На что щука в реке?

Тамара Коркина

В субботу прошла 41-я общегородская конференция садоводов. Впервые за свою журналистскую жизнь я остро пожалела о том, что села в первый ряд. Драка приключилась такая, что пришлось подбирать под стул ноги и прикрывать лицо, чтобы никто не снес очки. Но обо всем - по порядку.

Неспокойный зал
Первые же минуты конференции показали, что в зале - две группировки. Сначала долго спорили, скандально выбирали президиум. Потом в него ворвалась женщина из зала, решительно захватившая управление конференцией. Молчком со своим стулом поднялся на сцену мужчина. Зал, где было 144 председателя садоводческих товариществ, гудел, взрывался женскими визгами.
Наконец председатель совета Союза садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Ставрополя Елена Анищенко получила микрофон. Она говорила о проблемах, о том, что многие товарищества распались из-за того, что не смогли преодолеть их. Сейчас развиваются общества, расположенные ближе к городу. Причем многие из них стали элитными дачными поселками с развитой инфраструктурой. Полная противоположность им - отдаленные товарищества без подъездных дорог, без поливной воды. Разница между ними разительная.

Новый порядок
Многие свидетели того, как упорно Василий Федоров, десять лет бывший председателем совета Союза, добивался финансовой поддержки садоводческих товариществ. Он везде говорил о том, что «дачный» закон обязывает власть оказывать содействие в развитии садоводства и огородничества, приводил примеры, как тысячи малоимущих горожан выживают только благодаря своим соткам.
Несколько лет назад такая финансовая поддержка пошла. Она направлялась на расчетный счет Союза садоводов и распределялась между садоводческими товариществами по их заявкам в порядке очередности. Это были «мизерные суммы», прозвучало в докладе, но садоводы были рады и им.
В 2008 году были выделены невиданные доселе деньги - 5 миллионов рублей. Все приободрились, стали строить планы на ремонт дорог, электролиний, поливных водопроводов и так далее.
Большие деньги требуют большого учета. Может, именно поэтому администрация города известила садоводов о том, что отныне порядок финансирования будет изменен. Теперь он пре-дусматривает софинансирование самих садоводов в размере 50 процентов. Вводилась процедура конкурсного отбора. Особо оговаривалось, что помощь будет оказываться только садоводческим товариществам со статусом юридического лица.

Аргументы «против»
Совет был против таких условий, просил оставить прежнюю проверенную схему предоставления товариществам финансовой поддержки. «Не было учтено, что в садоводческих товариществах
нет квалифицированных бухгал-теров, что учет ведется по упрощенной схеме. Нас обязывали иметь расчетный счет в банках, хотя Федеральный закон 66 гласит, что это не обязательно. Открытие счета в банке, перерегистрация в дачное некоммерческое товарищество - это дополнительные расходы, которые не по силам многим садоводческим товариществам. К тому же уже есть расчетный счет Союза садоводов в Сбербанке, который, как и прежде, можно было использовать в интересах товариществ», - говорилось в докладе.
И утверждение, что отныне можно финансировать только юридические лица, по мнению совета Союза, было неправомерным. Ведь по законодательству инфраструктура садоводческих товариществ не является собственностью юридического лица, это совместная собственность членов товарищества.

А беднота осталась ни с чем
Бывалые дачники твердили везде, что распределение средств коллективно, советом Союза, более контролируемо, прозрачно и справедливо. Их доводы силы не возымели.
К этой поре избранная на конференции председателем совета Союза Елена Анищенко ушла в декретный отпуск. Руководство Союзом перешло к ее заместителю - Валентину Хачатурову. Сыр-бор из-за него и разгорелся. Как прозвучало на конференции, он стал решать вопросы финансовой помощи келейно, в обход членов совета Союза.
В итоге деньги получили только 16 садоводческих товариществ, которые участвовали в конкурсном отборе, имели на расчетном счете деньги и представили сметы на работы. Ясно, что все это смогли проделать более-менее зажиточные товарищества. А беднота, среди которых бюджетники, пенсионеры, снова осталась ни с чем. Это ли преследовали депутаты гордумы, руководители администрации, когда выделяли средства на поддержку дачного движения?
В городе 180 садоводческих товариществ, практически деньги проплыли мимо большинства из них. Все это и породило то настроение, тот антагонизм, который и выплеснулся на субботнем собрании.
Конференция буквально ополчилась против временно возглавлявшего совет Союза Валентина Хачатурова и его сподвижника Василия Демина, председателя товарищества «Мелиоратор-3».

Куда пошли деньги?
Тут я хочу исправить неточность, допущенную мной в статье «Что вызревает в дачных товариществах?», опубликованную в «Вечернем Ставрополе» 13 марта. Во фразе «Вполне обустроенный «Мелиоратор» получил около 700 тысяч рублей, небедная «Нива»- миллион рублей» я потеряла цифру «3». Около 700 тысяч получил «Мелиоратор-3», возглавляемый Василием Деминым. А председатель «Нивы» Валентин Хачатуров, потребовавший от редакции опровержения в том, что его товарищество получило 1 миллион рублей, оказался-таки не прав. Как прозвучало на конференции, 1 миллион все же был «Нивой» получен, а куда он делся - до сих пор точно никто не знает. Это дела 2006 года. В 2008 году «Мелиоратор-3» снова получил 283 тысячи рублей.
Конференция практически единогласно, с одним-тремя голосами «против», вывела из состава совета Союза городских садоводов Валентина Хачатурова и Василия Демина. Быть бы им еще и побитыми, если бы не женщины, самоотверженно бросавшиеся разнимать дерущихся. За что вывели? За то, что принимали единоличные решения, «работали на себя», игнорировали совет Союза и интересы большинства дачников, особенно малоимущих.
Как тут не вспомнить, что на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Психология рынка ведь абсолютно «щучья». Стоит появиться недоговоренности, шероховатости в законе, постановлении, как сразу же находятся те, кто узкую лазейку расширит до своих габаритов и уютно в ней устроится. Так получилось и с финансовой поддержкой дачников.
И еще невозможно не замечать той агрессии, того отчаяния, которые сейчас все больше и больше охватывают людей. И этот крик в зале - он не только от дачных проблем, но и от всей повседневной жизни, в которой люди все больше и больше чувствуют себя загнанными в ловушку. Или в тупик.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление