«Мы - не Россия», или Мраки и бесы

Станислав Маслаков

«Мы - не Россия»,  или Мраки и бесы

В Краснодаре подходит к концу нашумевшая выставка Icons. Она прославила не лучшим образом и кубанскую столицу, и галериста Гельмана, и даже ставропольского епископа Кирилла, который по такому случаю нарушил правило, запрещающее вмешиваться в дела другой епархии, и выступил с гневным письмом в адрес губернатора Ткачёва. Раз уж служитель культа сподобился, то и городской газете нельзя было оставаться в стороне. И вот что мы там увидели...

Край пуганых галеристов

Краснодар встретил нас жарой, пробками и толпами народа. В противовес ему, краевой выставочный зал изобразительных искусств был прохладен и практически пуст. Ни тебе штурмующих казаков-хоругвеносцев (или хотя бы распространяющих листовки агитаторов), ни толп, жаждущих приобщиться к современному искусству. На входе скучал охранник, который смерил нас взглядом, но вежливо пропустил внутрь. Вообще охранники составляли самую многочисленную диаспору в зале - шесть человек. Впрочем, в контексте недавних событий это выглядело вполне логичным. Неадекватных радетелей веры или луддитов от искусства, как показали недавние события, хватает, и встречать их должен кто-то посуровее музейных хранительниц.

К слову, они представляли вторую по численности категорию населения. Женщины оказались добры и приветливы. Они охотно и откровенно отвечали на любые вопросы, разве что застенчиво просили имена не указывать. Лёгкое разочарование от того, что к ним ввалились очередные журналисты, рассеялось сразу же, как только они узнали, что мы из Ставрополя.

«Мы - не Россия»,  или Мраки и бесы

- Неужели даже до вас докатилось? - удивлялись они.

- Да вы на весь мир прогремели! - успокоили мы их. - Ещё заранее было известно, что готовится какой-то протест...

С этим они горячо согласились. Акция, сорвавшая открытие выставки, была спланирована, это очевидно всем, кто там присутствовал. Данные о количестве участников у всех разные. По оценкам «изнутри» выставочного зала, протестующих было несколько десятков, в то время как желающих посмотреть экспозицию - сотни.

- Было страшно?

«Мы - не Россия»,  или Мраки и бесы

- Нет! - единодушно замахали головами сотрудницы зала. - Чего нам бояться? Там же тоже люди. Да и полиция нас охраняла...

А вот в дирекции их оптимизма явно не разделяли. Долго пытались понять, кто мы и откуда, словно ожидая какой-то провокации. Убедившись, что мы безвредны, руководство выставочного зала потеряло к нам интерес - сказали, что ничем помочь не могут, на том общение и закончилось. Впрочем, обижаться на них в этой ситуации было бы глупо: после такой травли и на прохожих бросаться будешь, не то что на залётных журналистов.

Лирическое отступление

Марат Гельман сказал недавно на этот счёт, что впервые увидел в Краснодаре запуганного директора музея. Обычно эти люди составляют местную элиту и пользуются уважением. Но, видать, не понял галерист специфики нашего региона. У нас уважением пользуется сила и понт как суррогат этой силы. Заезжий хам на скребущей дорогу тонированной «Приоре» может забыть про все правила, давить людей и исторгать киловатты своей национальной идентичности, и никто ему не возразит. Равно как и вполне русский гопник с крестом наперевес, который Библию не читал, но за православие порвёт пасть любому; да и не только за него, а просто так - по природе своей. Или родственный ему самозванный воин, чья доблесть заключается в том, чтобы перегородить вход на выставку, орать пьяным голосом «Позор!» и «Мы не Россия!», вещать откровения о национально-религиозной принадлежности Гельмана и бить морду каждому, кто пытается пройти внутрь. Ну и конечно, поп (именно поп, называть этого хама в рясе священником я не буду из глубокого уважения к тем служителям веры, которые воплотили свои идеалы подвигом жизни, а не посредством слюноотделения) Алексий Касатиков, плюнувший в лицо галеристу, который по наивности вышел поговорить к протестующим.

«Мы - не Россия»,  или Мраки и бесы

О вкусах спорят!

Но вернёмся к выставке. В отличие от борцов за чистую веру и белую расу, которые сами не видели, но осуждают, мы не поленились проехать пару сотен километров, чтобы лично ознакомиться с экспозицией и понять, из-за чего весь сыр-бор. Благо, условия для осмотра, обсуждения и съёмки были у нас идеальные: пустые залы и полное вспоможение со стороны сотрудников.

Надо сказать, мнения нашей делегации разделились. Мы даже устроили небольшой искусствоведческий диспут на эту тему, который, впрочем, быстро сошёл на нет. Мы не профессионалы (будто бы выставки для них делаются), рассуждали больше в категориях «нравится - не нравится». Фотограф Николай Сорокин оказался как всегда немногословен: «Пусто! Раздули из ничего». Ярослав Распутин, на правах единственного, кто имеет хоть какое-то художественное образование, ушёл в рассуждения на малопонятные нам темы. А мне так вполне понравилось. Будучи единственным верующим человеком в нашей команде, я приятно удивился тому, как подчёркнуто вежливо, корректно, аккуратно обошлись авторы со столь хрупким материалом, как религия. Все работы разные, рябит в глазах от обилия стилей, но при этом ничто в принципе не могло вызвать возмущения у того, чья вера основывается на хотя бы единоразовом прочтении Библии (а лучше многократном и с карандашом), а не на прокисшем винегрете из суеверий и пропаганды.

«Мы - не Россия»,  или Мраки и бесы

Вот висящая в воздухе совокупность металлических прутьев, превращающаяся в трёхмерную «Троицу». Вот огромное облако тегов, состоящее из имён и эпитетов Бога. Вот триптих в стиле гиперреализма: «Адам», «Андрей Рублёв», «Иисус» - на лицах видна каждая пора, каждый шрам. А вот огромное полотно с плачущими дщерями иерусалимскими. А там - непонятное нагромождение геометрических фигур - художник так видит. Никто не оскверняет святыни, не рубит иконы, не призывает диавола, не глумится и не кощунствует. Разные творцы ищут свои, опять же, разные пути к Богу или же просто хотят порассуждать на эту тему. Имеют они на это право? Да. Имеют право другие люди, разделяющие или не разделяющие их взгляды, прийти и посмотреть?..

Многим, к слову, понравилось. Нам показали книгу отзывов - в основном благодарности и восторги, хотя есть и пара резко негативных комментариев. Это нормально. Тема сложная, художники разные, искусство - вообще штука спорная. Но вести диспуты о прекрасном - это удел высоколобых очкариков, у «протестантов» были куда более простые и веские аргументы. Их вера и помыслы чисты как свежеоштукатуренная стена типового храма шаговой доступности - какая уж полемичность?

Что теперь?

Впрочем, выиграли от этой ситуации, похоже, все. Даже Гельман, с учётом стресса, порции чужих бактерий и разбитого айфона, снискал славу апостола всего нового и жертвы провинциального мракобесия. Выставочный зал, стараниями полиции не получивший повреждений, прославился и получил дополнительное количество посетителей, пришедших просто из любопытства. А лево-право-патриотическая оппозиция - уникальный опыт совместных действий.

Эта акция вообще во многом уникальна. Впервые объединились коммунисты, ЛДПР, хоругвеносцы, националисты (православные и языческие), казаки, а едва ли не главным организатором выступила местная ячейка движения «Суть времени», которое трудно назвать фундаменталистским и регрессивным. Что их всех объединило? Инфернальная личность антихриста Гельмана? На эту роль он не тянет даже с учётом всего того, к чему апеллируют «протестанты». Ненависть ко всему новому, свойственная тем же казакам или националистам-язычникам, явно не свойственна коммунистам, особенно из «Сути времени».

Как бы то ни было, все стороны конфликта получили уникальный опыт. Выставка закроется через несколько дней, и на этом эпопея с Гельманом в Краснодаре, скорее всего, закончится. Не в интересах местному губернатору Ткачёву (который, собственно, и пригласил Гельмана, озаботившись культурным прозябанием в своей волости) ссориться с казаками ради одного одиозного деятеля искусства. Но что будет дальше? Останется кубанская столица городом, где из современного одни лишь кинотеатры и мегамоллы? Найдёт ли современное искусство себе дорогу, и если да, то какое и под чьим протекторатом? Хорошо бы чтобы столь разношёрстные противники Гельмана дали внятный ответ на эти вопросы. Организовали свои выставки, где были бы не очередные репродукции достижений средневековья, а нечто по-настоящему новое, прогрессивное и идущее впереди планеты всей. Тем же коммунистам в своё время это вполне удавалось, правда, недолго.

В любом случае, будь и сама эта выставка, и протест против неё провокацией или борьбой за новое искусство, своё дело она сделала. Краснодарцы ищут свой путь и, может, впервые за долгое время всем городом задумались о высоком.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Раздвоение личности у автора достигло такой степени, что пора ввести кроме Маслакова и Распутина, еще и женскую ипостась автора, какую-нибудь Брониславу Мудакову, которая бы ничтоже сумняшеся размазывала первые две аватары автора, по вестибюлю местной душевнолечебницы. Мраки и бесы jamas sera vencido!
Неизвестный
Я вот может не так разбираюсь в психологии или тут уже психопатии,как Слава,но по мне так статья отлично написана.уважаю людей,которые реально смотрят на окружающую нас действительность и могут выразить свой взгляд, так сказать, на бумаге.нравится слог автора,пропитанный неплохим таким сарказмом в нужных местах.чего стоит фраза о "скребущей дорогу тонированной «Приоре»"...
Неизвестный
Я начинаю думать, что все эта история с хоругвеносными истерическими казаками, плюющими ядовитой слюной в айфон Гельмана, - часть большой пиар-акции по продвижению выставки. Но нифига не сработало. Журналисты из Ставрополя поехали, а краснодарец не пошел. Или пошел чисто из-за шухера. Очень говорящие пустые залы. Очень. гельман никому не нужен, кроме истерических хоругвеносцев. И это, в общем, адекватная оценка его "творчества".
Неизвестный
О чём свидетельствуют пустые залы выставки? О том, что правы были не Гельман и Ткачёв, а «коммунисты, ЛДПР, хоругвеносцы, националисты (православные и языческие), казаки», которые протестовали активно, равно как и все остальные жители Краснодара, которые тихо проигнорировали выставку. Вряд ли в Краснодарских мегамоллах народу было больше. А что, наша делегация не договорилась о такой же выставке в Ставрополе? Так хочется посмотреть на «совокупность металлических прутьев», «огромное облако тегов», «непонятное нагромождение геометрических фигур».
Неизвестный
Простите, не уловил, а сам то автор выставки кто по вероисповеданию? Если атеист, то его работы - пусть для большинства деформированный, но, всё-таки его частный взгляд на тему. А если автор православный, то, как мне кажется, здесь больше вопросов к его духовнику, благодаря проповедям которого именно такое у человека сложилось представление о теме. Хотелось бы на выставку посмотреть конечно, любопытно... Да, чуть не забыл. А вот все те, кто недоволен, сами то живут по Евангелию? Тут сам собой вспоминается библейский сюжет, когда Спаситель предлагал тому, кто без греха, первому бросить камень... А ей сказал - иди и больше не греши... И всё. Вот как сам Господь отреагировал на грех (а по выставке я не понял есть в этом грех, или его нет, надо смотреть),а мы сразу съесть человека бросаемся... Апостол Павел вообще гонителем веры и верующих был, а стал то преданнейшим слугой Творца нашего, как бы его не называли люди: Бог,Эллоахим,Всевышний (как и небо для одних небо, а для других-скай; но небо то не перестаёт от того, что оно для других скай, быть небом)... А Господь Павла (Саула) не наказывал, а просто спросил:почто гониши Меня? А мы - сразу за дубину... Но есть ли в этой выставке гонение или хула? Может это интерпретация на библейскую тему совершенно свободного, не воцерковлённого пока человека? Он же не карикатуры на Христа написал? Как Вы думаете?
Неизвестный
Автор - баптист
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Кто ж такого недоумка возьмет в шпионы? Ума то на дискуссию не хватает - вот и плюется желчью.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Был бы неинтересный текст, не писали бы комментарии. Кепесов сам мудак с косметичкой и повернутыми мозгами.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Станислав! очень не хотелось ругаться, но-достал. Прежде чем, извини, гавкать на священника и на казаков, ты можешь конкретно сказать-что в своей жизни сделал полезного? Не для себя,для людей! Кому-то помог, кого-то спас от наркотиков? Я хорошо знаю этого священника, он сделал столько добра, что тебе, гавкучему, и не снилось! Вопрос к ставропольским казакам-а вы-то что смотрите?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Последний комментарий замечателен сам по себе. Настолько, что заслуживает особого внимания. Если у кого-то возниают вопросы о том, почему мы так живём, то достаточно перечитать реплику Андрея, и всё сразу станет понятно. Так вот. Первое. Меряться достижениями с кем бы то ни было не намерен. Перед Богом все равны. Но лично знаю достаточное количество священнослужителей, которые сделали явно не меньше и при этом не позволяют себе хамства. Второе. Хамство - это всегда плохо, и оно ничем не оправдывается. Никакими прочими заслугами. Это безусловное зло, с которым надо всемерно бороться и которое нельзя терпеть ни при каких обстоятельствах. Третье. Вы тоже хам (к слову, мы лично не знакому, чтобы переходить на "ты") и себе подобных защищаете. Четвёртое. Ваш комментарий - пустой "наезд". Где критика по существу вопроса? Где конкретные предложения? Нет, сударь, "гавкаете" как раз вы. И тем самым дискредитируете позицию в том числе и защищаемого вами хама в рясе. Спасибо что укрепили меня в моих взглядах.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Ответ достойный. А вы, Андрей, я извиняюсь, подстрекаете казаков побить что ли автора? Ну это уж совсем не по-мужски. Напишите же что-нибудь по существу, обозначьте наличие извилин в мозгу. К погромам призывать значительно проще.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А вот и наказание хаму: "— На Алексия Касатикова было наложено церковное прещение с учетом обстоятельств, в которых произошел инцидент, - сообщил "Югополис" руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Екатеринодарской и Кубанской епархии отец Трифон. — Прещение - это мера дисциплинарного наказания, используемая в православной церкви. Отец Алексий остался настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», но по решению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора он исключен из состава епархиального суда, куда был избран в конце прошлого года." Полный текст новости тут: www.yugopolis.ru/news/social/2012/06/06/35744/vystavki-rpc-skandaly-marat-gelman
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Мне вот еще такой вопрос интересен. Эта реакция была связана с тем, что выставка имеет религиозный стержень или нет? Может, такая реакция была бы на любое проявление всего современного и любого искусства (ну, кроме супермаркетов, пабов и др..). А, нет, дурья моя бошка. Как я мог забыть тот факт (новость)? К современному искусству отношение крайне позитивное. Хотя дело, на мой взгляд, не в Гельмане (к нему можно относиться как угодно), не в том, что часть этих людей даже и не видела (что хорошо, потому как одни бы могли начать думать, а другие совсем бы уверились в том, что это от лукавого (да, к слову, Станислав, Диавол пишется с заглавной буквы = ) )), а в каком-то тотальном неприятии и не восприятии чего то того, что хоть на йоту отличается от вдолбленного/навязанного/вложенного/переданного — все. Это плохо и неправильно априори, а разбираться в этом не надо. И так ведь все понятно. И еще момент. 15 мая у всей этой толпы было свободное врямя, чтоб пойти туда. Мне это напоминает митинги в Москве. У народа столько времени видимо, что я завистью (опять) обрастаю. А вот плеваться — не очень культурно. И гигиена страдает. Вот странно, девушка, ну, не знаю.. с татуировкой в половину спины — распутная девка и ваааще, а харкнуть в лицо интеллигенту — это защитить нравственность. Быдыддыщь (мозг взорвался). Хотя ничего удивительного. Ведь надо нанести свою правильную позицию. Показать все заботу о душах (или о чем там еще?). Борьба методами самой интервенции... Ну, художник кладет мазок кистью на холст. Вот и тут мазок. Ну пусть и не художник. Ну пусть и не на холст. Ну пусть и не самого художника, а на галериста. Но ведь с душой-то, а? И комментарий Марата Гельмана: «Евангельский текст и икона актуальны сегодня. Но из-за растиражированности они потеряли красоту. Цель ICONS — сделать так, ?чтобы люди увидели их красоту, увидели, что это не сказка, это сегодняшняя история. Какие-то православные мракобесы разгромили выставку, или наоборот панки ворвались в храм. И начинается обсуждение конфликта художников и церкви. Мы хотим создать площадку, на которой обсуждение отношений будет проходить в комфортных условиях. Выставка может изменить ситуацию в стране. Потому что это не проблема Краснодара, это проблема страны.?» Вот как-то так Очень порадовала дама на фото с транспарантом о недопущении унижения русской и православной веры в майке КПРФ. Поставлю ка я ее себе на аватару. Отдельно хочется пожать мужественную руку Славе Кепесову. Пожать и посоветовать курить мануалы по троллингу (хорошо, к слову, что живут тролли на сайте. В Исландии, например, есть комитет при правительстве по обсуждению вопросов троллей и эльфов. А в Исландии живут люди хорошо. Соответственно и мой идиотский вывод в том, что тролли — это хорошо) http://maratguelman.livejournal.com/2746488.html http://mnenia.ru/rubric/culture/kazache-voysko-protiv-marata-gelmana/
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Третий нужен?))) Молодцы, ребята! Пишите и не обращайте ни на кого внимания. Пока еще можно.
1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов