Мы все артисты одного театра под названием «Жизнь»

Василий Скакун

Мы все артисты одного театра под названием «Жизнь»

Если бы хоть кто-то из нас сумел как бы в щелочку и вроде чужими глазами посмотреть на все происходящее в мире, то он, этот зритель, непременно оценил бы всю нашу деятельность, состоящую из суеты, противостояний, грабежа и убийств, как некие действия в театре. И как ни странно это, на самом деле так и есть.

Но вот что удивительно, мы являемся не только артистами театра жизни, но и оказывается, что сами готовим себе декорации, костюмы и прочую атрибутику, то есть условия театральной деятельности. И затем, выходя на подмостки, играем в ней тот или иной спектакль (любим, ненавидим, страдаем), в зависимости от сценария, который писали собственноручно. Вернее, мы играем не переставая, и во время подготовки декораций в том числе. Пожалуй, можно высказаться еще вернее, что зачастую мы, вместо того чтобы оттачивать мастерство своих ролей, вынуждены большую часть отведенного времени заниматься переделкой декораций, почему-то решив, что они важней и должны выглядеть солиднее и внушительнее, чем все то, что должно происходить на сцене. Кроме того, мы все время занимаемся костюмами (а кто еще?), ибо нам не все равно, во что мы, артисты, одеты и в чем нам предстоит выступать, пытаясь иметь все время новые для ежедневных сцен. А также все то, что сопутствует нашему имиджу: украшения, часы, сумки, шляпы, зонты, портмоне, сотовые телефоны, достойные нашей атрибутики, не говоря уже о марке машины. Так, достойный антураж нужен и семье: детям, мужу, родственникам (ближним и дальним). И так далее, и тому подобное, и вся жизнь в поисках все более престижного антуража, чтоб не просто выглядеть не хуже других, но чтоб и другие могли с блеском зависти в глазах посмотреть на нас. Но вот в чем нерешаемость проблемы – чем больше всякого и разного имеем, тем более явно чувствуем его недостаток везде и во всем.
И получается так, что декорации (дома, машины, украшения) и все, что связано с ними, занимают все силы, все время и все устремления человека, того самого артиста. А когда же выходить на сцену, чтобы играть свою роль – роль человека, – времени не остается. И оказывается, что основная часть народу приняла все эти подготовительные действия за явь жизни. И в этой связи весь внутренний напор, все устремления, мечты и пожелания застряли на этом уровне, так и не дав раскрыться истине человеческой сути – кто же ты таков на самом деле, человек, чего стоишь, кем хочешь быть и как воплощаешь все свои внутренние устремления.
Но точно так же, как и в любом театре, нас, зрителей, привлекает честная игра артистов, то есть с такой полной отдачей, чтобы находящиеся в зале забыли, что они в театре, чтобы они ощутили суть той жизни, которую нам и предлагают к просмотру, такие же требования предъявляют и нам, самодеятельным артистам.

Почему Театр на Таганке семидесятых годов манил людей, провоцируя их ночи напролет проводить в ожидании возможности приобрести заветный билет. И это не только потому, что спектакли ставил Юрий Любимов и рвал душу в клочья Владимир Высоцкий. Нет, потому что там показывали жизнь в ее истинном облике, с ее подводными камнями, которые невидимы нам в обычной жизни, показывали причины жизненных неудач и тех недоразумений, которые и являются следствиями скрытых ошибок внутри, потому что играли, как в последний раз.
Ведь недаром говорится, что мы можем жить абсолютно искренне только в том случае, если можем себе представить, что завтра для нас уже не будет, и что сегодня надо сделать самые важные дела в своей жизни. Быть может, потому от нас и скрыт завтрашний день, чтобы мы научились жить только сегодня, только здесь и сейчас. Мы же все время стараемся загадывать себе будущее тем, что пытаемся улучшить декорации сегодняшнего дня.
А по-настоящему жизнь сегодня – это постоянное общение с людьми, с которыми мы встречаемся на работе, улице, в транспорте, магазинах. Мы не можем жить в изоляции, мы созданы для жизни в обществе, уровни этого общения и составляют основу самой жизни. Качественность этого общения – это и есть основной показатель нашего понимания собственной роли в жизни общества.
Однако вернемся к нашему театру жизни – чего же в нем не хватает, чтобы спектакли были притягательными и удовлетворяющими запросы зрителей и самих артистов? В этой игре не хватает искренности и чистоты. Представьте, как бы мы все плевались после выхода из театра, если бы нам сцену за сценой показывали только способности одних людей обманывать других. Это то, что нам ежедневно предлагает телевидение практически на всех каналах, а потом недоуменно вопрошаем, почему растет в стране преступность. (Жаль, что не пишут энциклопедию для ворья и жулья.) Так вот какие у нас спектакли: декорации – блеск, костюмы шикарные, а игра артистов - сплошной обман. Мы все живем, хитря и постоянно держа обман на прицеле своего жизненного мушкета, и в конце концов так и не понимаем, а почему все, к чему хотелось бы стремиться, осталось недостижимым в розовом тумане уходящих лет, почему? Да потому, что побороть общее зло жизни можно только одним средством – нравственным усовершенствованием своей жизни. Еще Эммануил Кант был солидарен с нами: «Мы живем в эпоху дисциплины, культуры и цивилизации, но далеко еще не в эпоху морали. При настоящем состоянии людей можно сказать, что счастье государств растет вместе с несчастьем людей. И еще вопрос: не счастливы ли мы были бы в первобытном состоянии, когда у нас не было этой культуры, чем в нашем настоящем состоянии? Ибо как можно сделать людей счастливыми, когда их не делают нравственными и мудрыми».

Так все-таки, что есть наша жизнь со всеми ее неуря-
дицами, спорами, смутой, что это – театр драмы, абсурда или комедии?
Всё зависит от того, какой сценарий каждый из нас выберет для своей жизни. Ведь нет ни одного бомжа, которого насильно загоняли бы в трущобы. Все воры сели на нары добровольно, и прокуроры тут ни при чём. А так же все остальные, находящиеся на разных этажах социальной лестницы, самостоятельно выбрали для себя именно такой способ существования. Все играют свои роли, а некоторые - чужие, кто сумел купить себе кресло в нужном кабинете. Но прелесть жизни заключается в том, что каждый, кого не устраивает его роль, может безоговорочно вначале переписать себе сценарий, а затем с помощью силы воли (через труд и упорство) достичь желаемого результата. Примеров масса — ведь сумел нынешний президент Украины из, казалось бы, безнадёжного человека с двумя судимостями, преодолев все тяготы и лишения, добраться до высшей ступени в иерархии власти.
Поэтому не вешай нос, и если ты тоже хочешь в президенты, то совсем не обязательно садиться за решетку, пиши сценарий новой жизни и дерзай, но, пожалуйста, делай все чистыми руками.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов