На чужой земле

Никита Пешков

Уже утих скандал, разгоревшийся зимой в  лентах социальных сетей и СМИ после того, как единственную дорогу к дому многодетной семьи Черновых кто-то своевольно перекрывал бетонным блоком. Несмотря на то, что проезд к их жилищу сейчас открыт, конфликт не исчерпан. Земля под домом Черновым не принадлежит, да и остается актуальным вопрос: как в частном владении могла оказаться территория со стоящим на ней чужим имуществом, да ещё и по ценам рождественских распродаж?

Трудно назвать дорогой размытый и раскатанный автомобилями слой грязи, который пролегает на несколько сотен метров от ближайшего асфальта до маленького домика по адресу: Селекционная станция, 8, кв. 25. Машины тут ходят часто, не только к Черновым, но и к дачным кооперативам, которые находятся дальше. Но земля под этой дорогой, да и под домом Черновых, и еще десятки квадратных километров вокруг принадлежат частной фирме.

Неясно, до какого времени этот факт оставался бы неизвестным, но вскрылось все достаточно странным образом.

Однажды ту самую единственную дорогу к дому Черновых и дачам перегородили бетонные блоки. Именно таким образом неожиданный законный владелец земли заявил свои права.

- Я купил, у меня право собственности! Я буду делать, что мне надо, - сказал приехавший на место представитель фирмы «Став-Стар», которая владеет землей. На место конфликта он прибыл почти одновременно с полицией, которая пыталась разобраться, кто прав.

Блоки в итоги убрали (отодвинули с дороги – так и лежат на обочине), а неуверенность в завтрашнем дне у Черновых осталась. Как получилось, что купленный ими дом стоит на чужой земле?..

Когда сделка совершалась, они думали, что все нормально, прошлый владелец брал выписки, в которых говорилось, что права на землю нигде не зарегистрированы, - рассказывает представитель Черновых Иван Воронцов. - Для меня как для юриста такая сделка была бы совершенно прозрачной.

К слову, в том, что в выписках и справках земля под домом Черновых не принадлежит никому, по всей видимости, нет ничего криминального. Дело в том, что их трехкомнатному дому присвоен адрес: Селекционная станция, 8, кв. 25. А в нескольких сотнях метров стоит дом: Селекционная станция, 8, и в этом доме — квартиры с первой по двадцать четвертую. Как так получилось, уже поздно разбираться. То ли это была чья-то лень, помешавшая присвоить отдельному дому самостоятельный адрес, то ли это было сделано по какой-то особой логике. Только когда прошлый владелец дома перед продажей недвижности семье Черновых собирал справки, в Регистрационной палате ему смогли выдать документ, подтверждающий, что земля под домом по этому адресу никому не принадлежит. А уж какое из строений по адресу: Селекционная станция, 8, имелось в виду, не понятно — могли ошибиться.

– Журналисты интересуются, как можно было купить дом на земле, которая находится в собственности. Очень просто. Дом состоит из одной квартиры. Когда совершается сделка по квартире, вопрос по земле не встает в Регистрационной палате, - говорит Иван. 

В истории дома тоже нет ничего подозрительного. Он признан жилым в 1996 году. Раньше это было помещение опытно-селекционной станции. Потом эту часть постройки через администрацию города сделали жилой, присвоили адрес. С 1997 года у дома сменилось два собственника, после чего его купила семья Черновых. Копили на дом долго, так как ипотеку взять не могли. Собирались вскоре приватизировать землю, теперь же рискуют остаться и без земли, и без дома.

Иван Воронцов показывает владения фирмы «Став-Стар». С одной стороны это огромное поле, с другой — бывшие строения селекционной станции, где раньше культивировали новые сорта кукурузы. Теперь там — только развалины и мусор. Целые только газораспределительный пункт и трансформаторная станция, которые питают стоящие рядом жилые дома. Как эти объекты оказались на частной земле – тоже неясно. 

- Этот тротуар значится как территория фирмы «Став-Стар», - Иван показывает карту, где обведены огромные владения. - И получается - дорога, ведущая к дому Черновых, по идее, должна быть городским имуществом. А ещё эти три строения, которые, в отличие от остальных, также не являются собственностью фирмы. 

Назвать это строениями трудно. Стены, местами провалившиеся крыши и горы хлама. На территории разбросан мусор и кости крупного рогатого скота.

- Тут через дорогу люди живут, дети гуляют. Раньше воняло жутко — кто-то, видно, какие-то отходы мясного производства сбрасывал, — проводит экскурсию Иван. - Люди жаловались, и даже было вынесено постановление эту свалку разобрать. Вместо этого мусор был просто сожжен. 

Одно из строений действительно несет следы большого огня. Судя по обугленным балкам того, что было когда-то крышей, пожар поднимался на несколько метров. То, что он не перекинулся на камыш, растущий рядом, а потом и на соседние дома — чудо. 

Теперь мусор массово никто вроде не свозит, хотя недавно там появилась новая куча битого стекла.

С другой стороны владений — такая же пустота и разруха. Рядом с конечной остановкой маршрутных такси стоит четырехэтажное здание. Окна давно выбиты, дверей нет. Внутри — протекающие до первого этажа полы. Кажется, что из жителей в здании остались только собака с маленькими щенками да птицы, от которых на полу немыслимое количество перьев, но Иван обходит здание вокруг и показывает на запертую железную дверь. Окна в помещении более-менее целы, стоят решетки. К одной прицеплено зеркало, повернутое в сторону двери. Явно чтобы смотреть, кто пришел. На стук никто не реагирует. Кто еще живет на земле «Став-Стара» - неизвестно. 

- К нам, по крайней мере, никто не обращался, - сказал юрист. 

Для чего фирме «Став-Стар» такой огромный кусок земли — тайна за семью печатями: руководство не выходит на связь и не комментирует ситуацию. Звонки на телефоны, которые указаны в интернете, остаются без ответа. Адрес фирмы также не соответствует действительности. 

«Став-Стар» арендовал землю с 2007 года, а чуть раньше Черновых, в 2012-м, фирма её выкупила. Издание «Ставгород» постаралось проследить цепочку владения землей. 

В 2005 году участок принадлежал городу, а владел им на праве оперативного управления НИИ кукурузы. В конце года в Ставрополе состоялись торги по продаже имущества, принадлежащего ГНУ Ставропольской опытной станции ВНИИ кукурузы на праве оперативного управления. 

– Сразу возникает вопрос: почему имущество РФ продает организация, которая только им управляет? – задаются вопросом журналисты.

Сделкой заинтересовались и в прокуратуре, но по другому поводу. При продаже этой земли фирме «Став-Стар» государство потеряло около 35 миллионов рублей из-за снижения стоимости за квадратный метр с 1131,26 рубля (назначение – «прочие земли поселения») до 5,42 рубля за м2 (с назначением – «земли сельскохозяйственного использования») – то есть в двести раз.

«Проверкой установлено, что инженер отдела обработки информации № 2 ФГУ «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю Е. при составлении акта определения кадастровой стоимости земельных участков изменила удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка площадью 209069 кв. м, расположенного по ул. Селекционной <…>, занизив стоимость указанного участка на 35 306 736, 44 рубля. В последующем указанный земельный участок был оформлен в собственность ООО «Став-Стар» по заведомо заниженной выкупной цене, что в свою очередь повлекло причинение особо крупного ущерба Российской Федерации», - говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Октябрьского района.

По итогам проверки в отношении должностного лица Кадастровой палаты возбудили уголовное дело. Если точнее, по закону теперь собираются преследовать инженера отдела обработки информации № 2 ФГУ «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю. Ей (судя по пресс-релизу, это женщина) может грозить до четырех лет лишения свободы за превышение должностных полномочий. С чего вдруг рядовой сотрудник Кадастровой палаты ни с того ни с сего решил снизить в разы стоимость земли, не говорится. Также не разъясняется, были ли замешаны в деле руководители палаты или покупатели, неплохо сэкономившие на сделке. 

Но следствие ещё идет, и выводы делать рано.

Хотя, по мнению семьи Черновых и их представителей, расследование это идет достаточно долго. Все это время сохраняется неуверенность в том, что завтра у них будет дом или свободный проезд к нему, ведь один из бетонных блоков никуда не уехал, а как бы в назидание просто стоит в траве на обочине. 

Да и нет им, наверное, дела до этих расследований с возможными махинациями. Им просто хочется, чтобы земля под их домом принадлежала им. Они даже готовы, если это будет возможно, выкупить её и дорогу, чтобы был свободный проезд. Но ни Аслана Каракотова, того самого, который руководил выгрузкой бетонных блоков на дорогу, ни других представителей фирмы, владеющей землей, они больше не видели. Разве что какие-то джипы иногда стоят по вечерам недалеко от дома – тоже манипуляции и запугивания?

А пока, как и было до того, вопросы остаются открытыми. И о том, по праву ли земля принадлежит фирме «Став-Стар», и о том, как можно снизить во много раз стоимость квадратного метра чернозема и что планируется строить на этой территории. Но главное – чего вы хотите от Черновых, господа руководители «Став-Стара»? 

И пока ответы не будут получены, тема останется актуальной. Продолжение следует. 

Фото автора и из архива семьи Черновых.

«Став-Стар», Семья Черновых

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление