О государственной службе российского казачества». Краеугольной проблемой, которую настоятельно проталкивали в умы руководителей края и простых граждан во времена генерала Бондарева его заместители и «добровольные помощники», всегда обозначалась только одна – недостаточность бюджетного финансирования.

Но вот в сентябре прошлого года во главе войска стал генерал Клименко, который парадных отчетов писать не захотел.

И оказалось, что проблем-то выше крыши. Начиная с того, что сам вышеназванный закон на данный момент, по словам атамана, декларативен, потому что под нормативно-правовую базу не подведена база экономическая. И по сути обращение к Владимиру Путину содержит ряд предложений, которые позволили бы Терскому войску самостоятельно зарабатывать средства и выполнять те функции, которые возложены на него государством.

Из обращения: «Нынешнее состояние ТВКО не подлежит никакой критике. Фактически Терское войсковое казачье общество с таким мощным человеческим потенциалом не имеет ни в собственности, ни в оперативном управлении ничего. Видя, как на наших глазах варварски приватизируются природные и иные государственные объекты, в частности минеральные источники КМВ, открытые и построенные не одним поколением потомственных казаков, Кизлярский коньячный завод, созданный теми же руками, федеральные земли, где исконно проживали и работали терские казаки, мы понимаем, что дальнейшее промедление для терского казачества смерти подобно».

Полный текст обращения из-за дефицита газетной площади я приводить не буду. Оно растиражировано в Интернете, есть и на сайте Терского войска. Казаки ставят вопрос о выделении помещения для штаба войска в Пятигорске, о создании казачьих центров в республиках, об определении для казачьих обществ квот на лов рыбы в Каспийском море и передаче в оперативное управление Терскому войску 100 тысяч гектаров земли из федерального фонда, о передаче в оперативное управление ТВКО ОАО «Кавминводкурортресурсы» и Кизлярского коньячного завода, а также — о перепрофилировании детского санатория, находящегося в ведении Минобороны, в кадетский казачий корпус.

Реакция последовала вполне ожидаемая (на предсказуемых информресурсах с не менее предсказуемыми подписями неких реестровых казаков, которые на самом деле в списках войска не значатся). Сергея Клименко и окружных атаманов, вносивших от лица своих казачьих обществ предложения, вошедшие в обращение к президенту, обвинили во всех смертных грехах – от крупных (покушения на федеральную собственность) до мелких бытовых (благо, профиль Кизлярского завода позволял обыгрывать соответствующую тему).

– Меня также обвиняют в том, что я на казаках решил сделать политическую карьеру, — с улыбкой добавляет Сергей Александрович. – Так, по моим сведениям, некоторые ответственные лица пытаются объяснить в администрации президента причину возникновения нашего обращения к главе государства и верховному главнокомандующему… Мол, не обращайте внимания, это всего лишь политические амбиции атамана Терского войска. Какие амбиции? Куда? У нас и выборов впереди нет никаких. Так что все их доводы — это обман, во-первых. А во-вторых, это может привести к очень большой беде… Идет передергивание, что мы требуем передать нам в собственность федеральные предприятия. Мы такого не требуем. Речь идет о передаче их в оперативное управление именно для того, чтобы эти объекты, которые уже попадали или находятся под угрозой приватизации, сохранить в федеральной собственности. Терское войско в составе десяти других казачьих войск учреждено Президентом России. Если предприятия, земли сельхозназначения будут в оперативном управлении организации, учрежденной главой государства, кто их тронет? В своем обращении к президенту мы предложили программу реализации закона о государственной службе казачества и Стратегии развития казачества. Если Терское войско нужно государству Российскому, то, будьте добры, дайте нам удочку, чтобы мы могли сами себя прокормить и в то же время выполнить те задачи, которые от нас требуются.

Чтобы спасти от приватизации

Мы есть, мы люди, это - наша земля

— Давайте обратимся непосредственно к объектам, обозначенным вами в обращении. Например, детский военный санаторий… Я понимаю, что проблема стоит очень остро. Ставрополье, пожалуй, единственный казачий регион, где нет своего кадетского казачьего корпуса… В Буденновске он только так называется, потому что там нет общежития и нет возможности обеспечить полный пансион. То есть это по сути кадетская школа. Года два назад делались заявления о том, что принято решение о строительстве кадетского корпуса в Кисловодске…

— Это не так. Точнее, решение принималось, потолковали об этом на всех уровнях. Строительство корпуса должно было начаться еще в прошлом году, потом его перенесли на 2016-й. Но я уверен, что нашей жизни не хватит, чтобы дождаться этого в городе Кисловодске. Да, собственно, может, и можно сэкономить государственные средства. Ведь есть прекрасное здание санатория на 450 мест, которое сейчас заполняется на 10 процентов. Просто у них изменилось бюджетное финансирование. Раньше детям военных в этот санаторий выдавались путевки бесплатно. А сейчас нужно платить. И, естественно, военные теперь уже не расхватывают эти путевки, они выбирают, куда им поехать с семьей… Я подчеркиваю, мы не просим нам этот санаторий передать. Мы предлагаем его перепрофилировать, оставив в ведении Минобороны. Мы предлагаем сформировать на его базе кадетский корпус, где будут учиться и наши казачата, и дети погибших военнослужащих.

— А почему в перечень ваших предложений попали «Кавминводкурортресурсы»?

— Это все наши источники. Сейчас это ОАО, то есть контрольный пакет находится у государства. Два года назад туда был поставлен новый руководитель. А потом было решено предприятие приватизировать. Первым шум поднял губернатор Ставропольского края, который заявил, что он не позволит приватизировать национальные богатства – источники. И действительно – мы это уже много раз проходили. После приватизации собственник будет жить где-нибудь на Канарских островах и оттуда управлять нашими ресурсами. Да и к нынешнему управлению возникает много вопросов. Например, почему стоимость услуг «Кавминводресурсов» возросла в три раза, а доходы при этом упали? Парадокс, особенно с учетом того, что количество отдыхающих только за год приросло на восемнадцать процентов…

– Теперь о земле… Тяжелейшая тема. Арбитражные суды тонут в исках по земельным вопросам. Ощущение, что нашей землей владеет кто угодно, а люди, которые выросли здесь, предки которых поколениями трудились на этой земле, годами бьются в судах чуть не за каждый гектар.

– Я пока не хочу называть цифры, кто у нас чем владеет. Мы же предлагаем передать в оперативное управление ТВКО 100 тысяч гектаров земель федерального фонда. Таких земель только в Ставропольском крае семь миллионов гектаров.

– Они находятся в чьем-то управлении или?..

– Они находятся в кадастровом реестре…

– Но они же, скорее всего, не пустуют…

– Мы уверены, что 80 процентов земель были распределены коррупционным путем. А все коррупционные схемы ломаются в три секунды…

Они несут госслужбу уже тем, что живут здесь

Так говорил о казаках, живущих в республиках, один из атаманов на сходе. Эти же слова в разговоре со мной повторил и атаман Терского войска.

Я связалась с атаманами обществ, несущих службу в Чечне и Дагестане.

— Если бы у нас была земля, — говорит атаман Терско-Сунженского казачьего общества Анатолий Черкашин, — мы бы получали какую-то прибыль и направляли ее на развитие нашего общества, как это делают казаки Воронцово-Александровского и Степновского районов Ставрополья. Они крепкие фермеры, и сами вкладываются, строят церкви, содержат казачьи классы, готовят к службе молодежь. Земля – это очень важно. Даже если она будет выделена нам не на территории республики, а в Ставропольском крае, все равно это – рабочие места. Казаки смогут работать на ней даже вахтовым методом… Но, — продолжает Анатолий Михайлович, — у нас хотя бы есть возможность трудоустроить молодежь. Наши казаки служат контрактниками в воинских частях, дислоцированных в Чечне. В Дагестане все еще сложнее.

— В Дагестане, — рассказывает атаман Кизлярского особого приграничного казачьего округа Николай Спирин, — казакам приходится не жить, а выживать. Нет исторически сложившихся рабочих мест. Почему в обращении к президенту появился пункт об установлении квот на лов рыбы? Потому что этой квоты нет ни у кого из казаков. А у нас большинство станиц Кизлярского и Тарумовского районов – на побережье. Там, кроме моря, зарабатывать нечем. А все бывшие рыбсовхозы и артели – тоже уже в чужих руках. И в результате люди вынуждены становиться правонарушителями (квоты не дают, а семьи кормить надо). И кого ни спроси, там все с судимостью – за этот самый несанкционированный лов. А это все – потомственные рыбаки, у которых деды и прадеды этим промыслом занимались… Приезжайте к нам, увидите, в каких лачужках они живут, как они на незаконном промысле «разжились»… То же самое можно сказать и о Кизлярском коньячном заводе, старейшем нашем предприятии, на котором новый глава Дагестана, по его собственному признанию, остановил «момент приватизации»… Создавали предприятие и трудились там наши предки – несколько поколений. Они же выращивали для производства специальные сорта винограда. У нас были уникальные виноградники. А сейчас все это утрачено, и сырье только привозное. Все это надо восстанавливать… Основным делом казаков в этих местах издавна были виноградарство, виноделие, рыбоводство и рыболовство. И только вернув людям возможность заниматься своим привычным делом, нормально жить и работать, здесь можно остановить отток русского населения…

— Все предложения, которые вошли в обращение к Президенту России, были приняты казаками на кругах районных и окружных обществ, — говорит атаман Терского войска Сергей Клименко. – Мы не требуем – мы предлагаем пути решения проблем на Северном Кавказе. Так называемые «программы поддержки казачества» и вливания из бюджета проблемы не решат. Мы что – убогие какие? Казаки не должны ходить с протянутой рукой. Мы хотим быть самодостаточными и являться надежным оплотом мира на Кавказе. И мы от этой позиции не отступим.

— Сложно…

— Самое сложное в жизни – принимать решение, — улыбается Сергей Александрович. – Мы решение приняли – что мы есть, мы – люди, что это – наша земля. Мы ничего не требуем чужого… Нам, живущим здесь, проблемы решать… Здесь моя родина, здесь я и в землю лягу, и мне не безразлично, как обо мне вспомнят потомки и что останется после нас детям и внукам… И большинство казаков думают так же…

… На совете атаманов в Наурской было принято решение ждать ответа из администрации президента до 10 июля. В этот день будет ровно месяц со дня отправки обращения казаков к главе государства. Генерал Клименко уверен, что ответ будет. Если нет — атаманы соберутся вновь, теперь уже на экстренный совет для принятия решения о дальнейших действиях. В любом случае продолжение, видимо, следует…

Елена ПАВЛОВА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление