На страже рубля и государства

Анна Учаева
Сегодня в Ставрополе состоится торжественное собрание, посвященное юбилею Главного управления Центробанка России в Ставропольском крае. О том, чем занимается сегодня это авторитетное учреждение, какие функции исполняет, - интервью с начальником ГУ ЦБ РФ в СК Леонидом

Антоновичем ТАРАНОМ.

- Госбанку края, говоря по-старому, исполнилось 110 лет. За это время он менял название десять раз, оставаясь проводником государственной кредитно-денежной политики. 'Вечерка' уже рассказывала о давней его истории*, какие наиболее значимые перемены, события в его деятельности на протяжении последнего времени вы бы назвали 'судьбоносными'?

- Если взять минувшие 15 лет, то, конечно же, это формирование в нашей стране современной двухуровневой банковской системы. Нынешние коммерческие банки были созданы на базе упраздненных специализированных государственных, тогда же произошел их бурный рост, достаточно сказать, что в переломном 1990-м в крае появилось 33 КБ. Параллельно началось создание филиальной сети кредитных организаций. Тогда же приняты основные законодательные акты в области банковского дела, которые заложили правовой фундамент для его дальнейшего развития. В ходе реформ были созданы и подразделения расчетной сети Банка России на Ставрополье: головной расчетно-кассовый центр и 11 РКЦ, в том числе 9 межрайонных, которые обслуживают клиентов на территории от двух до шести административных образований. Система расчетов через РКЦ на сегодняшний день является преобладающей, в среднем через них проходит в год около 60% объема платежей.

- ЦБ РФ называют 'главным банком страны'. Какие задачи сейчас стоят перед его региональными подразделениями?

- Среди основных, естественно, на первом месте стоит участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы региона, бесперебойную работу системы расчетов, осуществление надзора за деятельностью кредитных учреждений, организация валютного контроля. Кроме того, за подразделениями ЦБ закреплены такие функции, как организация наличного денежного обращения и монопольное право на эмиссию наличных денег. В частности, наши РКЦ изымают из обращения изношенные купюры, взамен запуская в оборот новые банкноты и монету.

С момента создания Главного управления наши функции претерпевали различные изменения, но неизменными остаются расчетное и кассовое обслуживание клиентов. Их у нас около 1800. Это все коммерческие банки, их структурные подразделения, а также казенные предприятия и организации бюджетов разных уровней, кстати, для них проводим бесплатную ведомственную экспертизу подлинности как российских денег, так и иностранной валюты.

Причем объем платежей динамично растет. Сегодня среднедневное их количество составляет около 30 тысяч документов, тогда как год назад было 25 тысяч, три года - 15,5 тысячи. При этом увеличение финансовых потоков в экономике края повышает требования к скорости проведения платежей. В связи с этим в минувшем году была произведена замена оборудования, программно-аппаратных средств на более современные и мощные комплексы, способные обрабатывать большие объемы информации, что позволило расширить возможности участников обмена электронными документами.

Разумеется, всё это требует квалифицированных кадров. В настоящее время в пяти управлениях, 11 отделах и региональном центре информации ГУ трудятся 759 человек, из них более половины в расчетной сети края. Коллектив сложился стабильный и высокопрофессиональный: почти половина имеет опыт работы в банковской системе более 15 лет, 82 процента -специалисты с высшим профессиональным образованием, около 17 - со средним, у нас работают три кандидата наук. Возраст самый продуктивный - от 30 до 50 лет.

- Сколько КБ, их структур действуют сейчас на территории Ставрополья? Ваша, Леонид Антонович, оценка региональной банковской системы?

- Сегодня население края в достаточной степени обеспечено современными банковскими услугами благодаря успешно работающей инфраструктуре КБ, в которую входят 10 банков, 53 филиала и более 400 внутренних структурных подразделений - дополнительных офисов и 'автономных' операционных касс. Наибольшее количество крупных банковских учреждений находится в городах Кавказских Минеральных Вод и Ставрополе. В сельских районах действуют в основном структурные подразделения филиалов Сбербанка России, выполняя важную социальную задачу по предоставлению банковских услуг в небольших населенных пунктах. Как и остальные, они ведут расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, производят операции на финансовых рынках. Среди приоритетов - обслуживание именно населения, имею в виду, прежде всего, потребительское и ипотечное кредитование.

Большинство банковских учреждений, работающих в крае, стабильно и финансово устойчиво. В подтверждение этого говорит тот факт, что преобладающее их число уже вступило в систему обязательного страхования вкладов, при том что отбор КБ, который осуществлял Банк России, был предельно тщательным. На сегодня остатки вкладов, привлеченных в регионе, застрахованы на 99,7 процента. Остальные, по тем или иным причинам не вошедшие в систему, застрахованы государством.

- Это, разумеется, добавило доверия людей к банкам, и тем не менее - как бы вы охарактеризовали на текущий момент степень доверия населения к российской и региональной банковской системе в целом?

- Главный показатель: увеличиваются вклады или нет? За последние пять лет они выросли более чем в три раза. Вклады населения продолжают играть роль одного из источников формирования ресурсной базы банковского сектора, восстановленную после известного кризиса в 1998 году. К примеру, в минувшем году вклады именно населения обеспечили почти половину прироста ресурсной базы, и это при том, что в середине года возникли некоторые проблемы в развитии денежного рынка. Немаловажен и такой показатель, как срок, на который помещаются вклады. Подчеркну, так называемые 'длинные' дают КБ возможность трансформировать сбережения в инвестиции. С 2000 по 2004 годы удельный вес вкладов населения на срок более одного года увеличился в общем объеме более чем на 57 пунктов и к началу 2005-го составил 70 процентов. В определенной степени о повышении доверия к банковской системе свидетельствует и конкуренция на рынке вкладов. Откройте любую газету, 'Вечерку' в том числе: рекламные объявления об условиях их приема порой весьма отличаются друг от друга...

- А как бы вы охарактеризовали роль банковского сектора в развитии экономики края?

- Его влияние происходит в основном через кредитование хозяйствующих субъектов и населения, проведение депозитных операций с деньгами предприятий и граждан, обеспечение наличных и безналичных расчетов. Если проанализировать объем требований банковского сектора края к нефинансовому сектору экономики, то за минувший год он возрос на 42 процента и составил более 16 миллиардов рублей. На долю промышленности приходится 38 процентов общего объема задолженности, предприятий торговли и общественного питания - 31, сельского хозяйства чуть более 20 процентов. Кстати, зримое отличие краевой структуры задолженности от российской - это высокая доля вложений в АПК: в стране она равняется 3 процентам с небольшим.

В последнее время активизировалась деятельность банковской сферы на рынке потребительских кредитов для населения. Только за минувшие два года их объем увеличился более чем в 4 раза и составил к началу 2005-го 8 миллиардов рублей...

Расширению роли банковского сектора в развитии экономики края мешает ряд проблем. Как в нем самом, так и на предприятиях материального производства. Это высокие кредитные риски, связанные, в первую очередь, с низкой платежеспособностью группы хозяйствующих субъектов, непрозрачность собственности, финансовых потоков, отчетности предприятий. С другой стороны, мала капитализация банковской сферы, дефицит долгосрочных ресурсов, отсутствие системы защиты прав кредиторов и так далее, что сдерживает эффективное взаимодействие КБ с реальным сектором экономики.

- Какой должна быть, по вашему мнению, банковская система в ближайшей перспективе с точки зрения эффективности?

- Она должна отвечать требованиям цивилизованной рыночной экономики: быть конкурентоспособной, устойчивой к кризисным потрясениям и ориентированной не только на полное удовлетворение потребности клиентов в качественных услугах, но и на более активное обслуживание реального сектора экономики. С этой целью в настоящее время и осуществляется реформирование банковской сферы, которое началось после финансово-экономического кризиса августа 1998 года.

Нина ГОЛОВИНА.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов