На сцене Ставропольской филармонии господствовал «Мистер шлягер»

Татьяна Даниелян

Филармоническая афиша, пригласившая публику на концерт с интригующим названием «Мистер шлягер», безусловно, привлекла внимание меломанов, и к назначенному часу в зале был аншлаг. Что же такое шлягер? В переводе с немецкого - гвоздь сезона. Программа концерта была составлена из «гвоздей», созданных композиторами в XIX - XX столетиях и по сей день не утративших популярность и любовь публики.

Слушателям артисты подарили театрализованное музыкальное ревю с танцами, нарядными костюмами, световыми эффектами и красивыми декорациями. Автором идеи, режиссёром и проводником в мир прекрасных ретро-шлягеров стала музыковед Татьяна Диева, которую поддержала и вдохновила на проведение яркого праздника директор Лариса Конева. На приглашение участвовать в концерте откликнулись солисты - вокалисты Ильяс Батчаев, Сергей Захарченко, лауреаты международных конкурсов Марина Сивцова, Юрий Беляев и пианистка Ольга Козырева, скрипач Александр Абрамов, перкуссионист Анатолий Кошанский и вокальное трио камерного хора под руководством главного хормейстера Елены Бутовой. Танцевать артистов учила почётный деятель искусств Ставропольского края, балетмейстер Людмила Панина.

Слева направо - Татьяна Диева, Марина Сивцова, Ольга Козырева, Юрий Беляев, Анатолий Кошанский, Александр Абрамов, Лариса Конева, Ильяс Батчаев, Сергей Захарченко.
Слева направо - Татьяна Диева, Марина Сивцова, Ольга Козырева, Юрий Беляев, Анатолий Кошанский, Александр Абрамов, Лариса Конева, Ильяс Батчаев, Сергей Захарченко.

Праздник начался с первого взгляда на сцену, украшенную старинными канделябрами с горящими свечами, россыпью больших виниловых грампластинок, букетами цветов в красивых вазах и пышно задрапированным занавесом. Музыкальное пиршество открыла «Застольная» из оперы «Травиата» Дж. Верди в исполнении М. Сивцовой, Ю. Беляева, С. Захарченко и И. Батчаева. Премьера оперы состоялась в Венеции в 1853 году. Известно, что многие номера из гениальных творений маэстро на следующий день после премьеры становились шлягерами и звучали на улицах и площадях городов Италии. Такой же любовью уже почти два столетия пользуется «Серенада» австрийского композитора Ф. Шуберта на стихи Л. Рельштаба, которую проникновенно исполнил Ю. Беляев. В роли кокетливой красавицы, отвергающей ухаживания молодого человека, в «Болеро» французского композитора Л. Делиба на стихи А. Мюссе предстала М. Сивцова, а роль влюблённого сыграл А. Кошанский, чётко отбивающий ритм на кастаньетах. На сцене появился С. Захарченко в чёрном плаще и маске, зал заполнил его благородный бархатный баритон в знаменитой арии Мистера Икс из оперетты И. Кальмана «Принцесса цирка», которая стала вершиной творчества композитора. Знакомство с этим жанром продолжилось с выходом М. Сивцовой и И. Батчаева, зажигательно исполнивших дуэт Бони и Стасси из оперетты «Сильва». С итальянскими шлягерами публику познакомил обладатель красивого лёгкого тенора Ю. Беляев. Неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» Э. Куртиса, созданная в 1902 году, была в репертуаре многих выдающихся певцов - М. Ланца, Л. Паваротти, М. Магомаева и других. Она прозвучала в память о великих музыкантах. Песня Ф. Тости «Марекьяре» появилась на свет в 1886 году. Это рассказ о городе, где плещется «темноглазое море» - так переводится слово «марекьяре». Мужественный баритон И. Батчаева в сопровождении скрипача А. Абрамова и перкуссии А. Кошанского в песне мексиканского композитора А. Лара «Гранада» поведал о древнем и вечно юном испанском городе, ставшем символом освободительного движения испанцев от мавров.

Большой раздел программы концерта был посвящён русской музыке. Мастер романса Б. Фомин прожил всего 48 лет. Многие свои сочинения он исполнял сам и не записывал их. К сожалению, они не сохранились, но записанные автором - любимы и постоянно звучат на эстраде. Два романса исполнил И. Батчаев. «Только раз бывают в жизни встречи» - это объяснение в любви композитор посвятил цыганской певице - своей будущей жене М.Масальской. Романс «Дорогой длинною» был навеян воспоминаниями о встречах и разлуках. В исполнении С. Захарченко на фоне звуков плачущей скрипки А. Абрамова прозвучал романс Б. Фомина «Твои глаза зелёные» - укор влюблённого подруге за обманные слова. «Жизни море надо вычерпать до дна...» - пела М. Сивцова в песне С. Покрасса на стихи П. Германа «Что мне горе...». С. Захарченко трогательно исполнил танго «У меня есть сердце» В.Сидорова на стихи А. Д’ Актиля, впервые прозвучавшее в 1939 году в концерте Л. Утёсова. Мини-спектакль разыграла М. Сивцова в песне З. Левиной на стихи Л. Глазковой «Я разлюбила вас». Это страстные переживания женщины, которую покинул любимый. «Я холодна как сталь!» - яростно, со слезами восклицает она... Символично в наши дни прозвучала песня «Ах, Одесса, жемчужина у моря», написанная на салфетке в ресторане М. Табачниковым в 1936 году. Тут же, вместе с друзьями, он сочинил текст и уже на следующий день песня начала триумфальное шествие по городам и весям Советского Союза. Задорно и весело спели её С. Захарченко и вокальное мужское трио камерного хора.

В концерте принял участие молодой талантливый скрипач Александр Абрамов. Его аранжировки украсили пение солистов, а танец «Хора» румынского композитора Г. Динику был исполнен с виртуозным блеском.

Менялись произведения, певцы выходили на сцену в новых костюмах, а за роялем бессменно была хрупкая обаятельная пианистка - лауреат международного конкурса Ольга Козырева. На ней держалось всё большое первое отделение концерта. Тонкий деликатный аккомпанемент оттенял самые лучшие стороны каждого вокалиста. Сольная игра Ольги тронула души слушателей. Знаменитый Вальс № 7 польского композитора Ф. Шопена, созданный в 1847 году и навеянный воспоминаниями о Марии Водзинской, в которую он был влюблён, прозвучал в исполнении Ольги романтично и душевно. Нежно и вдохновенно пианистка исполнила джазовую композицию одного из родоначальников советского джаза А. Цфасмана, которую плавно подхватила М. Сивцова в романсе «Плачет рояль» Б. Прозоровского на стихи Е. Руссата. «И чего-то до слёз и до боли мне жаль, в тёмном зале смолкает рояль...».

В антракте все ретро-украшения покинули сцену. Опустился занавес с переливающимися всеми цветами радуги дисками, и слушатели погрузились в совершенно иной мир музыки. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» была создана в 1970 году 22-летним американским композитором Э.Л. Уэббером на слова 26-летнего поэта Т. Райса. Легендарное произведение стало классикой этого жанра и почти полвека живёт на эстраде, не утратив популярности. Действие оперы происходит в Палестине в I веке нашей эры и повествует о последних дня земной жизни Иисуса. В исполнении И. Батчаева прозвучала ария царя Ирода - правителя Иудеи, в которой распутник и гуляка глумится над Иисусом. Красный шарф, жонглирование большим чёрным зонтом, танец и резкий голос с хрипотцой помогли артисту создать яркий образ отрицательного персонажа оперы. Мюзикл «Призрак оперы» Э.Л. Уэббер создал в 1986 году на основе романа французского писателя Г. Леру. Молодая талантливая певица Кристина становится объектом одержимости таинственного музыкального гения, прячущего под маской обезображенное лицо. Прекрасный вокал продемонстрировали в дуэте Кристины и Призрака М. Сивцова и Ю. Беляев. Философски исполнил С. Захарченко популярную песню «Мой путь» Ж. Рево и К. Франсуа. «Мой путь, моя судьба надежд, ошибок и сомнений...». Когда звучала прекрасная мелодия Ж. Гарваренца «Вечная любовь» в проникновенном исполнении М. Сивцовой и Ю. Беляева, вспомнились кадры из фильма «Тегеран-43», снятого режиссёрами А. Аловым и В. Наумовым. Именно по их просьбе была написана эта песня для фильма.

В финале музыкального ревю все артисты вышли на сцену под мелодию «Время прощаться» из репертуара А. Бочелли. А так не хотелось расставаться с замечательными музыкальными композициями, с прекрасными артистами - гордостью нашего города. Уставшие, но очень счастливые участники концерта принимали долгие восторженные аплодисменты публики и возгласы «браво!».

Фото автора.

ставропольская филармония

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление